Вы здесь
Константин Фролов о работе с пространством и временем при съемке в формате 360 и виртуальной реальности
Эта статья будет полезна тем, кто изучает и хочет открыть новые возможности реализации различных креативных концепций съемки в формате виртуальной или дополненной реальности.
Многие современные технологии, перед тем как обрести массовую популярность и навсегда войти в нашу жизнь, проходят несколько этапов развития и принятия аудиторией. Обычно, первое знакомство с технологией и её принятие является самым сложным, потому как люди не понимают, как в принципе можно работать с этими новыми технологиями, что с ним делать, нет разработчиков и нет совершенно никаких материалов, от чего отталкиваться. Прямо сейчас это происходит и с виртуальной реальностью. Мы уже на пороге второго этапа, и через несколько лет виртуальная реальность ворвется в наши жизни. Мы все будем частью этого прогресса. Самым важным фактором для развития всегда являются мотивированные люди и соответственно те, кто создают контент и создают продукты для взаимодействия с виртуальной реальностью.
Уже несколько лет я занимаюсь изучением виртуальной реальности и камер 360. И все это время я разрабатывал концепцию использования монтажа в пространстве 360. Как кинооператору с огромным стажем, мне всегда было интересно создавать и экспериментировать. И когда при обсуждении концепции для нового клипа группы Pudra зашла речь о том, чтобы использовать виртуальную реальность, ко мне пришла идея использовать мои многолетние разработки для съемок клипа, уникального в своем роде. Я предложил снять музыкальное видео в формате VR и предложил уникальную концепцию, которая до этого нигде не использовалась, и главному продюсеру очень понравилась эта идея.
В итоге мы получаем клип в формате 360, где в одном пространстве в нескольких локациях присутствуют и свободно перемещаются по ним одни и те же герои. При таком подходе главная задача - построить кадры так, чтобы из нескольких дублей можно было смонтировать картинку в один клип. Моя концепция заключается в том, чтобы организовать на площадке такое помещение, в котором бы всегда был постоянный свет, при этом площадка была разделена на отдельные невидимые зоны, между которыми незаметно для зрителя могли бы перемещаться герои в течение всего клипа.
Моей основной идеей было создать на площадке пространство, которое позволит нам гармонично смонтировать все сцены, но при этом оставить пространство без визуального изменения между кадрами. И в тоже время нам было важно, чтобы в конечном итоге клип смотрелся органичным и зрители понимали, что и где происходит в пространстве, и не нужно было бы крутить головой постоянно, чтобы охватить весь весь материал. Для реализации концепции в помещениях с контролируемым светом, мы создали несколько разных “входов” и “выходов” из сцены, которыми будут пользоваться актеры для перемещения в пространстве. Такими выходами могут служить двери, это могут быть окна, дверные проемы.
Так как основная сложность и главный ключ к успеху при создании такого видео - это монтаж, то результат зависит от того насколько спланирован каждый кадр. Для того чтобы у нас все получилось, нам пришлось разделить наше пространство на отдельные участки, как куски одного большого пирога. Такой подход к пространству как к “пирогу” дает нам возможность монтировать даже небольшие, даже самые маленькие куски с разными кадрами внутри пространства. Очень важно обратить внимание на композицию, постоянство света и постоянство теней. Движущиеся тени не могут заходить на другие кусочки монтажные куски, в таком случае два кадра склеить мы не сможем. . Таким образом важно, чтобы каждый кадр или монтажный полигон имел свои определенные невидимые или видимые границы.
Очередность съемки и временные промежутки так же являются критичными, в процессе подготовки нужно учитывать каждую деталь и каждое перемещение предметов в пространстве, иначе это также невозможно будет смонтировать. При последовательной съемке каждой сцены, а именно каждого монтажного куска “пирога”, нужно спланировать временные промежутки так, чтобы в процессе монтажа разные сцены не накладывались друг на друга в одном куске. Более того, концепцию, которую я разработал, мы усложнили тем, что в течение всего клипа количество монтажных кусков было разное. В процессе подготовки я разделял наше пространство на 2 куска, потом на 6, на 8, на 3. Главные герои клипа могли пересекать сразу несколько разных кусков, при этом наше пространство оставалось без изменений.
Несколько месяцев мы потратили на проработку каждого движения каждого актера в кадре, где присутствовало до 7 человек одновременно, постоянно перемещаясь внутри виртуального пространства.
При изменении количества монтажных кусков нужно серьезно следить за тенями, они - самый сложный этап в производстве. Поэтому стоит обратить внимание на использование визуальных границ, чтобы движение теней в определенный момент времени перекрывалось другими тенями. Важно не менять световую композицию иначе она создаст проблемы в монтаже.
Для того чтобы подготовить актеров к съемке, нужно принять во внимание тот факт, что при таких съемках очень много времени будет тратиться на понимание границ работы актера в определенный момент времени. Эта технология требует огромных усилий от актера. Помимо актерской игры, главным героям придется работать с пространством и временем. Даже одна секунда может сильно повлиять на весь последующий монтаж. Репетиции и тренировки могут длиться до несколько месяцев, для того, чтобы главный герой смог на площадке полноценно отработать.
Финальный результат моей работы вы можете посмотреть на видео ниже(обязательно смотрите в очках VR)..
Я бы хотел отметить что виртуальная реальность дает вам возможность не останавливаться на определённых замыслах и задумках и всегда есть возможность развиваться, поэтому всем кто решил заняться виртуальной реальностью я желаю больших успехов творческого развития и надеюсь, что в ближайшие годы мы все прорвёмся виртуальный мир повсеместно.
Константин Фролов.