Вы здесь
Постановка света. Часть 2.
Свет, как изобразительное средство.
Об изобразительной силе света, и о его психологическом действии, написано немало. Задача второй части статьи – минимализировать информацию. Я расскажу о основных приемах использования осветительных приборов для передачи настроения и ритма Вашего фильма.
И так, начнем мы с освещения героя на крупных и дальних планах, затем немного вернемся к материалу второй части – диалогам, и закончим ритмическим построением сцены. Не бойтесь, это все не так сложно, как выглядит, хотя с другой стороны, используя свет как художественный прием, а не просто подсветку сцены, вы можете столкнуться с рядом вопросов. Но это уже материал большой книги, но никак не статьи. Будем делать все проще.
Первоначальная задача оператора-постановщика это мотивировать световые блики и пятна на лице актера на крупном плане, и световые пятна на общем. Согласитесь, было бы глупо включать в сцену прибор, свет от которого идет «из ниоткуда». Поэтому, при обсуждении схемы освещения, мы смотрим, какие источники света есть в сцене. Такими источниками могут быть окна, люстры, камин, открытая дверь и прочие.
Мы говорили, что, как правило, схема освещения включает в себя рисующий свет, заполняющий и контровой. Однако, при построении выразительной сцены, вы легко можете отступить от правил, описанных в первой части. Все ваши манипуляции с приборами должны быть жестко мотивированы. Ниже я опишу действия приборов освещения в рамках изобразительных средств.
Начнем с рисующего света. Как вы помните, рисующий свет, это тот, который располагается под небольшим углом от камеры. Он образует основной свето-теневой рисунок и диктует освещенность актера в кадре. Давайте нарисуем в голове сцену: ночь, комната, посередине стоит кресло, в котором сидит наш герой и что-то увлеченно читает. Введем дополнительные условия: герой сидит в полоборота к камину. Дополнительных источников света, по задумке режиссера, в комнате нет. На крупном плане, не используя дополнительные приборы, мы получим теплое равномерное освещение героя. Так как площадь камина достаточно большая, тени будут изрядно смягчены. Вроде бы всё ничего, однако, нормально снять такой кадр вам удастся только с использованием светосильной оптики. Если в вашем арсенале такой не найдется, придется подсвечивать актера дополнительно. Логичнее всего здесь использовать галогеновый прибор тёплого света и фрост-раму. Располагаем прибор чуть сбоку относительно камеры там, где по мнению зрителя должен находиться камин. По задумке режиссера герой читает свою любимую книгу, мысленно умиляясь сюжету. Игра актера и мягкое освещение создаст атмосферу уюта в кадре. Однако, если герой погружен в тяжелые мысли и внутренние переживания, одной игры будет недостаточно. Вам на помощь придет такое средство, как высококонтрастные тени и жестко поставленный свет. Снимите светорассеиватель с прибора. Тени стали жесткие, очертания лица актера стали более очерченные, а те, что провалены в тень, будут абсолютно черные. Такой прием часто использовался в черно-белом кино. Чтобы сделать персонажа более живым и передать его страсть или переживания стоит вставить еще один источник света, небольшую лампочку, которая не введет дополнительных изменений в освещенность актера, но организует блик в его глазах.
Идем дальше. Режиссер решил заменить книгу на письмо с тревожной новостью. После прочтения герой вскакивает с кресла и, пробегая через всю комнату, распахивает дверь на улицу, чуть остановившись, всматривается в темноту ночи и идущий дождь, после чего выбегает из дома и захлопывает за собой дверь. В принципе все это можно снять одним кадром с неподвижной камерой. Здесь от вас потребуется задействовать в работе целый ряд осветительных приборов и фильтров. Для начала осветим нашего героя на среднем плане, сидящим у камина и читающим письмо. Прибор теплого света располагается чуть сбоку от актера и камеры, свет жесткий, герой читает письмо и все больше его охватывает тревога. На заднем плане виднеется часть комнаты и закрытая дверь. Предположим, что справа от зрителя по стене комнаты сделаны два, или три окошка. Лунный свет, пробиваясь сквозь них, падает на пол. Луна, как источник света, находится на достаточно большом расстоянии от домика, поэтому свет от нее не будет мягким. На улице в каждом окне расставляем приборы холодного света, либо используем галогеновый прибор с синим фильтром. Поднимаем Светильники на штативах так, чтобы угол между лучом и полом составлял 45 градусов. Регулируем яркость таким образом, чтобы блик на полу был виден, но не уходил в пересвет. Возможно ваш художник захочет чуть задымить помещение, для того, чтобы лучи света стали видимыми.
Возвращаемся к герою. Он читает письмо. Используя описанную комбинацию световых приборов мы организовали в кадре световой рисунок, состоящий из переднего, тепло освещенного плана, и холодного заднего. Думаю вам стоит еще придумать, как заставить теплый прибор чуть моргать, изображая свет от огня. Здесь можно использовать дорогую технику, вроде фликер-машины или же подключить фантазию. Еще одна немаловажная деталь, это высота теплого прибора. Так как камин расположен чуть ниже лица героя, поставьте и прибор на такую высоту. Откройте шторки, тем самым вы получите следующий изобразительный прием – свет с нижней точки, или нижний свет. Его задача заключается в том, чтобы подсветить актера снизу, четко осветим подбородок и убрав тени глаза и лоб. В повседневной жизни мы привыкли, что свет падает в основном сверху. Нижний свет внесет беспокойство, неуравновешенность кадра.
Едем дальше, герой встает с места, на экране мы видим переживание на его лице. Он разворачивается и бежит через комнату к двери, попеременно то находясь в лунном свете, то заходя в тень. Такой прием тоже является одним из художественных средств, управляя ритмом кадра. Именно передавать ритм сцены учат всех художников и операторов, и именно к ритму сводится построение кинокартины.
Наконец, минуя комнату, герой распахивает дверь и перед ним предстает ночной пейзаж, часть которого зритель видит в дверном проеме. На улице идет дождь. Улица, ровно как и струи воды, требуют дополнительной подсветки.
Заполняющим светом, осветите ту часть пространства, что попадает в кадр, а также введите сильный контровой свет. Почему сильный? Так, как мы снимаем одним кадром, герой, удаляясь от камеры, переходит на общий план. Интенсивный контровой свет решит целый ряд задач. Во-первых, мы получим четко очерченный силуэт героя на фоне ночного пейзажа, что отделит его от фона. Во-вторых, и что не менее важно, дождь в кадре, без дополнительной подсветки будет попросту невидимым. Именно контровой свет заставит капли воды «играть» и зритель без труда определит погоду на улице, даже не слыша звуков дождя. Выбежав на улицу и захлопнув за собой дверь, в кадре останется пустота комнаты, лучи от луны и играющие световые блики на спинке и ручках кресла, что погрузит зрителя в атмосферу чего-то недосказанного, а лежащее письмо оставит вопрос о его содержании. Сцена закончена.
В задачу света, как изобразительного приема, может входить и передача характера героя. В качестве средства вы можете использовать однотипное освещение героев в рамках не одной сцены, а на протяжение всего эпизода или даже всего фильма, меняя тип света в соответствии с внутренними переживаниями персонажа. Мягкий свет на лице героя, яркий солнечный блик, играющий в волосах сменять на жесткую подсветку к концу. Или яркое освещение персонажа, когда он вступает в диалог с кем-то, менять на боковое освещение, когда герой остается наедине со своими мыслями, показывая его внутренний конфликт. Все это – задача режиссера и оператора. Внутри кадра также допускается разноименная подсветка двух беседующих людей, чтобы показать контраст характеров двух спорящих собеседников. Недаром классический прием разговора позитивного и негативного персонажей, это освещение одного с верхней «естественной» точки, а другого с нижней, что придает ему агрессивность.
Использование света при съемках фильма, пусть даже короткометражного, это огромная работа. Четко прописывайте с художником и режиссером схемы расположения приборов. Ищите интересные углы падения лучей, чтобы добиться максимальной передачи характера и чувств персонажа зрителю. Помните, в вашем арсенале имеется огромная база изобразительных световых средств. Смотрите много фильмов как современных, так и старых черно-белых, анализируйте работу оператора с приборами.