Вы здесь

Сценарные войны - Плутовской роман как продолжение Странствующего Рыцаря - Воина Дороги.

Плутовской роман как продолжение Странствующего рыцаря - Воина Дороги.

Привет, команда! Смотрели интервью?
https://www.youtube.com/watch?v=hGSBjDJ-XSQ Юрий Стоянов: «Вообще ничего смешного»
Очень душевно. Ничего лучшего за последний год я не видел. Гляньте, не пожалеете. Гарантирую, многие моменты захочется пересматривать ещё и еще раз.
Ну и после просмотра (а кто-то и во время его)), все конечно же рванулись искать Луспекаева в роли Ноздрёва: https://www.youtube.com/watch?v=bnUEt-lLmm4

А мне сразу бросилось в глаза насколько же любима и распространена вариация этой сцены в нашем кино. Что характерно, всегда исполняется втроем. С позиции этого третьего мы как зритель и воспринимаем происходящее )
https://www.youtube.com/watch?v=jMrn5sb6Qcg
https://www.youtube.com/watch?v=oKx1k15tM7E

Ну и конечно подумалось что после упражнения по Воину Дороги по "Морфологии Волшебной Сказки Владимира Проппа", стоит обратить внимание на жанр, являющийся комедийным продолжением "Странствующего рыцаря – Воина Дороги", а именно "Плутовской роман". Композиционно его структура часто такая же как и у Воина Дороги. Много этапов - приключений, много эпизодов, связанных между собой тематически.

Несколько цитат из Wiki: ///Плутовской роман строится как хронологическое изложение отдельных эпизодов из жизни пикаро (плута, жулика, авантюриста), без внятного композиционного рисунка. (От себя добавлю, что именно из-за этого мы часто вводим фигуру рассказчика, к которой возвращаемся снова и снова когда напряжение в повествовании начинает провисать).
Повествование, как правило, ведётся от лица самого пикаро, благодаря чему читатель переносится на место мошенника и невольно проникается к нему симпатией. Пикаро зачастую оправдывает свои нечестные поступки необходимостью выживать в жестоком и равнодушном мире. Жертвами его проделок становятся добропорядочные обыватели, чиновники, криминальные элементы, а также такие же плуты, как и он сам.
В своей классической форме плутовской роман возник как противоположность роману рыцарскому. Похождения пикаро — это сниженное отражение странствий идеализированных рыцарей средневековья. Пикаро - это рыцарь без морали и принципов, перенесённый из сказочной атмосферы в повседневный быт. Он втайне презирает принятые в обществе правила поведения и социальные ритуалы. Высмеивая все пережитки средневековья, всё манерное и искусственное, пикареска подготавливала почву для реалистической прозы.
Авторы лучших плутовских романов широкими, сочными мазками набросали полную живых деталей картину жизни XVI—XVIII веков. По страницам их книг проходят представители самых разных социальных слоёв и профессий. Своими проделками пройдохи высмеивают застывшие ритуалы и местные обычаи. Сатирический заряд плутовского романа, присущая ему способность вскрывать общественные пороки и ханжество привлекали писателей даже в период модернизма. Как опыты иронического переосмысления жанра литературоведами расцениваются "Приключения Гекльберри Фина" Марка Твена, "Признания авантюриста Феликса Круля" Томаса Манна, "Похождения бравого солдата Швейка" Я. Гашека, "Двенадцать стульев" Ильфа и Петрова. Влияние пикарески ощутимо далеко за пределами жанра, — например, в таких незаурядных произведениях, как "Дон Кихот" и "Мёртвые души"///.

Кстати, вот взгляд Дмитрия Быкова на трикстерский роман https://www.youtube.com/watch?v=gqbQXcjwgVo
Если не ошибаюсь, то именно в этой лекции он говорит что во времена всеобщего помешательства взгляд плута - эксцентрика на происходящее, часто единственно трезвый, поскольку такой тип не поддается стадному внушению.
Отсюда и выбор такой художественной формы в эпоху безвременья или «в эпоху перемен».
Подводя итог по Воину Дороги и Трикстеру, мы видим что главным драматическим элементом таких историй являются «болеющие миры». Воин Дороги и Трикстер, входя в болеющую общину, либо устраняют причину болезни, либо ловко изобличают её изнанку. Джон Труби называет таких персонажей Странствующими Ангелами и относит их к категории тех которые как правило не меняются.

Упражнение: подумайте, в историях какого типа мы могли бы придать «Странствующим Ангелам» арку изменения?