Вы здесь

Целостность сцены, фокус

Необходимость связности

Руководитель по сценарию во время съемки несет ответственность за то, что между кадрами и сценами сохраняется связность и непрерывность. Это значит, что актеры должны быть одеты в ту же одежду, с теми же украшениями, с той же прической. Если в одном кадре у персонажа сигарета догорела до середины, то это должно быть соблюдено в каждом дубле.

Без сохранения целостности и связности фильм превращается в серию рассогласованных моментов, которые уничтожают ощущение реалистичности у зрителя. Внимательно спланированное отсутствие преемственности может стать эффективной техникой для вызова напряженности и путаницы на сцене, но не нужно этим злоупотреблять.

Сохраняйте важные заметки. Цифровая камера может способствовать в сохранении целостности. Делайте фотоснимок актеров после каждой сцены, или хотя бы в конце каждого съемочного дня, и делайте быструю распечатку картинки.

Руководитель по сценарию должен также отмечать любые изменения в сценарии и в диалогах, которые случились во время съемки.

Ему также нужно быть готовым, чтобы напомнить актерам о их ролях, если они что-то забудут.

Фокус

Во всех камерах, снимающих видео, присутствуют линзы, которые фокусируют свет на светочувствительный материал. Одно из довольно мощных техник в кинематографии включает тщательно спланированное использование фокуса.

Линза способна получить изображение в фокусе только с одного расстояния, как на следующем рисунке.

Фокус объектов через линзу при съемке на камеру

Объекты, расположенные ближе или дальше этого расстояния будут в различной степени не в фокусе.

Изображение при фокусировании объектов

Результат фокусирования

Есть несколько составляющих, которые возможно скорректировать для контроля нужного изображения.

У линз есть параметр - фокусное расстояние, которое определяет степень увеличения изображения. Широкоугольные линзы уменьшают изображение и делают его более удаленным. Телеобъективы формируют увеличенное и приближенное изображение. Объективы с переменным фокусным расстоянием (ОПФ), или трансфокаторы могут изменять фокусное расстояние.

Т.к. телеобъективы увеличивают изображение, то те объекты, которые размещены не в фокусе, будут казаться еще более расфокусированно. Широкоугольные линзы создают изображение, где все объекты выглядят в фокусе. Изменение фокусного расстояния также изменяет проекцию, как вы видите на следующих иллюстрациях.

Фокус - широкоугольная линза

Фокус широкоугольной линзы

Фокус  - телеобъектив

Фокус телеобъектива

У линз также есть регулировка - диафрагма (апертура), с помощью которой можно настраивать, сколько света пройдет через линзу. Размер апертуры определяется диафрагменным числом, которое определяется отношением входного зрачка к заднему фокусному расстоянию f'/D. Чем выше число диафрагмы, тем уже относительное отверстие, и тем меньше света попадает на плёнку или матрицу камеры. Раскрывая диафрагму линзы путем выбора меньшего числа диафрагмы, делает изображение объектов, расположенных не в фокальной области, еще более не в фокусе.

Фокус - открытая диафрагма линзы

Объекты при открытой диафрагме линзы

Закрытие диафрагмы линзы формирует изображение объектов более сфокусированных.

Фокус - закрытая диафрагма линзы

Объекты при закрытой диафрагме линзы

Использование телеобъектива с широкой диафрагмой дает эффект, когда все окружающее пространство расфокусировано, а сам объект находится в фокусе. Это будет удачным способом съемки персонажей, ведущих диалог, когда вы не хотите, чтобы зрителей отвлекало что-то, находящееся позади героев. Если вы хотите, чтобы все внимание зрителя было приковано к объекту съемки, нужно добиться того, чтобы все остальное хотя бы немного не попадало в фокус. Сравните эти два изображения.

Фокус, сфокусированный фон

Фокус, сфокусированный фон

Фокус, расплывчатый фон

Фокус, расплывчатый фон

Видите, как расфокусирование фона создает более отчетливый образ объекта.

Людям, снимающим на цифровые видеокамеры, будет очень непросто добиться этого эффекта, т.к. малый размер датчиков видеоизображения и диафрагмы линзы, в отличие от пленочных 35-миллиметровых камер, приводит к тому, что все объекты попадают в фокус.

Изменение размера диафрагмы также регулирует, сколько света попадает на светочувствительный материал в камере, а, следовательно, насколько ярко будет выглядеть картинка. Открытие диафрагмы создаст яркое изображение, и, соотвественно, закрытие - более темное.

У нас возникнут трудности, если мы захотим целенаправленно выставить фон не в фокусе. Этот эффект можно компенсировать изменением выдержки затвора, определяющей, как долго светочувствительный материал будет подвергаться воздействию света.

Когда съемка проходит в темноте, особой возможности закрывать диафрагму, менять выдержку затвора не будет, как и не будет возможности открывать диафрагму при ярком свете, кроме как делать большую выдержку.

Если вам нужно оставить широкую диафрагму при ярком освещении, можно использовать нейтральные (серые) светофильтры, представляющие из себя части листового стекла, окрашенного в темно-серый цвет, тем самым пропуская лишь незначительное количество света.