Вы здесь

Правила съёмки и как их рушить

В предыдущих статьях мы приводили базовые правила по ракурсам и съемке кадров. Кинематографисты обычно руководствуются данными Мастерскими кадрами, потому что это необходимый минимум, который нужен в съемках.

Традиционные правила, касающееся охвата, необходимы, чтобы владеть всеми вариациями, которые вам могут понадобиться для редактирования каждой сцены. Обзорный ракурс нужен для информирования зрителя, где происходят события. Основной план понадобится для представления общего вида на сцене. Разнообразие ближних планов актеров с разных ракурсов, расстояния и в различных комбинациях даст вам возможность получить огромный выбор кадров во время монтажа.

Каждая сцена снимается раз за разом, в каждой серии кадров до тех пор, пока вы не получите действительно качественный дубль, в котором актеры справились со своей задачей и отыграли свои роли в нужном эмоциональном настрое.

В большинстве фильмов с большим бюджетом это частое явление. Каждый кадр снимается по 15 дублей, чтобы гарантировать достаточное количество качественного материала. Кинематографисты с ограниченным бюджетом не могут себе позволить такую беспечность в своем методе, а наиболее успешные режиссеры очень продуманно подходят к съемке каждой из сцен, независимо от того, какой у них бюджет, по другим причинам.

Актеры после серии дублей устают и начинают скучать. Их производительность и отдача падают. Часто случается, что актерам даже после долгих репитиций требуется разогрев. Первые пара дублей содержат мелкие оплошности. Затем третий-четвертый дубль обычно выходят наиболее удачными. После этого у актера пропадает энузиазм к этой сцене, и каждый последующий дубль проходит с все меньшей отдачей. Снимайте столько дублей, сколько вам нужно, чтобы добиться нужных эмоций, затем один дубль - "страховочный", и затем остановитесь.

Причиной большого количества дублей может стать изматывание слишком возбужденного актера в сцене, где в последних сценах требуется изнуренный персонаж. Если вам кажется, что актер не в состоянии в данный момент показать нужную игру, сделайте перерыв. Когда он немного отдохнет, если нужно, отведите его в сторону и напомните о тех событиях, которые вызывают у персонажа соответствующие эмоции на сцене. Затем попробуйте снять снова.

Если у режиссера хорошее понимание сцены, он будет знать, что некоторые кадры не понадобятся в процессе редактирования. Так зачем их снимать? Если вы не ставите целью показать зрителю место действия, то обзорный и общий планы не понадобятся. Нужны только средний и ближний план. Если сцена предполагает эмоциональные всплески одного из актеров, то понадобится макро крупный план, а если эмоций мало, то данный кадр не понадобится.

Хороший режиссер заранее продумывает все кадры, которые ему нужны в каждой сцене. Обычно в работе происходит слишком много событий, и невозможно нормально сконцентрироваться на выборе нужных планов. Ваша цель - это просто получить кадры с нужных ракурсов, которые необходимы для хорошего монтажа. Все остальное будет излишним.

Актеры склоняются к тому, чтобы во время съемки диалогов их снимали вместе в едином потоке. Хотя это естественный способ обычной коммуникации между людьми, может оказаться довольно затруднительно сделать нужную нарезку кадров от одного ракурса к другому.

Важное замечание: делайте паузу на долю секунды после фразы одного актера и прежде, чем второй начнет говорить свою реплику. Это особенно касается крупных планов. Эта пауза дает возможность совмещать различные кадры вместе. В эти моменты монтажеру нужно будет изменять картинку. Паузы можно будет обрезать, сокращать, можно даже воспользоваться ускорением или замедлением темпа в сцене.

Чтобы монтаж выглядел наиболее естественно, лучше обрезать кадры во время какого-то движения. Это или смена угла обзора камеры, или движение персонажа, как, например, вставание со стула или поворот головы и взгляд в другую сторону. Поэтому важно во время съемок, чтобы актеры все время были в движении и жестикулировали, тем самым они не нарушат построение кадров. Быть в движении - это вполне ествественно, люди в жизни редко находятся в неподвижности.