Вы здесь

Сценарные войны: должен ли герой быть активным с самого начала и преследовать только одну цель

Вопрос: Редактор советует сделать так чтобы с самого начала герой имел одну ясную понятную цель и был активным в ее достижении. Мол зрителю будет легче сопереживать ему. Всегда ли это так?

Далеко не всегда. У Роберта Макки вы найдете понятие архисюжета и минисюжета. Неактивность героя - "вечная" картина в минисюжете (по большей части авторское кино). Там он часто неактивен, действие происходит на уровне внутреннего конфликта, и концовка нередко открытая. Это символизирует абсурд и противоречия реальности в которой мы живем.

Но даже если взять архисюжет, а это 90 процентов историй которые мы смотрим, т.е. - классическое повествование (активный герой, конфликт, диктуемый внешними обстоятельствами, закрытая концовка), то и там первую часть фильма герой может находиться в не совсем активном виде. Не совсем чтобы дерево ), но до поры до времени он - далеко не инициатор действия. Почти половину фильма он всего лишь реагирует на то что ему предлагают обстоятельства и только после того как исчерпав все способы вернуться в состояние своего "старого" мирка, он понимает - "меняйся или умри", из атакуемого герой превращается в атакующего.

Еще один хороший пример - сюжет "Покахонтас", или как его еще называют Колониальный сюжет - Colonial Plot:
https://www.youtube.com/watch?v=DUHevygtIcc
И это конечно же Танцующий с волками, Аватар, Последний Самурай и в ключевых моментах Троя. Герой здесь влюбляется в представительницу коренного народа и осознав, что под добрыми намерениями культуры, носителем которой он является, кроется всего лишь откровенный грабеж, переходит на сторону угнетаемого народа и возглавляет сопротивление.

Тема, которая здесь обыгрывается - столкновение культур: жадной, хищной, якобы прогрессивной, корпоративной культуры наживы и Культуры Духа - Spiritual Way of Life. Той где живы еще ценности, утерянные нами: верность, близость, помощь, благородство.

Так вот в сюжете Покахонтас до момента пока герой осознает какое зло он несет другим, проходит довольно много времени. Герой должен определиться на чьей он стороне, а это означает период метаний, испытаний и сомнений.

https://www.youtube.com/watch?v=P0JMOgASFvs
https://www.youtube.com/watch?v=Kkrro3GdHRM

Ну и в историях "движимых характерами" - character driven stories, мы с самого начала помещаем зрителя в мир человека, полного проблем и противоречий, то есть до преследования глобальных целей еще далеко )

https://www.youtube.com/watch?v=YOI6to_RJmI

Такой герой – свой самый злейший враг. Хуже неприятностей, чем он сам себе, ему не причинит никто: https://www.youtube.com/watch?v=FuMg1RLUPVQ

Домашнее задание вам:

продумайте как сделать экспозицию еще не активного героя интересной. Как и через что показать действия и поступки так, чтобы зрителя зацепило?

Ответы на какие вопросы (драматическая цель) мы в пилотном материале должны «заявить - пообещать» зрителю?

Теперь к упражнениям по проработке характеров - Character Development.

Скоро я представлю список персонажей, которые было бы интересно столкнуть в конфликтных ситуациях и посмотреть через какие реакции, действия и намерения можно было бы красиво раскрыть их характеры в зависимости от жанра и драматической цели. Например, Афоня против Мимино, Конь Боджек против Бёрдмена, Тайлер Дерден против Джокера, Уолтер Уайт против Тони Сопрано и т.д.

Ребята, актеры, как насчет того чтобы записать пару – тройку сцен для вашего портфолио? Наверняка такой материал пригодится для сложных ролей.

Города, даты и описания упражнений в следующих публикациях.