Вы здесь

Придумываем рассказ

Искусство сочинять истории

Написание сценария - это представление ряда событий в виде слов, изображений и звуков, которые вызывают такой интерес и чувство новизны у зрителя, что он полностью увлекается сюжетом.
История должна чему-то учить и чем-то развлекать.

Каждый кинематографист должен научиться сочинять истории, потому что основной базис кинопроизводства, всей многомиллиардной киноиндустрии строится на ненасытном желании человека переживать эти истории.

Для того, чтобы стать хорошим автором сценария, не существует единого набора правил. Но есть множество принципов и приемов, выработанных в течение столетий, которыми можно руководствоваться, чтобы овладеть магией написания сценарных хитросплетений. Каждое правило, которое вы захотите выработать, будет иметь исключения, и иногда противоположная позиция может оказаться более удачной.

Нарушение правил, ломка стереотипов - в руках известных писателей делает историю более интересной. В фильме Хичкока "Психо" главный герой - вроде как Мэрион Крэйн, но ее убивают посередине картины. Антагонистом должна была быть мать Нормана Бейтса, но она мертва. Сценарные шаблоны сломаны вдоль и впоперек, но результат оказался более чем впечатляющим и очень интригующим.

Окружающий мир истории

Зрителю нужно объяснить, какая окружающая обстановка царит в сюжете. Это может быть для большинства историй обыденный мир, но есть много историй, в которых рассказывается о другом времени или месте, реальном или вымышленном, и зрителю нужно знать, как этот мир функционирует.

Сценаристу, в свою очередь, необходимо построить этот мир таким образом, чтобы не нарушались общие правила сценарного мира. Зрителю не нравится, когда его ожидания от того, что возможно и невозможно в окружающем мире фильма, меняются сценаристом.

Мир персонажа

В истории так же требуется реальность окружающего мира, как и требуется создать реальный поведенческий мир каждого персонажа, основанный на опыте и убеждениях, как должен тот или иной человек вести себя в данной обстановке. На самом деле, ход истории определяется личностями главных персонажей, как они себя ведут в соответствии с собственным взглядом на мир.

По ходу развития событий поведение героев не должно меняться, кроме моментов, когда история меняет их убеждения в чем-то. Это основное изменение поведения и будет в конечном итоге ключевым моментов в хороших рассказах. Зритель уделяет особое внимание главному герою, и вместе с ним переживает те же эмоции и просветление, понимает то, что понял герой.

Конфликт

Конфликт, или столкновение интересов, - это наиболее важная деталь из тех, чем может привлечь любая история. Необходимо, чтобы присутствовал хотя бы один четкий, главный конфликт. Он должен повлиять на публику, чтобы его суть была схожа с теми противоречиями, которые могут возникать в жизни людей. Переживая сюжет, зрители переживают эмоции и учатся на том, что осознает герой, пытаясь решить свои трудности.

В основе конфликта может быть то, что два человека одновременно хотят одно и то же, они крайне сильно желают этого, но сразу вдвоем этого получить не могут.

Два главных персонажа в течение фильма пытаются добиться своей цели, при этом не допустить достижения цели другим героем. Это должно быть не мелким недоразумением, а вопросом жизни и смерти. Т.е. человек не может дальше жить, если он не получит того, чего он хочет. Достичь этой цели должно быть очень трудно, но возможно.

Вся история должна всегда фокусироваться на этом конфликте. Не стоит блуждать и развивать второстепенные сюжеты, если они непосредственно не связаны с разрешением главной проблемы. Особенно это актуально для фильмов, где вам предоставляется максимум 2 часа, чтобы рассказать вашу историю.

Этот конфликт должен оказаться самым важным событием в их жизни, или, возможно, даже самым важным событием в мировой истории. В конце концов, герой должен будет разобраться со сложившейся проблемой в переломных финальных сценах.

Персонажи

В рассказе должны присутствовать хорошие персонажи, правдоподобные, интересные, на которых можно акцентировать внимание зрителя. Это должны быть цельные личности. Они должны обладать интересными особенностями и талантами, не быть исключительно хорошими или плохими. Персонажи должны удивлять нас.

Должен присутствовать главный герой, у которого формируются четкие цели и задачи. Также необходим антагонист, или враг, играющий роль соперника нашего героя. Оба этих персонажа нужно включить в сюжет как можно раньше.

Иногда героем делают животное или что-то комплексное, например, группу людей. Злодеем может стать неживой предмет, или явления природы. Помните, что ваша публика скорее будет сопереживать с главным героем, и вам будет удобнее взять отдельную персону, к которой зритель может легко привязаться. Если антагонизмом является океан, то в каждом подходящем моменте нужно акцентировать на этом внимание.

В сюжете должно участвовать ровно столько персонажей, сколько нужно для того, чтобы раскрыть суть истории. Будет большой ошибкой добавление множества общих персонажей, за которыми будет трудно уследить, и которые отвлекают внимание зрителя от главных героев и основного сюжетного конфликта.

Создание интересных персонажей имеет большое преимущество. Актеры любят играть интересные роли, и кастинг проходит намного проще. Для этого нужно добавить разнообразие в сюжете, отличные диалоги, сформировать многогранных необычных личностей, чтобы актеры смогли серьезно поработать над своими образами.

То, что говорят персонажи, должно быть безусловно реалистичным, полными запинок, речевых наложений, коротких незаконченных фраз, правдоподобными в своих разговорах.

Вступление

Первая сцена вашего фильма должна заключаться в привлечении внимания зрителя. Чтобы удержать внимание публики, нужно сначала добиться этого внимания. С первой строчки сценария вашей задачей будет получение заинтересованного зрителя.

В качестве примеров, как это делается правильно, можете просмотреть первые минуты следующих фильмов:

  • Челюсти
  • Матрица
  • Только для твоих глаз (Джеймс Бонд)
  • Люди Икс 2
  • Терминатор
  • Звездные войны: Эпизод 4 - Новая надежда
  • Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега

Сюжет должен нести линейный характер. Предоставляйте события в порядке, как они происходят на самом деле, или, как вариант, в порядке, который окажется наиболее интересным для понимания. Таким образом, публика почувствует, что находится на пути понимания. Правильная последовательность тоже приводит к неизвестности и сюрпризам.

Сценарный сюжет

Сюжет рассказа должен всегда к чему-то вести, что зритель может предвкушать.

Любимые истории, как правило, содержат сильное эмоциональное ядро, четкое и восхищающее чувство правоты.

Оригинальных историй, на самом деле, очень небольшое количество. Многие сюжеты сводятся к одному из следующих конфликтов:

  • добиться желанной цели (денег, любви, успеха в любимом деле, уважения, пр.)
  • избежать личностного саморазрушения (психологический аспект)
  • спасти мир (или его часть: страну, город, семью, близких)

Принимая во внимание, что зритель предпочитает смотреть схожие базовые сюжеты снова и снова, они при этом желают видеть сюжетный подход уникальным и свежим. Публика в то же время относится к поклонникам каких-то определенных жанров, и если вы зайдете слишком далеко от зрительских ожиданий, они будут разочарованы.

Прогнозирование

Одной из главных ошибок в написании сценария является заведение самого себя в угол, когда у героя уже нет шансов выпутаться из ситуации, а затем просто разрешить проблему с помощью не упомянутых ранее методов или устройств. Этот вариант называется "Бог решил все проблемы".

Зритель может возненавидеть вас за подобные манипуляции сюжетом. Разумнее будет писать прогнозируемый сюжет.

Представьте, как ваш герой оказывается наедине с монстром в закрытой комнате. Внезапно возле героя оказывается лук и стрелы, и с первого выстрела монстр погибает. Аудитория возненавидит вас.

Вместо этого стоит снять заранее дополнительную сцену из детства героя, когда он учился стрелять из лука и добивался успехов, завоевывал трофеи. Затем в текущей сцене с битвой покажите, как герой попадает в ловушку, и возле него уже лежат лук и стрелы, оставшиеся от предыдущей жертвы монстра. Когда герой возьмет оружие и точным выстрелом повергнет монстра, зритель посчитает вас умным писателем.

В вашем следующем сценарии группа подростков выезжает на выходные в лес и останавливается в уединенной хижине. Один из героев замечает, что на стене висит большой медвежий капкан. Зрителю понравится, если главный герой позже, спасая свою жизнь, вспомнит это.

Побочная сюжетная линия

Побочные сюжетные линии раскрывают суть истории главного героя.

Наши подростки решили выпить спиртного в хижине. Лучший друг главного героя ссорится со своей подружкой и стремительно выбегает и дома, пропадая в темном лесу. Парень спотыкается о кустарник и падает. Когда он встает, замечает человека в хоккейной маске с бензопилой в руках. Начинается преследование.

Суть данной сюжетной линии в том, что намного безопаснее держаться вместе.

Саспенс

Установите предельные сроки. Бомба взорвется через 1 час, и она угрожает персонажам, за которых мы переживаем. Напряжение нарастает с приближением установленного времени. Чем ближе к нулю, тем сильнее беспокойство.

Покажите зрителю то, чего не знает герой. Плохой парень собирается напасть на героя. Герой этого не знает, но зато зритель знает. Зритель переживает за героя, но ничем не может помочь и подсказать об опасности. Т.е. тревога ожидания огромна.

Скройте от зрителя информацию, которую знает герой. Главный герой попадает в ситуацию, показавшуюся зрителю опасной. Но герой знает секрет. Это вызывает интригу, но когда зритель осознает свою неосведомленность, он чувствует обиду за то, что был одурачен. Этот метод менее предпочтителен, нежели предыдущий, когда зритель знает больше героя.

Уберите из кадра сцены, уточняющие ход побочного сюжета, сохраните неопределенность. Также хороший метод использования побочных сюжетных линий для сохранения интриги.

Друг нашего героя ушел один на эмоциях в лес. Безумный злодей появляется из-за дерева. Зритель уже знает это, но этого не знает персонаж. Возникает тревога ожидания. Теперь Оборвите сцену с уединившимся парнем, переключитесь на людей, попивающих спиртное в хижине. Зритель сойдет с ума от напряжения, желая узнать, что же случилось в темном лесу.

Тайны и сплетни, смех и слезы

Каждому нравится узнавать секреты и слушать сплетни. Время от времени раскрывайте важные тайны. Включайте отдельные детали шокирующей тайны одного из героев.

Даже в самой серьезной драме должны присутствовать веселые моменты. Не обязательно юмором должна быть кем-то рассказанная шутка. Это истории о окружающих нас людях, попадающих в неловкие и глупые ситуации, о нас, переживших подобное.

Многие любят поплакать по какой-то странной причине. Даже мужчины могут всплакнуть, хотя и не всегда, когда это делают женщины. Лучшими слезами будут слезы радости, когда главный герой, наконец, получает вознаграждение после долгих и мучительных страданий.

Обращение к зрителю

История должна быть интересна для достаточно большой части зрительской аудитории, которой вы представляете фильм. В то время, как большинство зрителей с интересом отнесутся к сюжетам о человеческих переживаниях и конфликтах, мало кто захочет смотреть фильм, в котором речь идет о чем-то специализированном и необычном. Зритель должен быть обеспокоен героем.

Вы должны учитывать чувствительность и эмоции зрителя, таким образом вы не отпугнете его, показав непристойные или оскорбительные сцены. Что будет неуместным - зависит от вашей аудитории.
Если вы захотите обратиться к широкой аудитории, необходимо затронуть детали, интересные людям всех полов и возрастов. Этим может оказаться необычный юмор для взрослых и дешевый фарс для детей, приключения и экшн для мужчин и романтические, драматические сцены для женщин. На самом деле, написание сценария, который привлечет каждого, - это очень непросто.

Развлечения

Зрители хоть и хотят эмоциональных переживаний при просмотре конфликтных ситуаций, но в то же время они хотят развлечений. Отдельный элемент рассказа может послужить одним из тех зрелищ, которых требует зритель. Взгляните на идею вашего фильма и подумайте, имеется ли в вашей истории что-то из нижеперечисленного:

  • Перенесет ли ваша история зрителя в незнакомый мир?
  • Роскошь и элементы наслаждений?
  • Есть ли в истории что-то, чего зритель не может себе позволить, или что-то, что не происходило в его жизни?
  • Элементы фантастики?
  • Присутствуют ли в сюжете рассказы об интересном событии или человеке прошлых лет?
  • Сцены войн или других экстемальных действий?
  • Массовые сцены/армия?
  • Развиваются ли события в экзотических странах и городах?
  • Секс/романтика?
  • Пьянка/наркотики?
  • Сцены с оружием?
  • Происходят ли убийства? Другие преступления?
  • Раскрываются ли громкие скандалы, сплетни?
  • Есть ли ритм, зажигательная музыка, приятные мелодии?
  • Танцы?
  • Развлечения, пародии, высмеивания?
  • Юмор?
  • Как быстро все происходит?
Groups audience: