Вы здесь
Как сценаристу стать режиссером: опыт Криса Спарлинга
У автора сценария «Погребенный заживо» Криса Спарлинга премьера: выходит его новый фильм ужасов «Институт Аттикус». На основе накопленного опыта Крис делится идеями о том, как сценаристу сесть за режиссерское кресло.
Я прошел половину пути в профессии кинодраматурга. Занимаясь этим уже 15 лет, 6 из них профессионально, я чувствую, что могу об этом заявить. В целом, это довольно просто - не искусство и не ремесло сценариста, а сам процесс - сидишь за столом перед компьютером и строчишь по клавиатуре. Ты создаешь любовные сцены, смертельные сцены, погони и автокатастрофы, диалоги и монологи - все по нажатию на клавиши. Но затем происходит сумасшествие: приходят люди и начинают снимать фильм по тому, что ты написал. Я полюбил эту процедуру, с уважением к ней отношусь и уже изучил ее. Но этим летом я совершил нечто, что полностью разрушило всю схему. Я стал тем человеком, который снял фильм по собственному сценарию.
Во время съемок моего режиссерского дебюта «Институт Аттикус» я очень многому научился. Мне также повезло с друзьями-фильммейкерами, которые давали мне полезные советы и идеи. Хочу вам о них рассказать:
1. Окружайте себя талантливыми людьми
Вы - это люди, которые вас окружают. И в кинопроизводстве это еще бОльшая истина. Если вы новичок в режиссуре, вам необходимо положиться на более опытных ребят. Так что выбирайте команду с умом - особенно на ключевые позиции.
2. Не бойтесь сказать «Я не знаю»
Не бойтесь этих слов. Не бойтесь выглядеть глупым из-за того, что вы чего-то не знаете. Люди знают, что это ваш режиссерский дебют, и они понимают вашу ситуацию. Вместо того, чтобы вводить всех в заблуждение и тратить их время, делая вид, что вы все понимаете, лучше признайте свое неведение в этой области знаний и вместе решите задачу.
3. Но изучайте все необходимое
Я имею ввиду, делайте домашнее задание. Готовьтесь. Если вы не были ранее режиссером, поговорите с другими режиссерами, узнайте подводные камни, которых стоит избегать, как они работают с актерами и т. д. Мне улыбнулась удача, я смог пообщаться с такими специалистами, как Родриго Кортес, Гари Грей, Даниэль Штамм, Дэвид Брукс и Эрик Хайссерер. Если вы не знакомы с другими режиссерами, идите в интернет и читайте интервью с вашими любимыми режиссерами, смотрите их комментарии на DVD. Чем больше подготовительной работы вы проведете и чем больше времени потратите на самообразование, тем эффективнее вы сможете работать на площадке.
4. Найдите подходящего кинооператора
Этот совет можно было включить в пункт №1, но, мне кажется, ему нужно выделить особое внимание. Алекс Вендлер, мой кинооператор в «Аттикусе», сыграл важную роль в содействии для переноса моего видения со страниц на экраны. Мы понимали друг друга на интеллектуальном и на художественном уровне, но, что более важно, мне этот человек сразу понравился. Это может показаться тривиальным, но, уверяю вас, это не так. Если вы новичок и не в ладах с оператором, то у вас серьезные проблемы, т.к. он может не вытерпеть вашу неопытность. В свою очередь, вы можете столкнуться с трудностями в объяснении своих идей. И какими бы ни были ваши рабочие процессы, вы должны помнить, что этот талантливый человек создает для вашего фильма хорошую картинку, и он играет очень важную роль.
5. «Решайте сами» - не приемлемый ответ в большинстве случаев
Для осознания данной мысли у меня ушло несколько дней. Факт в том, что если кто-то - художник-постановщик, художник по костюмам, кто-угодно - приходит и просит вас принять решение по какому-либо вопросу, они ожидают (и заслуженно) получить конкретный ответ. Им совсем не хочется услышать «Это не важно, решай сам,» по ряду причин: 1) Это важно, особенно для них. Подобное заявление оскорбляет их самих и их ремесло 2) Несмотря на то, что они вполне могут сами принять решение, скажем, выбора цвета обуви или типа зонтика, который будет носить персонаж, они задают вам вопрос из уважения к специфике вашего видения, и они хотят сделать все возможное, чтобы это видение было воплощено в полной мере. Итак, если даже вас что-то не особо волнует, сыграйте роль заинтересованного человека и дайте им нужный ответ.
6. Работайте с продюсерами, которые вам доверяют
Этот пункт будет не совсем в вашем поле влияния, но если выпадает возможность, сходитесь с теми продюсерами, которые верят в ваши способности и взгляды. Мне посчастливилось поработать с такими продюсерами, как Питер Сафран и Дэн Клифтон, которые поддерживали мои амбиции в довольно сложном проекте с ограниченным количеством времени и ресурсов, и помогли мне завершить этот проект.
7. Полностью разберитесь в вопросе актерского мастерства
Если и была какая-то то область режиссуры, в которой я чувствовал себя уверенно, так это работа с актерами. Я сам был актером, и у меня было довольно хорошее представление о том, как разговаривать с «моими людьми». Но прежде чем я добился нужного русла в нашем общении, мне пришлось копнуть еще глубже и дать им более детальные разъяснения о потребностях и желаниях их персонажей.
8. Наймите кастинг-директора
Ничто, я подчеркиваю, ничто не может уничтожить фильм быстрее, чем плохая игра актера. Даже с самым уникальным сценарием в мире, если актер играет неубедительно, слабо и невнятно, - вы пропали. Просто и понятно. Во избежание таких проблем выделите немного денег на кастинг-директора для вашего фильма. В фильме «Институт Аттикус» перед кастинг-агентством стояла весьма непростая задача поиска 2 актеров - оба актера должны были играть персонажей в разном возрасте с диапазоном в 30 лет. Обращение к кастинг-агентству также позволило мне ознакомиться с максимально возможным количеством кандидатов на главные роли Доктора Вест (сыграл Уильям Мапотер) и Джудит Уинстед (сыграла Риа Килстедт). А также сэкономило нам массу драгоценного времени, отфильтровав тех актеров, которые после предварительного прослушивания просто не годились на данную роль.
9. Не будьте излишне привязаны к чему-либо
Как сценарист, я принял тот факт, что некоторые написанные мной вещи будут либо изменены, либо вообще будут исключены из фильма. Но когда вы - режиссер, принимающий решения об упомянутом сценарии, легко воспользоваться случаем и попробовать сохранить его первозданность. Не совершайте данную ошибку (которую вы наверняка совершите). Сценарий просто необходимо менять и тратить на это приличное количество времени. И, как только вы смахнули шляпу сценариста и накинули режиссерский шарф, вам необходимо сделать все для создания идеального фильма. Даже если это самые для вас важные эпизоды сценария. В любом случае, наверняка вы к этому вскоре привыкнете, т.к. в режиссерском кресле вещи меняются кардинально быстро.
10. Помните: абсолютных провалов не бывает
Принимая решение стать режиссером, вы принимаете решение сделать нечто экстраординарное. Если вы поставили перед собой весьма амбициозные задачи, то, даже не достигнув этой планки, вы все равно добились чего-то чертовски прекрасного.
За сценарий к фильму «Погребенный заживо» (2010) Крис Спарлинг получил несколько наград. Сценарий «ATM» был в «Черном списке сценариев» и по нему снят фильм в 2012. По его последнему сценарию «Море деревьев» в конце 2014 года начались съемки с режиссером Гасом Ван Сентом и главным актером Мэттью МакКонахи. Фильм «Институт Аттикус» вышел на киноэкраны 20 января.
Публикация
|
Публикация
|
Страница подшивки
|