Вы здесь
Ракурсы, охват и масштабы в съёмках
В производственном процессе работа с камерой играет важнейшую роль в кинематографии. Иными словами, важны вопросы, как нужно работать с камерой и какие элементы сценария должны руководствоваться глубоким пониманием того, какую роль играет камера в кинопроизводстве.
Зона охвата камеры
Охватом / покрытием в кинематографе обозначают термин, описывающий съемку сцены с различных ракурсов, углов обзора и расстояния, тем самым у вас появляется сырой материал, необходимый для монтажа кадров этой сцены в единый визуально интересный и эмоциональный посыл зрителю. В каждом съемочном дубле или при каждом индивидуальном ракурсе необходим отдельный подход.
Фильм состоит из множества минироликов. Каждый миниролик должен быть отснят с лучшего угла, чтобы показать эту часть истории таким образом, как вы хотите преподнести это зрителю. Обычно это означает такой угол обзора, чтобы актеры были видны наиболее четко. Но иногда вы захотите заинтриговать зрителя тем, что не будете показывать некоторые действия, происходящие на сцене.
Каждый раз, когда ваша камера меняет свое положение, вам стоит задавать себе вопрос: является ли данный ракурс лучшим для описания данного этапа истории? Ракурсы - это важная часть, которая заставляет фильм "работать". В реальной жизни мы видим мир только с одной стороны, пока не пойдем и не поменяем место обзора. В процессе съемки фильма у вас есть возможность перепрыгивать с одного места на другое, где история повествуется наиболее живо и интересно.
Важно понимать разницу между понятиями сцены, кадра (попытка) и эпизода (прим. - в данном тематическом ключе).
Сцена - это непосредственно место, где происходит действие. Кадр (попытка) - это последовательность видеокадров одного ракурса, которая, скорее всего, показывает лишь одну часть действия на сцене.
Эпизод - это полноценная глава нашей истории. Когда снимают кадр, это называют дублем. Когда дубль неудачен, тогда понадобится пересъемка, или переснятый кадр.
Следующий пример наглядно объяснит это. Эпизод начинается с девушки-подростка, спорящей со своей матерью на кухне. Затем девушка уходит в другую комнату, где у нее возникает напряженный разговор с отцом. Наконец, она уходит в свою спальню, чтобы позвонить своему парню и рассказать, что она решилась сбежать из дома. Эпизод повествует о законченной части истории, но состоит из 3 сцен, и в независимости от того, сколько кадров было в каждой сцене. И если только актеры не отыграли крайне хорошо, каждый кадр приходилось снимать в несколько дублей.
Обычно эпизод состоит из нескольких сцен, и сцена обычно состоит из нескольких кадров. Тем не менее возможны различные комбинации. Эпизод может состоять из одной сцены, и даже несколько эпизодов может произойти сразу в одной сцене. В фильме Альфреда Хичкока "Веревка" почти весь фильм был снят с одного кадра (попытки), и все происходило в одной сцене. Во некоторых фильмах есть известные одиночные кадры в движении, охватывающие несколько сцен. Например, эпизод в ресторане в фильме "Славные парни", или начальный эпизод в фильме "Печать зла". В фильме "Более странно, чем в раю" каждый эпизод - это одна сцена, а одна сцена снята в одном кадре.
Используйте любую комбинацию, чтобы преподнести истории в лучшем виде.
Типы ракурсов камеры
Кадр может быть отснят с трех общих ракурсов:
- объективный;
- субъективный;
- точка зрения.
Объективный ракурс наиболее популярен в фильмах. Это обзор "подсматривания", когда зритель видит все, что происходит, но ощущает себя на безопасном расстоянии от места событий, как будто он находится там, но невидимый. Актерам нельзя смотреть прямо на камеру, потому что исчезнет иллюзия объективного ракурса и придется переснимать кадр.
Субъективный ракурс ставит зрителя на сцену рядом с актерами так, будто они являются другими участниками действия. Когда камера движется вверх и вниз, или парит в салоне самолета, словно пролетает в узком каньоне, зритель будет наблюдать с субъективного ракурса. Часто субъективный ракурс используется, чтобы дезориентировать или шокировать зрителя. Когда актер выходит из роли персонажа и обращается с объяснительной речью к публике, это тоже субъективный ракурс.
Ракурс "точка зрения" ставит зрителя на место головы одного из актеров, так что зритель видит то, что видит персонаж. Это часто используется, чтобы дать возможность зрителю прочувствовать данный эпизод и эмоции героя, когда он/она находятся в опасности. В данном ракурсе другие актеры могут смотреть на камеру, чтобы сформировать иллюзию аудитории, будто она живет внутри тела персонажа.
Переключение между разными ракурсами может в наиболее драматических фильмах создавать мощный эффект. Например, в фильме "Молчание ягнят", когда агент ФБР Старлинг ищет дом Баффало Билла, большинство кадров снимаются с объективного ракурса, но в самых эмоциональных моментах мы переключаемся на ракурс точки зрения, и мы можем прочувствовать страх агента Старлинг, когда она входит в темные комнаты. Кинематографисты сделали удивительно эффектные кадры в этой сцене, использовав также ракурс точки зрения злодея, наблюдавшего за ними через прибор ночного видения, когда он следовал в полной темноте за спотыкающимся агентом. Использование этой комбинации дало основания называть данную сцену самой страшной в истории кинематографа.
Планы охвата сцены
Обзорный план - кадр с очень широким ракурсом, который показывает место действия сцены. Он знакомит зрителя с местом событий. Представьте себе кадр горного замка, снятый издалека, когда идет шторм и сияют молнии - это будет начало какого-то фильма ужасов. Обзорный план может не включать никаких актеров. Если есть возможность, сделайте этот кадр с высоты птичьего полета, с высокой точки, чтобы помочь зрителю лучше сориентироваться, где он находится.
Общий план - достаточно широкий угол обзора, где охватываются все актеры. Если вы снимаете фильм с очень маленьким бюджетом, то, вероятно, это будет единственный план, которым вы будете пользоваться. Фильм "Более странно чем в раю" снят только с помощью этого варианта.
Широкий план - более приближенный вид, но камера все еще охватывает большую часть тела актеров. Это может быть отдельная группа из нескольких актеров в сцене большой толпы, когда вы хотите сконцентрироваться на отдельном разговоре.
План пары - на нем изображено 2 актера, обращенных друг к другу, обычно до пояса. План троих - 3 актера, План четверых - 4 актера, и т.д.
Через плечо - средний или крупный план, включающий двух актеров, снятый из-за спины одного из них и показывающий лицо другого.
План пары - вероятно, наиболее популярный кадр в фильмах. Обычной техникой является поочередная смена между кадрами "через плечо" обоих актеров, как на приведенном рисунке. Однако, диалог между двумя людьми может быстро надоесть, если не разнообразить точки обзора.
Хуже всего снимать планы пары - это выставить обоих лицом к лицу на обычной разговорной дистанции, как на следующем примере.
Камера расположена слишком далеко, и профиль актеров не позволяет отобразить в лучшем виде их эмоции. Более приемлемым решением будет расположить актеров ближе, чем они бы обычно стояли, и чтобы их тела были немного обращены к камере. Также немного обратить их лица в сторону камеры, и снимать скорее глаза первого актера, чем ухо второго, находящегося ближе к камере.
Корректировку позиционирования с целью создания лучшего ракурса актеров для камеры называют уловкой или обманом. Вы можете увидеть, как следующая картинка выглядит лучше после того, как мы схитрили и обратили актеров чуть в сторону камеры.
Мы в праве приблизиться и увидеть их лица лучше, и при этом кадр остается реалистичным. Другой частой уловкой является обращение обоих актеров в сторону камеры, когда они разговаривают. Лишь некоторые люди в реальных разговорах длительное время беседуют в такой позиции, но в кино этот вариант хорошо работает. Любой кадр с лицом в анфас или в профиль не так привлекателен, как поворот в три-четверти, как у актеров на этой картинке.
Сравните этот пример с первым, и вы увидите, насколько ближе мы стали к актерам, как хорошо мы можем наблюдать за их лицами. Для наиболее подходящего способа повествования истории расположение актеров в нужном ракурсе и в нужной постановке является неотъемлемой частью искусства.
Когда вы просматриваете фильмы, обращайте внимание на различную постановку и ракурсы камеры, которые сохраняют интерес в разговорных сценах.
Средний план - актер изображен до пояса. Некоторые разделяют первый средний план (молочный) - по грудь, и второй средний план (пасхальный) - тело человека без ног - американский план.
Крупный план - кадр с изображением актера выше шеи (голова, портретная съемка).
Любое изображение, в котором присутствует один актер, либо движущийся объект, требует некоторого визуального пространства перед ним, видном на экране, как на следующем примере, для формирования чувства движения.
Расположив актера по центру экрана, вы получите статическую картинку, снимок.
Оставив позади актера больше пространства, чем впереди него, можно получить иллюзию того, что персонаж покинул, или покидает сцену, и он чувствует себя неуютно.
Даже если актер отвернется от камеры, дополнительное пространство впереди него сохранит ощущение, что персонаж является частью сцены.
Больше пространства позади актера вновь создаст иллюзию, что персонаж вне сцены.
Макро крупный план (макро план, деталь) - так близко, что видна только часть лица актера. Данный прием может достаточно мощно использоваться в эмоциональных сценах. Приберегите этот план для ваших наиболее эмоциональных моментов.
Вставка - это кадр чего-то другого, нежели актеров, который будет добавлен в сцену. Например, это тикающие часы. Кадры вставок могут помочь в редактировании, монтаже, когда вы обнаружите, что у вас нет подходящего ракурса для перехода между кадрами. Добавьте эту вставку, и переход будет выглядеть гладко.
Точка зрения - этот кадр предназначен для того, чтобы показать зрителю, что видит один из персонажей, т.е. это кадр с позиции актера. Этот план описывался в предыдущей статье.
Страница подшивки
|
Страница подшивки
|
Видео
|