Вы здесь

Маркетинг / Часть 1

На каждом этапе процесса кинопроизводства необходимо всегда обдумывать то, как вы собираетесь продавать свой шедевр, и предпринимать соответствующие шаги.

В каждом разделе есть статья об этой стороне кинопроизводства, где указываются наиболее подходящие шаги на данном этапе по маркетингу и рекламе вашего кинопроекта.

Слухи о кинопроизводстве вашего фильма начинаются еще до того, как вы начнете писать сценарий. Молва в подготовительный период производства дает нужным людям знать, над чем вы работаете.

В съемочный период продолжается распространение молвы, и в то же время вы подготавливаете необходимые маркетинговые инструменты для главного маркетингового шага. Постпроизводственный период начинается с того, чтобы предоставить слово тем людям, которые помогут вам продать ваш фильм.

Когда ваш фильм готов, необходимо собрать вместе все инструменты для продажи фильма и предоставить проект вашему зрителю.

Если вы - кинорежиссер, только начавший работать над вашими первыми короткометражными фильмами, вы можете пропустить эту страницу. Но если вы готовы сделать серьезную попытку и поработать над художественным фильмом, и вы надеетесь получить за него деньги, то лучше почитать дальше.

Начинаем распространять молву о фильме

Сейчас вы, возможно, подумали, "Я ведь даже не написал сценарий. Зачем же мне переживать об этом? Разве это не дело маркетинга? Я буду беспокоиться о маркетинговой компании, когда мой фильм будет уже готов."

Если вы не начнете планировать маркетинговую компанию вашего кинопроекта в самом начале, это будет большой ошибкой с вашей стороны. Многие талантливые кинорежиссеры знают, как снять интересное кино, но только некоторые из них знают, как продать интересное кино.

Давайте рассмотрим следующую статистику в мире киноиндустрии.

В среднем крупные киностудии за год изучают около 15 тысяч предложений по фильмам, но могут позволить себе дать зеленый свет только десяткам из них.

Каждый год пишутся, как минимум, 100,000 сценариев, при этом попадает на разработку за этот же год всего лишь около 7,000 фильмов.

Из этих 7,000 фильмов всего к 500 будут предприняты хоть какие-то меры по распространению и продаже. Только в 200 фильмах будут достойно представлены профессиональные актеры. Это в большинстве своем студийные фильмы из больших, хорошо финансируемых независимых компаний. Большая часть этих 200 фильмов окажутся убыточными и спонсоры потеряют деньги. Вам нужно осознать, что, независимо от того, насколько хороши ваши фильмы, количество удачливых проектов на каждый год, которые возьмутся распространять дистрибьюторы, жестко ограничено. Вам нужно сделать все возможное и невозможное, чтобы оказаться в списке этих счастливчиков.

Любая компания, в любой деловой отрасли, всегда разрабатывает маркетинговый план прежде, чем приступают к реализации продукта. Им необходимо знать, существует ли подходящий рынок для их продукта, и как выходить на потенциальных клиентов. Вам нужно сделать то же самое. Изучите ваш рынок. На создание фильма уходит много времени и финансовых затрат. Сделайте все возможное, чтобы сделать ваш проект востребованным.

Как независимый кинорежиссер, вы считаетесь владельцем малого бизнеса по продаже развлечений. В кинобизнесе важно понять, что в действительности у вас есть 2 покупателя вашего продукта.
Косвенно вы пытаетесь продать продукт вашему зрителю. Но ваши реальные клиенты - это те люди, которые купят фильм и будут его распространять. Это агенты по заключению договоров, агенты дистрибьюторов, зарубежные агенты по продажам, отечественные и зарубежные дистрибьюторы. Это стражи ворот, которые должны выкупить ваш фильм, прежде чем он доберется до вашей аудитории. Любая молва, волнения и ожидания, котоую вы сможете вызвать у ваших зрителей перед показом, например, на кинофестивалях, позволит вам выйти на этих агентов, которые оценят ваш фильм. Но вам также нужно быть готовым выходить в их деловые круги напрямую. Ведь они являются вашими реальными покупателями.

Когда-нибудь появятся альтернативные пути распространения вашего фильма, например, через интернет, но сейчас действенна лишь вышеизложенная возможность выхода на ваших клиентов.

Маркетинг и ваш независимый художественный фильм

Первый ваш вопрос - есть ли рынок для задуманного фильма? Маркетинговая компания вашего фильма должна быть основана на чем-то, что можно продать. Почти все люди идут в кинотеатр за определенного рода впечатлениями. Если они хотят увидеть романтическую комедию, тогда нужно снимать фильм с юмором и романтической историей. Если они идут на фильм ужасов, то фильму должны быть свойственны жуткие и кровавые эпизоды.

* В первую очередь, вы должны уяснить, что ваш фильм должен либо подходить под определенный жанр либо его пойдут смотреть всего несколько человек. Множество инди фильмов трудно классифицировать, и поэтому трудно продать. Фильм ужасов с философским или слишком заумным уклоном врядли найдет толпу почитателей, так же как и романтическая комедия, которая не такая уж и смешная и романтическая.

* Следующим фактом является то, что тот жанр, который вы выбрали, должен иметь спрос. Десятки лет назад жанр вестерна был очень популярным. А назовите сейчас хоть один успешный вестерн, вышедший в последнее время.

Хорошие страшные фильмы ужасов почти всегда востребованы, вот почему многие независимые режиссеры начинают с этого жанра. Вы можете просмотреть на сайте IMDB популярность различных жанров фильмов и уяснить для себя, что действительно востребовано обществом.

Популярность жанров меняется из года в год, даже из месяца в месяц. Если вдруг на рынке будет избыток фантастических фильмов, людям захочется подобрать себе для развлечения что-нибудь другое. Всегда задавайте себе вопросы "О чем мой фильм? Кто будет смотреть мой фильм?" Не начинайте снимать фильм, пока не утвердитесь в ответе на эти вопросы. Определите для себя основной уклон фильма, который вы будете использовать при продаже.

Если с вашим типом фильмов работает ограниченное количество дистрибьютеров, продажа будет нелегким делом. Кроме того, если фильм не будет расчитан на зарубежного зрителя, вы также теряете огромную международную аудиторию.

Все это не означает, что вы не должны следовать вашей страсти. Не нужно обменивать свое художественное видение только ради современных тенденций. У вас не будет хватать энтузиазма в этой работе, и результат будет неважным. На самом деле покупателей подкупит степень вашей страсти и увлеченности проектом. Вы просто должны осознать, что чем необычнее ваш фильм, тем ниже потенциал его продажи.

Из этого следует одно важное утверждение. Кинорежиссер, находясь всегда на сцене, должен всегда в беседе с другими людьми проявлять и демонстрировать свой энтузиазм и приверженность к своим идеям. Это также составляющая часть распространения молвы о фильме. Не стоит притворствовать, т.к. это будет очевидным. Будьте искренни и передавайте свое видение фильма точно, но с энергией.

Если вы мыслитель по жизни и не очень хороши в связях с общественностью, вам нужно поработать над этим, или найти себе помощника в этом вопросе.

К сожалению, почти невозможно предугадать, какие жанры станут популярными через год или два с тех пор, как ваш фильм будет отснят. Таким образом, вы можете просто идти со своей историей, к которой неровно дышите, с надеждой, что ваш продукт найдет своего покупателя.

Второй ваш вопрос - отличается ли ваш сценарий чем-то от остальных? Если у вас на руках нет чего-то нового и необычного, способного привлечь людей, то каким образом вы собираетесь рекламировать и афишировать свое кино, заинтересовывав зрителя настолько, что он будет готов расстаться со своими деньгами и пойти на ваш фильм?

Распространяйте молву с помощью профессионалов

Забавной вещью человеческой природы является то, что каждому хочется оказаться в положении первооткрывателя чего-то нового. Используйте это, предоставив людям возможность открыть вас.

Когда ваша идея к фильму преобретет некую форму, постарайтесь обсудить это с маркетинговыми аналитиками. Публицисты, договорные агенты, юристы в сфере шоу-бизнеса или агенты дистрибьюторов, вероятно, за определенную оплату, смогут вас проконсультировать, и в течение пары часов обсудить суть вашего сценария. Лишь некоторые инди режиссеры следуют этому совету. Поищите людей в профессиональных каталогах, которые можно найти на больших фестивалях.

Попытаясь выполнить это, вы, вероятно, осуществите 2 вещи:

* Во-первых, вы будете вести беседу с кем-то из сферы бизнеса, который будет давать весьма объективную оценку вашим шансам на успех. Вы можете услышать некоторые аргументы, почему ваша идея может оказаться вовсе не такой уж и замечательной. Будьте готовы, что эта беседа вас мало вдохновит, потому что годы работы в данной индустрии делают маркетинговых аналитиков скептиками.

* Во-вторых, между прочим, вам могут поступить хорошие советы и предложения, уделяющие внимание наиболее интересным и увлекательным деталям сценария. Если на кого-то из ваших советников вы и ваша идея произведут впечатление, вы сможете приобрести мощного Чемпиона, который поможет вам продвинуть продукт и открыть многие двери в будущем.

Хотя это маловероятно, в случае, если ваша идея очень понравится агенту, у вас может появиться возможность получить предложения покупателей и даже добиться финансирования, лично руководя проектом, если вы покажете себя способным к этому.

Еще одной возможностью, которая может принести вам пользу, является беседа о вашей идее с публицистами и руководителями фестивалей. Они, как правило, проявляют интерес к независимому кино, и их может заинтересовать предложение о консультации. Если вы увидите их заинтересованность, периодически делитесь с ними вашим прогрессом и приобщите их к первым шагам по проекту. Проявив себя с лучшей стороны, вы сможете добиться участия фильма на их фестивале, а также получите некоторую огласку и рекламу вашего фильма в местных СМИ.

Учитесь на чужих успехах

Всегда следите за маркетинговой компанией успешных независимых фильмов. Когда один замечательный фильм оказывается хорошо разрекламирован, оказался популярным, добился признания и в конечном итоге финансово окупился, постарайтесь выяснить, что было предпринято для достижения успеха. Удачные практики применяйте в своей маркетинговой компании.

Это не обязательно будет какой-то хороший маркетинговый ход. Возможно, просто случайные обстоятельства сделали неизвестный кинопроект настоящим хитом.