Вы здесь

Символ как элемент иносказательной выразительности в театре и кино. Автор БЕАТА ГРУШКОВСКАЯ.

Символ как элемент иносказательной выразительности в театре и кино.

Автор БЕАТА ГРУШКОВСКАЯ.

Что такое символы, для чего я так обильно ввожу их в сюжетное полотно повествования и откуда я их беру? Есть старая легенда, отвечающая на эти вопросы - в далекой стране было когда-то совершенное общество. Люди в нем жили в радостном взаимодействии друг с другом и с миром. Вдруг резко погодные условия изменились. Суровый климат заставил жителей приспособиться к тяжелым и примитивным условиям, и их восприятия возвышенного и прекрасного огрубело.

О счастливом прошлом остались лишь смутные воспоминания и только у тех немногих, кто жил мечтами о возвращении в потерянный рай. Они упорно не хотел забывать страну своего прошлого и могли восстанавливать утраченный мир, воскрешая образы сквозь символы и сущность неодушевленных предметов. Немногие сохранили способность тонко и глубоко чувствовать и понимать характер символов: многомерных, сверкающих, наполненных глубоким смыслом и жизнью. В этом и заключается задача художника – постичь потаенную символичность реальности и показать её людям, утратившим эту способность.

Современный рациональный мир, занятый добыванием денег, либо резко отвергает самую возможность познания мира, более высокого и совершенного, либо втискивает своё понимание в примитивные рамки готовых знаков и аллегорий, в которых этот совершенный мир теряет свою многомерность и искажается. И я, как сценарист и режиссер, вижу свою задачу в том, чтобы наделить символические предметы живой харизмой и сохранить её сокральность, добавив к продукту чистого мейнстрима элементы авторского кино через особое внимание к говорящим деталям. Все мои символы расшифрованы мной только частично, ибо символ бесконечен и не всегда сводим к мысли.

Аквариум – маленький параллельный мир. Присутствует в каждом фильме. Есть почти у каждого героя. Воплощает в себе одновременно символы воды, рыб, шара, отражения, улитки и спирали ( улиткин панцирь). Аквариум с живыми или пластмассовыми рыбками - символ активизации зоны хорошего или мещанского вкуса. Эротический катализатор. С чистой или мутной водой. С золотыми волшебными рыбками. Иногда с монетками на дне. Заросший, запущенный аквариум. Отражение семейных отношений. Круглый аквариум – концентрация жизненно энергии.

Барабан – может быть в руках уличного музыканта, на которого обратил внимание герой, или маленького мальчугана, или буддийского монаха. Повторяет ритмы сердца. Эмблема богини музыки и искусств. Атрибут всех богов грозы. Барабан, литавры и тамбурин, применялись для поддержания нужного ритма в экстатических танцах. У африканских племен является символов биения сердца и обладает магической силой. Символ совершенства, размышления и созерцания. Гроза, голос космической энергии. Из всех музыкальных инструментов барабан являлся наиболее важным для коммуникации, его вибрирующий звук проникает в самое сердце и, в более широком смысле, предполагает способность общаться со сверхъестественными силами. Он символизирует как разрушительную, так и созидательную силу. Материалы, из которых его изготавливают, дерево и кожи, – сами символизируют защиту; его ритмы широко применялись для того, чтобы достичь состояния экстаза, в котором легко вступить в контакт с духами; шаманы в этом состоянии видели себя перемещающимися вне материального мира. Древние использовали барабан, чтобы вдохновить воинов, – этот ритуал возник из символики грозы, несущей разрушительные силы.

Белый цвет – абсолютная свобода от всех препятствий, свобода для всех возможностей, разрешение проблем, новое начало. Атрибут высшей красоты. В некоторых странах Европы, Китае, Египте и др. белый - цвет траурных одежд. Белый тождествен солнечному свету, а свет — это божество, благо, жизнь, полнота бытия. Символические значения белого:
1. Полный покой, безмятежность, недеяние, мир, тишина, чистота (саттва), пустота (шунья), целомудрие, девственность, сосредоточенность.
2. Магическое действие — белая одежда и окраска — средство, способствующее очищению, удаче в войне долгой жизни, здоровью, благу.
3. Знак общественного положения — благородство, знатность, величие, благосостояние. Белые одежды египетских фараонов, жрецов Древнего Востока, тоги римских патрициев, платья женщин «из общества» в древности, средневековье и в другие эпохи; «белые воротнички» — знак интеллигентности, белые костюмы, автомобили, рубашки, интерьеры — знак принадлежности к обеспеченному классу.
4. Язык общения с богами и духами — белые одежды богов, ангелов, святых, праведников в раю, облик Яхве (Саваофа), Брахмана, Атмана, Акшобхьи — первого Будды тибетской пятичленной мандалы (иконы); одежды служителей в православной и католической церкви, белая окраска христианских храмов.
5. Язык ритуалов — белые одежды надевают во время праздников крещения, причастия, Рождества Христова, пасхи, Вознесения, освящения храмов. У примитивных народностей множество ритуалов сопровождаются окрашиванием белой краской, надеванием белой одежды, использованием белых животных и птиц. У африканского народа баньоро белые коровы передавались государю в знак верноподданничества. Участники церемонии коронации государя осыпались белым порошком. Белым был и основной цвет королевских регалий. Королевский повар перед исполнением своих обязанностей должен был очиститься. С этой целью половину его тела покрывали белой глиной.
6. Знаки и сигналы — в Японии — хризантема, белые аисты и журавли; в Китае — знак Запада, осени и металла; в Индии — «белый образ солнца», цвет касты брахманов; в христианстве — белая лилия, белая роза — символы Девы Марии. Белый флаг — предложение мира. В геральдике белый цвет широко используется как символ.
7. Атрибут высшей красоты — что может быть красивей белых облаков, хризантем, жасмина, цветущей вишни, белых лебедей.

Веревка - символ предательства и раскаяния удавившегося на ней Иуды Искариота. Веревка также символ плодородия в центрально американской иконографии, эмблема божественного оплодотворяющего семени или дождя. Аллегорическая фигура Фортуны часто держит веревку как символ смертности жизни, неожиданности ее конца. Если веревка порвалась у вас в руках, то это знак, предупреждающий вас быть осторожнее, не говорить лишнего, чтобы не пришлось потом пожалеть о сказанном. Очень длинная веревка – символ дороги, длительной поездки.

Вино - символика вина амбивалентна. С одной стороны, вино, в особенности красное, символизирует кровь и жертвоприношение; с другой стороны, оно дарует радость и божественный экстаз, тем самым уподобляя человека вечно юным и блаженным богам. Оно может выступать как символ освобождения человека от житейских забот; греческий бог вина Дионис имел эпитет Лиэй (Освобождающий). Оно также наделяется пророческим даром, властью наполнять душу истиной. Наиболее ранние свидетельства отождествления крови и вина обнаруживаются в ближневосточной традиции.

Впоследствии они нашли развитие в христианской догматике: «Ибо сие есть Кровь Моя», — говорит Христос о вине (Мф. 26). На этом образе было основано таинство евхаристии, то есть причащения верующего к Христу посредством вкушения хлеба и вина, «таинственно пресуществляющихся» в тело и кровь Христовы. В митраизме используемое в ритуалах вино наделялось сакральным статусом и считалось дающим силу, мудрость, процветание, а также обеспечивающим энергию для борьбы со злыми духами и для обретения бессмертия.

Вода выступает в качестве универсального символа во всех мировых традициях в качестве первостихии мира. Она наделяется способностью очищения души (например, после осквернения или совершения греха).Во многих традициях вода считалась проводником воли богов, посредником в общении с небом, глашатаем судьбы. Вода выступает как символ всеоживляющего благословения Божьего. С другой стороны, она предстает как орудие гнева Господня.

Волосы, красиво обрамляющие человеческую голову, впитали своими корнями основу ее символики, т.е. мудрость и жизненную силу. Цвет волос, их длина и тип прически вносят множество дополнительных нюансов, невероятно обогащающих и усложняющих символику интересующего нас объекта. Так, длинные волосы свидетельствуют о свободе, независимости и нигилизме; коротко остриженные — о сдержанности и умеренности, тогда как блеск наголо обритой головы отражает принесенные обеты, кастовую замкнутость, т.е. зависимость и несвободу. Золотистые волосы говорят о своенравии и упрямстве человека, черные отличают горячего и вспыльчивого южанина, а рыжие выдают с головой натуру лживую и коварную. Каштановые волосы, напротив, подчеркивают благородство характера; седые украшают умудренного жизненным опытом старца, а волосы неестественного оттенка явно указывают на совершенно неординарную личность — не то гения, не то страшного злодея. Символику цвета существенно дополняет символика качества волос. Густые волосы обыкновенно взрастают на благодатной ниве темпераментного мужчины, редкие и хрупкие — на чахлой почве безвольного слабака. Ровные волосы присущи людям спокойным и уравновешенным, волнистые и кудрявые — норовистым и неуживчивым. В восточной иконографии неубранные волосы уставших от суеты старых богов символизируют их полное отрешение от мира.

Глаз - является символом бдительности, ясновидения, всеведения. С ним связываются свет и мудрость, а также энергия, сила, могущая выступать в качестве созидательной и разрушительной. Уподобляясь солнцу, источнику света, который является символом разума и духа, глаз наделяется функцией духовного видения, понимания. Это также образ провидения; так, например, в иудаизме всевидящее око — воплощение Промысла Божьего. В различных традициях солнце часто описывается как «глаз неба» (или божества неба). В архаических представлениях луна и солнце — это глаза неба; при этом нередко солнце воспринимается как благой, а луна — дурной глаз.

Символ всевидящего ока.

Дверь - символика дверей связывается с образами границы и перехода. В символической модели мира дом рассматривался как упорядоченное, освоенное пространство, тогда как околица соотносилась с хаосом; в этой модели дверь, порог считались «граничной» территорией, через которую вредоносные силы хаоса могли проникнуть в жилище человека. Так, например, в Библии Господь говорит Каину: «у дверей грех лежит; он влечет тебя...» В связи с этой семантикой во многих традициях было принято использовать различные дверные обереги и амулеты, предохранявшие от проникновения злых духов. Древние греки помещали у дверей изображение Гекаты; евреи прибивали к косяку коробочку с избранными текстами из Священного Писания; в Китае створки дверей снабжались изображением двух духов-покровителей. Кроме того, символика дверей как места перехода обусловила их использование в обрядах, которые знаменовали вступление в новое пространство существования. В Евангелии Христос определяется как «дверь в Царство Божие». Дверь, фиксируя проем в стене, может рассматриваться как женский символ.

Дыра - в религиозных исследованиях и мистической мысли скорее символ не пустоты, а входа в физическую жизнь при рождении и в духовную жизнь после смерти. Значение древних просверленных камней не всегда объясняется символизмом женской сексуальности и плодовитости; в Китае, например, в драгоценных нефритовых камнях осторожно сверлили центральное отверстие как символ ворот в небо, пустоты, ведущей в безвременье.

Дым - символ вознесения молитв или благочестивых душ. У индейцев Северной Америки дым был средством связи как с богами, так и между собой. Реже он встречается как символ укрытия или мимолетности жизни.

Живот - в представлениях народов Дальнего Востока место, где помещается сама жизнь; отсюда японский самурайский ритуал вспарывания живота– харакири. Изображения людей с большими животами на Востоке символизируют скорее процветание, чем обжорство, – таков, например, Шэнь-йень, китайский бог богатства. Библейская история об Ионе, проведшем три дня и три ночи во чреве кита, использована как аллегория смерти и воскресения Иисуса Христа. Алхимики считали живот аналогией лаборатории.

Зеркало имеет два значения: с одной стороны, зеркало – это душа в состоянии чистоты, отображенная истина, просветленный ум, искренность. С другой стороны, оно символизирует сансару, мир, в котором мы рождаемся и умираем. Бог смотрит в зеркало человеческих душ и видит своё отражение. Образ мира и Бога, истины, познания, но и обманчивости, неподлинности. Мотив отражения, составляющий основное содержание образа, оказывается представленным в космогонии и космологии: Бог творит мир, чтобы видеть в нем свое отражение; мир — это отражение божества, нетождественное ему, но все же являющееся его подобием, образом. Зеркало связано с комплексом вода — луна — женщина.

Красного цвета символика: кровь и огонь. Присутствует во всех моих фильмах. С давних времен глубокую символику имел красный цвет. Символ страсти, огня, войны и плоти. На небе показать кроваво-красную луну, означает, что в ближайшем будущем прольется много крови. Красный цвет раскаленного предмета символизирует тревоги и беспокойства. Это цвет знати, патрициев и императоров Рима. Символ верховной власти, который позже перешел к кардиналам. После победы римские полководцы красили лицо (в честь Марса) в КРАСНЫЙ ЦВЕТ. КРАСНЫЙ флаг в Британском военно-морском флоте существует с 17 века и символизирует "вызов на бой". "красные" часто употребляется по отношению к коммунистам.

КРАСНЫЙ - цвет анархии. Этот цвет используют для предупреждения об опасности (например, дорожные знаки). Район, где находятся публичные дома, называется районом "КРАСНЫХ фонарей",так как именно такие фонари раньше висели перед подобными заведениями. Знак отличия в обществе — одежда и окружение царя, императора, жрецов, воинов, судей, палачей, волшебников, куртизанок, революционеров…Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. На наперснике первосвященника Аарона, служителя Скинии собрания, было четыре красных камня — рубин, карбункул, яхонт и яспис — опознавательные знаки и талисманы четырех колен израилевых.

Государственная символика и геральдика многих стран весьма богата красным цветом.

Круг, без сомнения, самая универсальная из всех геометрических фигур, символ цельности, единства и совокупности, полноты и ограниченности, постоянства и цикличности, вечности и бесконечности. Эта древняя символика круга раскрывается во многих выражениях великорусского языка: единство интересов цементирует «круг единомышленников»; совокупность знакомых определяет «круг общения»; безвыходную ограниченность в замкнутой цельности бытия иллюстрирует «замкнутый круг», а вечность и цикличность времени отмечает «круглый год», поскольку «все возвращается на круги своя». В мифологии совершеннейшая из фигур может олицетворять многие космические объекты: золотой круг (диск) представляет Солнце, серебряный — Луну, голубой или синий — небо, звездный — бездонный космос, отделяющий от хаоса упорядоченную Вселенную. Совершенную форму круга принимают и небеса, и земля, и нижний (подземный) мир. Идеальную завершенность миров подчеркивают и числовые характеристики, универсальные числа «3», «7» и «9», заложенные в их основе. В алхимии кружком отмечались две земные ипостаси солнца: круг с точкой в центре был символом золота, а круг, поделенный пополам, — эмблемой соли. Круглый стол. Единство, взаимосвязь, законченность, завершение дела. Согласно легенде о короле Артуре, знаменитый стол, в центре которого было оставлено место для Святого Грааля, был придуман Мерлином для того, чтобы посадить за ним 150 рыцарей, не делая предпочтения ни для кого. Мистическую силу Круглого Стола связывали с традиционным кельтским почитанием круга, вероятно основанным на культе небесных богов. Подобное значение имеет и индуистский Круглый стол, состоящий из двенадцати сегментов, соответствующих знакам Зодиака и месяцам года.

Клоун - наследник традиции, включающей в себя дурней (простаков или притворяющихся простаками), шутов (сообразительных проказников)и буффонов (странствующих комедиантов) – категории, которые часто смешивали. Наиболее глубокий и мрачный символизм придавали дуракам в древности. Они были инверсиям и королей и правителей, их использовали как замену во время ритуалов жертвоприношения. В более общем смысле, клоуны и дураки изображают человеческие неудачи, то, как достоинство и серьезность могут моментально превращаться в фарс, или то, как мудрость оборачивается идиотизмом (при этом они играют роль козлов отпущения, принимая на себя презрение за недостатки).

Лампа - дух, правда, ум, сама жизнь – качества, ассоциируемые со светом. В «Сказках 1001 ночи» Аладдин, который допустил появление ржавчины на своей волшебной лампе после того, как она помогла ему стать богатым,– аналогия пренебрежения духовной стороной жизни. В буддизме и индуизме лампа как символ жизни представляет собой преемственность личности при переходе из одного состояния бытия в другое. На гробницах или алтарях лампа являлась символом как преданности Богу, так и Божьего участия. Ее изображение может служить аллегорией Бдительности, а также Ночи. Лампа является символом материнской заботы, ассоциирующейся с больным ребенком. Флоренс Найтингел (основательница движения сестер милосердия) называли Леди с лампой. Фонарь (закрытый огонь) – скорее защитный символ. В Китае считали, что волшебный фонарь может отводить демонов. Фонарь также использовали для вызова добрых духов.

Лестница в христианском мире является символом связи между небом и землей, другими словами — символом возможности подняться на небо. В то же время лестница, рассматриваемая как атрибут нисхождения, по которой герой попадает в подземное царство. … Путь по ступенькам является одним из самых распространенных символов в инициационных обрядах.

Мак - в искусстве – эмблема греческих богов сна (Гипноса) и сновидений(Морфея) и аллегория Ночи – символизм, основанный на свойствах опиумного мака, который рос как дикий цветок в Греции и на Восточном Средиземноморье и использовался для травяных настоек с древнейших времен. Мак связывали также с древнегреческой богиней земледелия Деметрой (Церерой в римской мифологии) и ее дочерью Персефоной (Прозерпиной) – как символ зимнего сна природы. Христиане заимствовали некоторые аспекты этой традиции, сделав красный мак эмблемой самопожертвования Христа и «смертельного сна». Маковые поля Фландрии, на которых происходили кровопролитные сражения обеих мировых войн, придали новую остроту этому древнему символу.

Огонь - символика огня получила глубинное измерение, поскольку огонь есть метафора для описания самого Бога (Яхве - огонь рождающий). Известно 49 огней Брамы. Это символы центров Высшего Сознания. Саламандра - знак стихии огня, отображает сознание огня с его бесконечной подвижностью и непостоянством. Огонь может разрушать любые формы, а также своей потенцией нести очистительную функцию. В средневековых поверьях саламандра обитает в огненной реке, дает умные советы, живя в огне и олицетворяя его стихию. Ее символика использовалась в магии.

В качестве мужской, активной и невещественной стихии противопоставляется воде и земле и сближается с воздухом в способности символизировать духовные и божественные явления. Так, например, в Библии с образом Яхве связываются прежде всего огонь и ветер. Огонь сопровождает явление Бога, Святой Дух сходит на апостолов в виде языков пламени.

Окно – означает твою позицию по отношению к окружающему миру. Если окно распахнуто, значит, тебе свойственна открытость и доверчивость. Если окно закрыто или занавешено, тебе присуща склонность к скрытности и погруженности в себя.

Отражения символика (героя в воде) – поиск ответов на интригующий вопрос. Если герой отражается в стекле здания – он ищет выход из затруднительной ситуации. Отражение солнца в воде, луже – бог с нами. Отражение луны на поверхности воды – ситуация будет ухудшаться. Отражение персонажа в чайнике или на другой блестящей поверхности бытового предмета – человек без полета, очень приземленный.

Осколки - вы собираете осколки от разбитого предмета, то Вы предпринимаете попытки удержать прошлое, в чем нет никакого смысла. Будьте готовы принять перемены. Если оказавшись в гостях, Вы поранились осколком — символ того, что Вам нанесет визит какой-либо не слишком приятный человек. Иной раз такое сновидение значит ухудшение дел из-за того, что Вы не уделяете им достаточно внимания. Если осколки вонзающиеся в тело, то в реальной жизни Вам предстоит мучиться от чьих-то вечных придирок.
Песок - символ бесплодности, зыбкости и непрочности. Такие символы часто говорят о том, что герой напрасно что-то предпринимает… Строить что-либо из песка - знак пустых фантазий и бесплодных иллюзий. Символ песка подсказывает зрителю, что каким-то мечтам едва ли суждено сбыться. Распространенный символ времени: песок в песочных часах, блуждающие пески пустыни, погребающие под собой древние города … Зыбучие пески — этот знак может символизировать страх и чувство, словно какая-то сила затягивает...

Пузырики - мимолетность, недолговечность, особенно в отношении земной жизни, – символизм, принятый как в буддийской, так и в христианской аллегориях. В христианском средневековом искусстве путти (ангелы-мальчики) демонстрировали раздувшиеся пузыри с надписью: «Человек – это пузырь».

Песочные часы - смертность и неумолимо проходящее время. Песочные часы часто появляются в изображении благочестивого, тихого образа жизни,для иллюстрации краткости человеческого бытия, как атрибут Отца-Времени и иногда Смерти. Они разделяют символизм двух треугольников, один из которых перевернут, что означает циклы созидания и разрушения (форма барабана Шивы в индийском искусстве).

Рука - связана с символикой власти, господства; олицетворяет силу, верность. Первоначальные значения этого образа связаны с олицетворением защиты, мощи; затем он используется для выражения доверия, дружелюбия, преданности и покровительства. Жесты предстают как одно из основных средств выражения мыслей и чувств. Так, например, в различных культурах соглашения и клятвы сопровождались жестами и символизировались ими, Существуют жесты благословения, покаяния, молитвенного обращения. В индуизме и буддизме получил распространение особый символический язык жестов — мудр («мудра» одновременно означает «печать» и «жест»), используемый в ритуалах, танцах, а также в иконографии. В рамках культа мудра выступает в качестве «вещественного» знака, печати, скрепляющей намерение верующего (к примеру, обет, обращение за помощью и т, п.). На Среднем Востоке воздеваемая вверх правая рука с поднятым указательным пальцем выражала крайнюю степень почтения, так приветствовались божества; в христианстве с этим жестом изображались волхвы, прибывшие поклониться младенцу Иисусу. Оранта, Богоматерь, с воздетыми в молитве руками, изображенная в фас, повторяет жест египетской ка — человеческой души, являющейся перед богом после смерти. В Древнем Риме соединение правых рук символизировало верность заключенному договору; изображение этого жеста помещалось на монетах с Фидес, богиней верности клятве. В средние века вассал вкладывал свои руки в руки сеньора в знак подчинения; рыцарь бросал перчатку противнику в знак вызова. Рукопожатие изначально выступало как символ дружелюбия, доверия.

Символика пальцев рук может быть рассмотрена в контексте числовой символики. Пять традиционно связывается с человеком (это образ человеческого тела, с его четырьмя конечностями и головой), его здоровьем, благополучием. В средневековой классификации мизинец символизирует веру и добрую волю, безымянный палец — раскаяние, средний — милосердие, указательный — ясный разум, большой — божественность. Палец может выступать как объект жертвоприношения, в этом случает он заменяет человека; примеры этого рода встречаются в разных традициях. В индуистском мифе Шива отсекает себе палец, чтобы умилостивить Кали, в некоторых провинциях Индии среди матерей было принято отсекать себе палец из боязни потерять ребенка. Кроме того, нужно помнить, что долгое время люди считали «на пальцах». Рука - символ управления, руководства; олицетворение безопасности и правильного пути, Выступает одним из атрибутов аллегорического изображения Фортуны.

Человеческая рука - это величайшее изобретение и достижение биологической эволюции на планете Земля. Именно руки, а не какие либо иные часть тела, в большей степени олицетворяюшую святость духовной особы и её связь со Вседержителем. Чаще всего рука подменяет собой знаменитый фрейдовский фаллический символ. Известно например, что когда человек желает продемонстрировать кому либо половой член в оскорбительных целях, то он, следуя традиции, изображает его либо с помощью среднего пальца руки, так называемый "фак", более характерный для Соединенных Штатов и некоторых западноевропейских стран, либо кладя ладонь одной руки на основание предплечья другой руки, ладонь которой при этом сжата в кулак, имитируя головку члена.

Рот - в изобразительном искусстве открытый рот может быть символом жадности (во многих картинах разинутые пасти монстров представляют собой –ворота в ад). Рот может также символизировать дыхание. жизни. В древнеегипетских похоронных обрядах рты мертвых были открыты, чтобы позволить их душам (Ка) предстать перед судом в загробном мире и получить дар новой жизни. В Китае и Мексике в рот умерших помещали изображавшие солнце диски, сделанные из нефрита (символизирующего бессмертие). Юнг считал, что существует символическая связь между ртом(красным и пожирающим) и огнем – непременным признаком легендарных огнедышащих драконов. Более часто встречается ассоциация рта с вульвой, как в китайской символике.

Рыба выступает как символ плодовитости, в том числе и в духовном плане, и изобилия, что обусловлено количеством икринок; сексуальности, но и холодности, а также равнодушия и глупости. Помещается у корней мирового древа и противопоставляется птицам. Выступает в различных традициях в качестве олицетворения космических сил; так, например, согласно японской мифологии, опорой земли является гигантский сом, обитающий в водах мирового океана; у различных народов рыба перевозит солнце, совершающее свой путь в океане ночи. Рыба может истолковываться как образ животворящей силы воды, связываясь с плодородием. С другой стороны, вода является символом разложения, уничтожения форм; в этом контексте исполинская рыба, проглатывающая героя, выступает как хтонический персонаж и образ преисподней. В Китае и Индии символизировала новое рождение и выступала атрибутом похоронных ритуалов. В иудейской традиции рыба является символом Мессии (обозначаемого тем же словом). В христианстве рыба становится символом Христа; слово «ихтис» расшифровывалось как аббревиатура формулы «Иисус Христос, Божий сын, Спаситель». Также она символизирует веру, чистоту, Деву Марию. В эпоху средневековья рыба стала символом духовной сущности, сокрытой под видимым покровом вещей.

Свеча — трогательный романтический символ, значение которого во многом зависит от того, что именно освещает ее трепетное пламя. Свеча — источник вдохновения ученого, писателя и поэта, склонившегося над фолиантом или чистым листом бумаги. Зажженная на алтаре, она является символом духовного света веры, а освещающая колдовской круг — знаком чародейской силы, основанной на тайных знаниях. Праздничные свечи на именинном торте или на новогодней елке символизируют продолжение жизни и надежду на счастье, а свеча, вставленная в сложенные руки усопшего, выражает одинокую печальную человеческую душу, покидающую этот мир. Длинная горящая свеча знаменует жизненную энергию и здоровье, а маленький, догорающий огарок представляет аллегорию на дряхлую старость и близкую смерть. В религии свеча олицетворяет духовный свет веры, разгоняющий мрак невежества и язычества. В иудаизме менора (семисвечный канделябр) аллегорически указывает на легендарный Храм Соломона.

Спички - много спичек - у вас появится много близких друзей (одна спичка - только один близкий друг). Зажечь спичку - предсказание о начале новой и восхитительной дружбы. Потушить спичку - конец продолжительной дружбы. Рассыпанные - злые друзья; Зажечь - нежданные деньги; В коробке - возмещение убытков. Зажигать, горящие - вас ждет вспышка энергии, желания, не упустите момент.

Спираль - образ развертывания жизненной силы. Спираль является магическим символом, отражающим путешествие к центру, где будут обретены просветление, мудрость и интуиция. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, как и змееобразный клубок энергии в основании спины, который считается важным элементом учения йоги. Восходящая спираль — мужской, фаллический знак, нисходящая — женский. Интересен символ двойной спирали, который соединяет в одно целое оба элемента, развертывание и скручивание («эволюцию и инволюцию»).С древнейших времен – символ жизненной силы, как на уровне Космоса, так и на уровне микрокосмоса. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах и (как обнаружила наука) двойной спирали молекулы ДНК, содержащейся в каждой клетке живого организма. В искусстве спираль – один из самых распространенных декоративных узоров – от Европы (двойные спирали в кельтской традиции или спирали на римских капителях) до Тихого Океана (спиральная резьба маори в Новой Зеландии и татуировки островитян в Полинезии). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии, которая управляет Космосом. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года, рождения и смерти, фаз «старения» и «роста» Луны, а также самого Солнца. Сжатая спиральная пружина – символ скрытой силы, как и змееобразный клубок энергии в основании спины, который считается важным элементом учения йоги. Восходящая спираль – мужской, фаллический знак, нисходящая– женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения. Спираль как часть плавной и бесконечной линии символизирует также развитие, продолжение, непрерывность, центростремительное и центробежное движение, ритм дыхания или самой жизни.

Сфера - символ плодородия (как и круг), а также целостности (как и глобус). В Древней Греции знаком сферы был крест в круге – древняя эмблема власти. Сфера, составленная из нескольких металлических колец, иллюстрирующая космогоническую теорию Птолемея (который полагал, что Земля находится в центре Вселенной), – старинная эмблема астрономии.

Стена отделяет свет от внешней тьмы, правду от лжи, это символ магической защиты и протекции.

Танец - подобно музыке с ее ритмической структурой, танец выступает как символ миросозидания. Ритмичному движению приписывают императивные функции, действующие в космическом масштабе; оно также подразумевает накопление и концентрацию силы или высвобождение излишней энергии.

В Древнем Египте после захоронения умершего исполнялся особый танец, что должно было обеспечить жизненной силой умершего. Танец корибантов, спутников Великой матери богов, как считалось, излечивал психические расстройства. В шаманских традициях демонстрируется несомненная связь ритмичного танца под бубен с состоянием транса. Танец дает ощущение приобщения к божественному и трансформирует танцующего в имитируемые им объекты (по этой причине в танцах нередко используются маски). У многих народов танцы являются предварительным символическим воспроизведением каких-либо событий(сбора урожая, битвы), осуществляемым с целью обеспечить благоприятный исход последних. Музыканты и танцовщицы сопровождают ритуальные процессии для того, чтобы изгнать из скота демонов холеры и чумы. Различные религиозные представления облекаются в форму наделенных символическим значением жестов и движений танца. Танец является одной из древнейших форм магии. Парный танец может рассматриваться как символ священного брака; соединенные руки партнеров подразумевают скрепляющие их узы. Танцы в кругу наделяются выраженной космической символикой и по своей функции связан с защитой и ограждением.

Богат символикой также ритуальный танец суфиев. Танцующие располагаются двумя полукружьями (одно из них символизирует процесс инволюции душ в материю, другое — их эволюцию к Богу); шейх, вступающий в танец позднее других, — это солнце, посредник между небом и землей; само помещение символизирует космос.

Тень - олицетворение души, нередко — в ее низменном аспекте; в некоторых языках понятия «тень» и «душа» выражаются одним словом, Для первобытных народов характерно представление, что тень является вторым Я, душой человека, его жизненно важной частью; именно в виде тени душа является спящему, духовидцу, В представлениях древних египтян сущность человека мыслится в неразрывном единстве его тела, душ (ка и ба), имени и тени; после смерти одним из наказаний для грешников была утрата тени, пожираемой адским чудовищем — львом с головой крокодила, Потеря духа-тени гибельна для человека; рассказы о людях, утративших свою тень, распространены в фольклоре Европы (этот сюжет нашел отражение в сказке «Петер Шлемиль» у Шамиссо), Человек без тени — продавший душу дьяволу; нечистая сила сама не отбрасывает тень (ср. у Булгакова Варенуха после превращения его в вампира). Тень — это также призрак умершего; в греческой мифологии царство мертвых аид предстает населенным призрачными тенями. С этим образом связывается и представление о демоническом двойнике человека; в данном случае тень олицетворяет зло в человеке (например, в сюжете об отделившейся от хозяина тени у Андерсена).

Улитка - в настоящее время – лишь метафора медлительности, но в древних культурах – особенно в Африке и Центральной Америке – символ луны и плодородия. Ее похожие на лунный серп рожки, периодически исчезающие и появляющиеся, и спиралевидная раковина повлияли на то, что улитка стала символом циклических процессов, например, возрождения и воскрешения,а в ацтекской иконографии – плодородия. Раковина и подвижное тело также совмещают мужскую и женскую сексуальную символику.

Ухо - символическая связь между ухом и оплодотворением встречается как в некоторых африканских культурных традициях (где ухо имеет отчетливое сексуальное значение), так и в христианстве (ранние христиане полагали,что Христос был зачат Святым Духом через ухо Девы Марии; поэтому на многих изображениях сцены Благовещения голубь сидит на плече Богородицы у самого уха). В Китае, Индии и в империи инков длинные уши считались символом мудрости или высокого положения.

Угол - если вы показываете угол где-то в доме или огороженный, это говорит о поиске выхода из тупи-ка, в котором герой сейчас находится.
Угол на улице или откры¬тый предсказывает новые возможности, которые изменят образ жизни.

Черный цвет — самый зловещий из всех существующих. Это природный символ ночного мрака, ассоциирующийся со злом, несчастьем, скорбью, трауром, смертью и загробным миром. С этими значениями связан целый ряд мрачных аллегорий: страшную эпидемию чумы в Средние века называли «черной смертью», а саму костлявую нередко изображали в образе черного всадника; знаками несчастья отмечены «черные дни», «черная пятница», черная полоса в жизни; бедой угрожают черные кошки, адские черные псы и пиратские черные метки; у злодея — «черная душа»; виселица — «черная вдова» повешенного и т.д. В мифологии черный цвет безраздельно принадлежит силам зла: славянскому Чернобогу, злым духам и падшим ангелам, чертям и самому хозяину преисподней, часто выступающему в обличье черного козла. В каждой религии негативная символика черного цвета проявляется по-своему. В индуизме он символизировал грязь и невежество, поэтому шудры, представители самой низшей, всеми презираемой варны, были обязаны носить только черные одежды; в исламе это цвет мести, используемый и поныне современными боевиками и шахидками («черными вдовами»); а в христианстве — цвет греха («черен, как смертный грех»). Черный ворон у христиан — знак беды, а черный дрозд — эмблема искушения. Что же касается черного цвета рясы, то он символизировал безвозвратный уход от мира и света во мрак монастырской кельи, где человек заживо погребал себя, точно в склепе. В масонстве черный цвет олицетворял траур и смерть, а в европейской геральдике — постоянство, скромность, покой и траур. В оккультизме этот цвет имеет прямое отношение к черной магии — вредоносному чародейству и колдовству, к ведьмам и колдунам, чернокнижникам и сатанистам, состоящим в тесном союзе с темными силами.
В политике черный цвет длительное время являлся символом анархии. Макс Люшер писал по этому поводу: «Черный — это абсолютный отказ, он выражает идею "ничто" или "нет" в боевом протесте». Однако в начале XX века в России этот цвет избрали ярые защитники самодержавия — черносотенцы из «Союза русского народа» и «Союза Михаила Архангела», а в Италии — фашисты-чернорубашечники, фанатичные приверженцы дуче Муссолини.

Язык – с высунутым языком изображались персонажи многих живописных и скульптурных произведений, этот жест имел множество самых разных символических значений. Единственный внутренний орган тела, который может «жестикулировать»,язык – одновременно символ и агрессии, и защиты. В боевых танцах(hakas) и скульптурах новозеландских маори высунутый язык – знак вызова и пренебрежения опасностью. Сексуальный символизм языка широко распространен в первобытном искусстве, например, у идолов плодородия с острова Борнео. Древнеегипетский бог БЭС, охраняющий человека от бедствий, часто изображался с высунутым языком, что, как полагали, отвращает зло. Высунутый языки индийской богини Кали символизирует ее кровожадную силу. Бог огня Агни изображался с семью языками. Прослеживается прямая связь между символами языка и огня – и тот и другой красные, подвижные, пожирающие и созидательно-разрушительные (слово играет важную роль в человеческих отношениях и, подобно огню, может служить и злу, и добру). В Книге Исайи язык Бога назван «огнем поедающим», а в Деяниях Апостолов описано, как ученикам Христа явились «разделяющие языки, как бы огненные» (Деяния,2:3). Изображение языка часто является символом средства общения и выражения человеческой мысли, а также красноречия или мудрости. Именно по этой причине язык Будды считается длинным. В древнеегипетском матримониальном искусстве мертвые изображались с длинными языками, что давало им возможность общаться с богами. Изображения высунутых языков могут также символизировать демонические, пугающие, кровожадные силы, как, например, в древнегреческих театральных масках. Изображения животных с высунутым языком означали попытки заклинания дождя.