Вы здесь
10 советов от режиссера Кена Лоуча
Немногим режиссерам удавалось в своих фильмах так ярко поднимать социальные темы, как Кену Лоучу. Будь-то масштабные исторические драмы о семье, любви и гражданской войне (Ветер, который качает вереск, Земля и свобода), либо фильмы, разворачивающиеся вокруг персонажей, раскрывающие бедственное положение рабочего класса (Кес, Отбросы общества, Милые шестнадцать лет, Хлеб и розы), Лоуч является по истине мастером создания универсальных историй, которые близки многим в независимости от места и времени.
Его последнее достижение, документальная лента «The Spirit of ’45», мировая премьера которой прошла на прошедшем Берлинале, сохраняет эти традиции и рассказывает историю, актуальную как сегодня, так и полвека назад. В фильме рассказывается о чувстве надежды, наполняющем Великобританию после Второй Мировой войны. Эти люди вместе одержали победу и верят, что вместе заново отстроят свою страну.
Лоуч описывает победу Лейбористов в 1945 году с помощью голоса политических активистов, рабочих, унионистов и экономистов того времени. Мы видим возникновение Национальной службы здравоохранения и публичного права собственности на коммунальные и транспортные предприятия. Мы видим, что происходит в следствие эпохи тэтчеризма, и то, как культ личности забирает эти социальные завоевания.
Лоучу успешно удается брать часть истории и показывать, какие уроки из нее извлекаются и становятся важными сегодня, как правительства по всему миру в системе координат «несколько - многие» ищут пути нахождения взаимопонимания.
Как режиссер, Лоуч работает совсем не в том стиле, что персонажи его фильмов. В отличие от традиционной Голливудской модели, он не гнет свою линию на съемочной площадке, а склоняется к коллективному разуму, стремится создать гармонию на площадке и выражает благодарность всей команде за хорошо проделанную работу.
Он известен своей лояльностью, своей привязанностью к одной команде, в том числе к продюсеру Ребекке О’Брайэн и сценаристу Полу Лаверти. После премьеры фильма в Берлине журнал «Filmmaker» поинтересовался у Кена Лоуча, чему еще он научился за свою 45-летнюю режиссерскую карьеру.
1. Избегайте развращенности: находите бережливую команду
Мне повезло. Я работаю с продюсерами, которые не обдирают инвесторов. И мы не тратим огромные деньги, поэтому у нас не возникает никакого рода глупых излишеств. По большому счету это работает потому, что продюсеры расставили все по уму.
Как ни странно, я считаю, что отсутствие лишних денег нам помогает. Это хорошо оплачиваемая индустрия. Даже на нашем уровне она хорошо оплачивается. Но когда суммы слишком огромные, по-моему, это чересчур развращает. Так что старайтесь мыслить здраво.
2. Цените людей вокруг вас
Я думаю, мы все друг друга уважаем. Вы пробуете и даете им достаточно времени на выполнение работы, и иногда это бывает трудно, но мы все испытываем те же трудности.
Я считаю способность ценить вклад человека ключевым фактором. Вы знаете свою значимость, и они знают. Я к тому, что я работаю с великолепными людьми, и невозможно просто взять и выгнать кого-то из них. Вам не нужно им это объяснять. Все уже понятно по тому, что вы делаете, разве не так?
3. Лучшая команда построена на преданности
Мне просто очень повезло встретиться с хорошими людьми. Люди доверились вам, и вам нужно показать им свое доверие. Затем вы вырабатываете общий подход, и всем вам не приходится проходить через это снова и снова, потому что в команде есть взаимопонимание. И это целесообразно.
4. Режьте, прежде чем снимать. А затем еще немного режьте
Вы снимаете слишком много сцен, вам столько не нужно. Это, по-моему, одна из самых больших ошибок, которую все совершают. И я ее совершал где-то в начале карьеры.
Прежде, чем начать, мы стараемся сократить бюджет. Мы режем сценарий и получаем меньше затрат. Возможно, в любом фильме найдется одна-две сцены, без которых вы не сможете обойтись. Вы не всегда можете знать об этом заранее, но это часть киноискусства. А часть вашей работы заключается в том, чтобы сократить сценарий до начала съемок и сэкономить ваше время.
5. Ищите глобальный смысл даже в самой маленькой истории
Это касается сценарного мастерства. Я достаточно давно работаю с Полом, и что мне в нем нравится, что Пол находит микромир, раскрывающий ситуацию в целом. Вы видите что-то совсем маленькое, но через это просматривается общая картина. Всегда нужно искать либо этот микромир, либо отношения, либо ситуацию, и если вы сумеете рассказать все правдоподобно, то вы тем самым раскрываете глобальную проблему, хотя по сути вам не придется об этом задумываться. Вы подводите к этим мыслям; такие истории вам и стоит искать.
6. В сюжете должна ощущаться легкость, в независимости от того, насколько трудно это передать
Снимая выдуманные истории, в нашем случае, сценарий должен быть очень четким. На 98% то, что вы видите на экране - это сценарий. Один-два процента добавляются потом, но необходимо создать ощущение, что все - импровизация. Как играть Шопена. Вам кажется, что пианист только сел за рояль и будто играет эту удивительную мелодию из своей головы. Но очевидно, что все было написано раньше. То же самое касается кино. В вашем сценарии внешне и внутренне все должно ощущаться как происходящее самопроизвольно, спонтанно, и вам следует постараться реализовать этот трюк.
7. Редактируйте свой сценарий, представляя себя на месте ваших врагов
На протяжении всего фильма вам нужно внимательно следить за тем, о чем ваш фильм, каков подтекст и какой заложен смысл. Является ли это правдоподобным, сумели ли мы убедительно объяснить это, и возможно ли неверное истолкование?
Это должно быть в сценарии. Я обнаружил, что если в сценарии заложена фальшь, она всегда вылезет в фильме. И в моей практике было один или два раза, когда наш сценарий был недостаточно убедительным. Эти недостатки сохраняются в фильме, и эта проблема всегда возникает вначале.
Секрет точного понимания подтекста заключается в работе над сценарием. Задавайте себе такие вопросы, которыми бы, по-вашему, задавались ваши враги.
8. Отношения между сценаристом и режиссером - святое
Прежде чем Пол приступает к написанию сценария, мы долго с ним обсуждаем сюжет. И тогда появляется первый драфт. Когда мы формируем краткое содержание, мы обговариваем каждый этап, но Пол занимается написанием сценария. Когда мы начинаем проводить кастинги (а это довольно длительный процесс), мне нравится, когда они с Ребеккой в завершающей стадии периодически захаживают к нам, и когда он по мере возможности появляется на съемочной площадке. Часто он видит то, что я упускаю. Так что у нас довольно близкие отношения. Вы не оказываете давления друг на друга; вы по-настоящему получаете удовольствие от присутствия другого. Он приносит кофе, ему больше ничего не нужно делать.
9. И помните: сценарий и режиссура - это не одно и то же
Если вы - режиссер, помните: вы - не сценарист. Мне кажется, многие режиссеры сейчас думают, что им нужно также быть сценаристами. И вы знаете, я считаю, что это большая ошибка. Если вы - режиссер, вы - не сценарист. И если вы - сценарист, скорее всего вы - не режиссер. Помните об этом разграничении.
Хороших режиссеров-сценаристов не много. Сценарий обычно оказывается слишком слабым. Он недостаточно сложный и недостаточно глубокий. У сценаристов, которые снимают, фильмы часто слишком плотные, насыщенные. В них нет воздуха.
Вам необходимы разные видения картины, и они у вас с коллегой будут не одинаковыми, а дополняющими друг друга. Хорошо, когда у вас есть иной взгляд на сценарий и иной взгляд на режиссуру.
10. Расслабьтесь
Вы знаете, это всего лишь кино. Просыпаться в 6 утра на протяжении длительного срока - это настоящее испытание. Поддержание веры в себя - вот ваша задача.
В конце концов, если вы не будете сохранять веру в себя, она к вам сама не придет, но завтра вы вернетесь туда, и будет вам урок.
Это всего лишь кино. Не относитесь к этому слишком серьезно.
Советы хорошие, а вот их перевод, к сожалению, не очень. Жаль, сайт ваш мне нравится, но такие моменты заставляют задумать о профессионализме команды в целом.
Очень полезные советы!!!Мне очень понравились
Хорошо!