Вы здесь
Дорогой недорогой светодиодный свет
На телевидении и в кино стали появляться осветительные приборы нового поколения. Они по-тихому вытесняют традиционные приборы накаливания, галогеновые, люминесцентные, и фронт их номенклатуры достаточно широк от направленного с линзой Френеля до мягкого заполняющего.
Есть некоторые сдерживающие факторы, которые не позволяют пока что светодиодному свету быстро ворваться в рынок телевидения и кино. Он достаточно дорог, о чем можно поспорить, если правильно посчитать. Да к тому же до недавнего времени не было достаточно мощных качественных светодиодов, пригодных для использования в кино и ТВ. Но самое главное - это их непредсказуемый полосовой спектр, который искажал цветопередачу, и профессионалы отдавали предпочтение испытанным инструментам освещения.
С появлением новых технологий появились новые светодиоды: мощные, с ровным спектром, стабильной цветовой температурой. И производители осветительного оборудования тут же отреагировали, предложив новое поколение осветительных приборов.
В настоящее время промышленность выпускает даже 3-хватные качественные светодиоды (20-10 ваттные не в счет – это для освещения тротуаров). Когда я учился в школе, начале 80-х, мы экспериментировали со светодиодами мощностью всего лишь 0,015 Вт. Даже десятка таких элементов не хватило бы на карманный фонарик. Но нам всегда говорили – будущее за светодиодами, и вот будущее пришло.
Помимо мощности, которая важна, светодиоды должны обладать еще некоторыми характеристиками, которые позволят их использовать в профессиональном осветительном оборудовании. В первую очередь это стабильность цветовой температуры CCT и высокий индекс цветовой передачи CRI.
Цветовая температура светодиодов зависит от подаваемого на него напряжения и физической температуры его тела, точнее, подложки на которой расположен полупроводник. Если с напряжением более или менее понятно, достаточно его точно стабилизировать, то с нагревом элемента проблема несколько сложнее. Для этого разработчиками осветительных приборов были созданы различные системы охлаждения. Мощные светодиоды не просто меняют свою температуру без охлаждения, они сгорают в собственном жару через несколько секунд после включения. Поэтому светодиоды устанавливаются на радиаторы, которые для улучшения теплообмена обдуваются нагнетаемым искусственным или естественным потоком воздуха. Следует отметить, что искусственное нагнетания воздуха подразумевает использование вентиляторов, которые могут создавать дополнительный шум, что не приемлемо для использования в студиях.sanrepian
Одно из решений, которое позволяет эффективно охлаждать светодиоды без искусственного нагнетания воздуха, разработала компания Brightcast. Каждый светодиод снабжен радиатором, который имеет длинный корпус, его основное тело вынесено за пределы осветительного прибора. Дополнительно конструкция панели создает естественное нагнетание воздуха с прохождением его внутри прибора для дополнительного охлаждения элементов. Этого достаточно, что бы соблюдать необходимый температурный режим.
Так происходит борьба с дрейфом цветовой температуры, но на практике она должна быть не только стабильной, но и управляемой, как правило, в пределах 3200-5600К. Это можно сделать путем замены светодиодов, но долго, установкой фильтров, но их может не быть в наличии, и они снижают яркость светового потока. Прогнозируемое изменение цветовой температуры путем варьирования напряжения питания пока что невозможно. Поэтому, как правило, применяется вариант, в котором два типа светодиодов с постоянными температурами 3200K и 5600К, устанавливаются в одну панель и управляются одним контроллером. Цветовая температура изменяется за счет изменения яркости свечения каждой группы светодиодов по отдельности. Смешанный спектр от этих групп в зависимости от пропорции их свечения относительно друг друга будет давать необходимую цветовую температуру. Такой метод удобен, компактен и универсален. Хотя должен заметить, что использовать на полную мощность такой прибор не получится. Светодиоды горят всегда «вполнакала» или на полную мощность, но только половина из них. Тем не менее, это самое лучшее, хотя и компромиссное решение.
Еще один параметр, который выражено определяет качество производимого света - индекс цветовой передачи CRI, параметр, характеризующий уровень соответствия естественного цвета тела видимому (кажущемуся) цвету этого тела при освещении его данным источником света. Как оказалось не всегда предметы, освещенные разными светильниками с одинаковой температурой, кажутся нам одинаковыми по цвету. Считается, что для профессионального освещения в студии пригодны лампы класса 1А, с индексом цветовой передачи более 90. К этому типу ламп относились только некоторые галогеновые и люминесцентные лампы. До недавнего времени светодиоды не обладали такими качествами, что и было причиной их отсутствия на профессиональных съемочных площадках.
Пару лет назад телеканал «1+1» запланировал приобрести комплекты накамерных светодиодных приборов производства компании SWIT. Несмотря на то, что светильники имели стандартную цветовую температуру, они были забракованы операторами телекомпании из-за низкого индекса цветопередачи. В претензии не упоминался CRI, претензия заключалась в том что «они сильно зеленят», другими словами обладают выраженным полосовым спектром с преобладанием зелененого цвета, что говорит о низком уровне индекса цветопередачи, менее 90. Такие перекосы можно было бы выровнять фильтрами, но стоит ли, если уже появились светодиоды высокой мощности с индексом цветопередачи более 90.
Компания Brightcast, изготавливает осветительное оборудование из светодиодов, которые специально заказывает у компании Philips Lighting для своих целей, и тщательно отбирает и тестирует индивидуально каждый светодиод. Таким образом, все световые приборы производства Brightcast имеют индекс цветопередачи выше 90, что позволяет использовать их в профессиональном кино и теле производстве.
На диаграмме ниже хорошо видно отличия между светильниками для профессионального (CRI >90) и бытового или промышленного использования (CRI
Все светодиодные осветительные приборы оснащены регулятором яркости. До недавнего времени такая регулировка была возможна только с применением ШИМ-контроллера. Это устройство, которое подает напряжение питания на светодиод в импульсном режиме. Чем реже и короче импульс, тем слабее светит светодиод. При такой схеме включения цветовая температура светодиода изменялась меньше, чем просто при уменьшении напряжения питания. И такие схемы включения применялись в некоторых недорогих осветительных приборах. Но применение такого метода крайне ограничивает использование приборов в профессиональном сегменте, так как неизбежны мерцания освещения, особенно заметные для сенсора видеокамеры. И опять же прогресс не стоит на месте и компании разработали и уже производят светодиоды с аналоговой регулировкой яркости свечения, то есть постоянным током без мерцания, и что немало важно без изменения цветовой температуры. В светодиодных приборах Brightcast применяются именно такие элементы, поэтому нет необходимости перебалансировать камPcеры при изменении яркости освещения.
Если говорить о светодиодной продукции для профессионального освещения вообще, то не выделить продукты производимые компанией Brightcast нельзя. Это три линейки светодиодных приборов, которые включают: накамерный свет, светодиодные панели двух серий и приборы направленного света с линзой Френеля.
Интересна номенклатура накамерных светильников, они представлены тремя совершенно разными типами приборов: с традиционным форм-фактором накамерного светильника, светодиодная панель и объективные кольца. Каждый прибор имеет свои особенности и отличия от аналогичных, которые уже массово выпускаются в мире.
Накамерный световой прибор BC5 имеет на вооружении десять трехваттных светодиодов, что в сумме дает тридцать ватт. Много это или мало. По разным оценкам это от трех до шести раз ярче, чем галогеновый светильник аналогичной мощности.
Одна из причин, по которой многие недолюбливают светодиодные светильники, - отсутствие фокусировки. В BC5 применяется откидная фокусирующая пластина с 10-тью линзами, с помощью которой можно изменить угол рассеивания светового луча от 120 до 45 градусов, конечно дискретно. Также как и во всех световых приборах такого плана, присутствуют шторки, и откидная рамка для фильтров. Это намного выгоднее, чем просто откидной фильтр. Сверху прибора размещен «холодный башмак», в который можно установить дополнительное устройство. Как правило, устанавливая свет на камеру, мы лишаемся возможности использовать крепление «башмак» для других целей. Разработчики Brightcast решили эту проблему легко и элегантно. На задней стороне расположено посадочное место для аккумуляторов, так что можно использовать точно такие же, как и в камерах Panasonic или Sony. Они могут служить от двух до 6-ти часов непрерывно на максимальной яркости (она регулируется 0-100%), в зависимости от емкости. Также можно запитать свет от камеры с помощью кабеля D-Tap или от сетевого адаптера питания.
Другое, уже классическое, решение для накамерного прибора – светодиодная панель Brightcast RC7, в которой используется 90 светодиодов Piranha (Philips Lighting) с продолжительностью срока службы более 100.000 часов и потреблением всего 18 Вт в общей сложности.
Яркость светильника можно регулировать вручную с помощью ручки на задней панели от 0 до 100% без изменения цветовой температуры. Цветовая температура изменяется с помощью фильтров, которые крепятся к корпусу светильника при помощи магнитов и могут каскадироваться. Кстати каскадироваться, благодаря «холодному башмаку», расположенному в верхней части светильника могут также и сами светильники. На обратной стороне прибора расположен цифровой экран с индикацией яркости свечения от 0 до 255 единиц с шагом в одну единицу. Это удобно, достаточно запомнить несколько базовых уровней, что бы перестать тратить время на регулярные эксперименты.
Не совсем привычный вариант накамерного света, но давно применяемый и известный – светодиодные кольца для крепления на объектив камеры. Таких моделей у Brightсast – две: RY12 и RT12. Обе модели имеют свои разновидности: с регулировкой цветовой температуры и без. По умолчанию приборы без регулировки цветовой температуры поставляются со светодиодами 5600К, при необходимости их температуру можно изменить при помощи конверсионного фильтра, который идет в комплекте.
Одна из главных особенностей этих светильников – светодиоды расположены таким образом, что они создают очень ровный свет, как в центре так и по краям, более того их конструкция предполагает, в отличие от традиционных световых приборов, очень мягкие тени в центре. Это хорошо видно, например, в районе подбородка.
Также, эргономика светодиодного прибора выполнена таким образом, что он не мешает использовать другие устройства камеры: ручки управления, внешние и внутренние микрофоны. Светильник жестко крепится и благодаря малому весу практически не нарушает балансировку камеры. Для удобства оператора на тыльной стороне прибора расположены цифровые мониторы уровня яркости и цветовой температуры.
Мощные световые панели Brightcast представлены двумя сериями BP и RP, которые можно использовать в студиях и вне студий на штативах или подвесах.
Серия BP оснащена 3-х ваттными сменными светодиодами и сменными линзами. Это очень интересное решение.
Пользователь может иметь два комплекта светодиодов с разными температурами 3200К и 5600К и устанавливать их в любом соотношении. Кроме того в панелях предусмотрена замена линз с разными углами рассеивания: 15°, 30°, 45°, 88° и 15°x50. Таким образом, пользователь может полностью управлять конфигурацией панели. Несколько дороже панели с регулировкой цветовой температуры.
Световые панели оснащены двумя слотами для фильтров. В стандартном комплекте присутствуют рассеивающий и прозрачный фильтр, опционально могут устанавливаться шторки. Слоты для фильтров устроены так, что они гарантируют защиту от их выпадения, даже если вы переверните светильник вверх тормашками.
Светильник может запитываться от аккумуляторов с креплениями V-Lock или A/Bauer (Sony/Panasonic) или от сети через адаптер.
Самый маленький из этой серии световой прибор имеет размер 16" по диагонали, оснащен 32-мя светодиодами и потребляет не более 96 Ватт. Что бы оценить его светосилу, я привожу его фотометрику в сравнении с фотометрикой люминесцентного светильника почти аналогичной мощности Visio (110Вт).
В этой серии есть один уникальный светильник Brightcast BP18F, который не просто уникален, а, как я полагаю, единственный в мире с подобными характеристикам. Это первый в мире светодиодный прибор в составе которого 36 3-ватных светодиодов с плавной регулировкой фокуса в диапазоне от 4 до 50 градусов. Профессиональная оптическая система фокусировки позволяют создать яркий световой поток, который может высветить пятно на расстоянии до 30 метров. Это показательное невероятное для светодиодного осветительного прибора пятно на потолке можно наблюдать на фотографии рядом. В остальном светильник аналогичен по параметрам другим в своей серии. Также в серии присутствуют более мощные приборы с диагоналями 24" и 32". 32-дюймовые панели предназначены для использования в ультра больших студиях и могут работать только от сети.
Несколько доступнее по цене серия RP, в которой используются менее мощные светодиоды, но в большем количестве. По функционалу серия RP мало чем отличатся от BP. Разве что наличием в ней светильников начального уровня Storm, которые дешевле и ограничены тем, что не могут работать от автономного питания. Интерес вызывает и подвид серии RP - Butterfly.
Собственно этот подвид не имеет ничего нового, кроме своей 3D конструкции. Она объединяет два световых прибора единым демпферным креплением, что в действительности несколько напоминает крылья бабочки. Хотя мне кажется это больше похоже на солнечные батареи. Но «бабочка» романтичнее, согласен. И это еще одно ноу-хау компании Brightcast.
Элегантные ультратонкие крылья «Бабочки»– первые такого рода осветительные приборы. Панели регулируются в любых направлениях благодаря своей много осевой системе демпфирования, которая обеспечивает свободу 270° по вертикали и 180° по горизонтали.
Это обеспечивает двойное освещение, смягчая тени и тоньше высвечивая детали в затемненных участках в сравнение с приборами моно.
В сложенном состоянии светильник Butterfly имеет размер чуть более одной 16" панели, и вы можете легко хранить его с батареями, фильтрами и другими аксессуарами.
И последняя серия, которая представлена лишь двумя приборами - светодиодные светильники с линзами Френеля. Приборы отличаются друг от друга лишь одной функцией - регулировкой температуры – HS9 -345 – имеет, а HS9 – нет. Приборы имеют мощность по 200 Ватт, что приблизительно эквивалентно светильнику с нитью накаливания 750 Вт. Конструкция также позволяет устанавливать сменные линзы с b800углами рассеивания: 15°, 25°, 45°, 60°. В результате чего можно получить мощный ультра направленный свет.
Несмотря на то, что прогнозируется (впрочем, как это всегда бывает), что цены на светодиодный свет будут существенно снижаться, приборы еще достаточно дороги. Это обусловлено в первую очередь несовершенством технологий производства самих светодиодов. Большой отсев некондиции для профессионального сегмента рынка, заставляет производителей держать высокую цену. Но на самом деле, так ли дороги светильники, срок службы которых без замены светодиодов, более 50 000 часов. Даже при ежедневной работе с ними - это более 15-ти лет по 8 часов в день. Кстати говоря, светодиодные панели Brightcast изготавливаются в жестких металлических корпусах, способных выдержать давление до 300 футов. Производитель гарантирует, что им не страшны падения со штатива. То есть по нашему их еще можно и буцать.
Вы имеете хоть один прибор старше 15-ти лет?
Пятнадцать лет без замены лампочки. Пятнадцать лет с потребляемой мощностью в три-шесть раза меньше обычной. Я уверен, что он быстрее вам надоест, чем выйдет из строя. Срок службы мощной галогеновой лампы 50-300 часов. Можно разориться. Но даже если посчитать в сравнении с люминесцентными лампами, стоимость которых около 35 долларов, а срок службы около 2000 часов то экономия только на лампах составит 1750 долларов, почти – стоимость одного хорошего светильника, или пары попроще. Что касается электроэнергии, то например если сравнивать приборы с линзой Френеля, то один 200 ваттный прибор Brightcast HS9, установленный вместо, например, эквивалентного Arri Junior 650 с нитью накаливания, за жизненный цикл сэкономит около 2750 долларов США.
Вот такие дорогие недорогие светодиодные осветительные приборы.
Подготовленно по материалам предоставленным компанией "Фаербаг видео системы", источник: videoprotest.com
я уверен, что за этим будущее. Причем ближайшее. Малая электроэнергия - это значит мобильность. Никаких генераторов, розеток - все на батарейках/аккумуляторах.
при достаточном бюджете, можно использовать просто кучу разнообразных светодиодных фонарей и тем самым нарисовать сцену так, что невозможно было бы сделать лет 10-15 назад…