Вы здесь

Сценарные войны - Воскрешение из мёртвых. Что эта стадия означает в Путешествии Героя.

В Путешествии Героя говорится о стадии, называемой "Воскрешение из мертвых". Актуален ли этот момент для всех жанров, или он скорее типичен для Экшена?

Вообще этот момент актуален для историй где происходит инициация и перерождение героя. Это вполне себе могут быть любые драмы: война, тюрьма, армия, распад семьи, взросление, преодоление болезни, а также другие жизненные кризисы.

Словом там, где в противостоянии с силами антагонизма человек попадает в ситуацию где встречает свой самый сильный подспудный страх и избавляется от него. Повстречав его лицом к лицу, герой понимает что двигало им, перестает бояться и начинает осознавать как с этим бороться. Старое Я умирает, на смену ему приходит новое Я. Из атакуемого герой превращается в атакующего. Вот несколько примеров как это работает в Экшне.

Прыжок судьбы (Leap of Faith) – Пан или пропал.

Частый студенческий вопрос:
какой символизм несет в себе сцена "внутри лошади" в "Выжившем"? Это что-то наподобие "Во Чреве Кита" из "Путешествия Героя"? https://www.youtube.com/watch?v=fQFJmJxMFjk

Не совсем, "Пребывание во чреве кита" характеризует как правило не конкретную сцену, а целый этап - переход из обычного мира, привычного герою, в мир испытаний.

Уильям Индик: "Теперь, когда герой окончательно вошел в мир приключений, он попадает в сферу возрождения, которую символизирует принятое во всем мире изображение чрева кита. Герой отправился в путешествие, которое должно навсегда изменить его: каким бы он ни попал во чрево кита, оттуда он выйдет преображенным".

Сцена несомненно несет в себе момент превращения, но какого? Что конкретно преображается в естестве Хью Гласса?

Режиссер Алехандро Гонзалес Иньяриту охарактеризовал арку изменения характера своего героя как духовный рост через лишения и телесные страдания (spiritual growth through physical pain). То есть то же что у мудрецов-отшельников, уходящих в пустошь, горы или пустыню. Отсюда в визуальном решении фильма так много из Тарковского: https://www.youtube.com/watch?v=8ivvDOiiyP4 картины разрушенного храма, одинокое древо рядом с которым духи убитых жены и сына и т.д...

Что у нас происходит на уровне внешней фабулы: группа охотников на индейской территории уходит от преследующих их индейцев. Проводника группы Хью Гласса растерзал медведь и люди, приставленные его охранять, бросают Гласса умирать. Персонаж Тома Харди к тому же убивает его единственного сына. Неимоверными усилиями цепляясь за жизнь, Хью Гласс карабкается через леса, жаждая отмщения.

А что происходит на уровне подтекстной линии, где обыгрывается арка изменения характера?

По мере того как Гласс проходит через чудовищные испытания и умирает почти каждый день, наступает момент когда он перестает бояться смерти. Она становится его частью. Через неимоверные испытания психика выходит на уровень запредельного где через видения и сны он в мире духов воссоединяется со своими женой и сыном. Но подспудно он начинает испытывать страх: после того как месть будет свершена, останется ли хоть что-нибудь из этого? Хоть что-нибудь ради чего стоило бы жить? Помните сцену у пирамиды из черепов, которую он видит во сне - ужас и бессмыслица вселенского убийства. Именно поэтому в финальной схватке он так и не наносит смертельный удар Джону Фицджеральду, предоставив решение судьбы последнего в руки всевышнего.

Так вот сцена прыжка с лошадью со скалы и пребывание в ее чреве происходит в поворотном пункте второго акта (second act climax) и символизирует собой "Апофеоз" (превращение). Это называется еще "Поцелуй Смерти" и "Воскрешение из мертвых".

Уильям Индик вот что говорит по этому поводу: "Хотя на этой стадии герою не обязательно умирать, он должен по крайней мере соприкоснуться со смертью – быть тяжело раненным и/или пережить близость смерти. Оказавшись на волосок от смерти, герой заглядывает в мир богов. И вот апофеоз – герой приобретает божественную силу – и символически возрождается уже в новом качестве".

Для более ясного понимания как обыграть это внутреннее превращение через действие вот вам простой и действенный инструмент:

в экшен-жанре и его поджанре Survival "Игра на Выживание" чем по сути и является "Revenant", существует момент где герой из атакуемого - жертвы, дичи, превращается в атакующего - охотника, хищника. Происходит это тогда, когда герой, побывав в плену у антагониста, узнает его уязвимые места и преодолев свой страх у которого как известно глаза велики, начинает осознавать собственные преимущества и превращается в хозяина положения. Так вот, очень часто моменту этого превращения как раз и сопутствует прыжок со скалы или водопада, или что-то вроде этого - "пан или пропал". Это символизирует безоговорочную решимость героя в последней битве.

Обратите внимание что в "Apocalypto" герой, выползая из чрева трясины, тоже как бы завершает преображение из дичи в охотника и начинает использовать все уловки, преимущества и финты, зная собственный лес как свои пять пальцев:

https://www.youtube.com/watch?v=OFndFA1ipiw

https://www.youtube.com/watch?v=NcJpvWyw5YA&fbclid=IwAR02RE30aQfJuZfe0hM...

https://www.youtube.com/watch?v=KQE8daTTcsE

https://www.youtube.com/watch?v=Zh5FSGVB8hs&fbclid=IwAR0H1DN8SrIse5_FSkL...

Очень похоже эта последовательность происходит в "Рэмбо, Первая кровь" и в "Хищнике". В Титанике же прыжок Роуз из Шлюпки, обратно на тонущий корабль где остался Джек, окончательно символизирует ее решимость покончить со старой жизнью и отправиться навстречу судьбе, каким бы ни был исход.

Во многих культурах мира ритуалы взросления и причастия к воинским или религиозным культам включали и до сих пор включают в себя подобное испытание:

https://www.youtube.com/watch?v=A88fFm9dbVQ