Сначала немного важной информации

Вы можете приобрести Final Draft и приступить к написанию вашего сценария, а можете сэкономить массу времени и прочитать следующую информацию.

Кинопроизводство - это уникальная форма искусства. Это не роман или короткий рассказ, также, как и не акварельная живопись или балетные танцы. Фильмы, по сути, являются наиболее узкой формой искусства.

Киноискусство можно причислить к такому разделу искусства как написание рассказов, но у кино есть четко проявленный и важный набор характеристик, называемый структурой сценария.

Очень важно писать с пониманием принятой структуры, и таким образом ваш зритель будет чувствовать, что смотрит настоящее кино.

Годами кинематографисты пытаются расширить рамки того, чем называют кино(например, фильм "Сон" Энди Уорхола показывает, как человек спит в течение 6 с половиной часов), но ни один из подобных проектов не будет иметь финансовый успех, и лишь немногие будут признаны успешными как достояние искусства.

1) Утверждение о том, что рассказ должен быть структурирован, был впервые высказан Аристотелем в 350-м году до н.э. в своем эссе "Поэтика". Несмотря на название, данный трактат не имеет с современной поэзией ничего общего.

Вы, возможно, удивитесь, для чего поднята тема такой давности. Причина заключается в том, что описанные в "Поэтике" идеи о структуре считаются базисом для написания современных сценариев, и у большинства голливудских писателей имеется, по крайней мере, общее понимание идей Аристотеля.

Аристотель указал на теперь уже очевидный факт, что рассказ должен иметь начало, середину и конец. Начало представляет персонажей, описывает ситуацию.

Середина описывает путь развития событий, конфликта, до тех пор, пока все не будет разрешено в конце. Аристотелем описано чувство удовлетворения зрителя, следящего за комичными или трагичными аспектами жизни героев. Он также раскрывает некоторые вариации базовой истории, например, эпос.

Рассказ, конечно, устаревший, и в нем Аристотель приводит примеры популярных пьес тех времен, уже неизвестных современникам.

Кое-что из утверждений Аристотеля оспаривается. Например, что рассказ формируется через структуру извне, т.е. учитывалось, судьбами человечества заправляют Боги. Сейчас считается, что история формируется персонажами изнутри. Также Богам присуще вызывать неожиданные события, это соответствует действиям актеров, приводящим к заинтересованности сюжетом.

2) Следующей книгой, считающейся основой для понимания современного написания сценария, является книга Лайоша Эгри "Искусство драматургии", впервые опубликованная в 1947 году. Несмотря на то, что книга была расчитана на авторов пьес, она также подходит сценаристам.

Лайош описал четыре важных положения для всех кинематографистов:

  • У каждой истории должна быть предпосылка, основанная на фактах о существовании человека, который может заинтересовать зрителя и которому зритель может поучиться.
  • История формируется на основе разных личностей персонажей.
  • Для поддерживания интереса аудитории необходим постоянный рост конфликта.
  • Также перечисляются около десятка меньших наиболее важных пунктов, необходимых к пониманию авторами драматических историй.

Стиль написания немного устарел, но не содержание.

3) Следующая книга, которая абсолютно необходима для понимания кинематографа и структуры сценариев - книга Сида Филда "Сценарий: основы сценарного мастерства", впервые опубликованная в 1979 году, и недавно обновленная. Филд описывает полный процесс создания правильно отформатированного и структурированного сценария.

Большая часть современного понимания структуры сценариев вытекает из этой книги. Аристотелевские 3 части истории, начало, середина и конец, становятся тремя актами. Связи между актами - это сюжетные повороты. И т.д.

4) Заключительная книга, содержащая плодотворные идеи современного написания сценариев - это работа Джозефа Кэмпбелла "Герой с тысячью лицами". Кэмпбелл, один из ярких мыслителей 20-го века, проводил большую часть своей жизни, анализируя и выискивая мифы и рассказы всех мировых культур, и он определил структуру несколько иначе, нежели Аристотель с Филдом.

Кэмпбелл видел истории как повествование некоего путешествия из личного опыта. Хотя его видение отличалось от классической трехактовой структуры, это пожет послужить отличным дополняющим пособием, а также внесет понимание в технике изложения интересных и важных историй.

Вклад Кэмпбелла близок к современному сценарному делу, идеи были полностью переданы в саге Джорджа Лукаса "Звездные войны" в плане структуризации сценариев. До сих пор теория Кэмпбелла широко популярна в Голливуде. Деньги хорошо убеждают.

Гуру сценариев

На обучении структуре сценариев выросла целая субиндустрия кинематографа. Десятки профессионалов заявляют, что они единственные учителя на верном пути успеха в сценарном деле. Большинство этих учителей никогда даже не продали сценарий или не заработали сколь-нибудь значительную сумму в Голливуде, занимаясь чем-то другим, кроме преподавания.

Справедливости ради, нужно отметить, что все эти уроки могут дать вам много полезной информации, но как только вы выучите основы, лучшим вашим учителем будет опыт. Чтобы стать лучше, нужно писать, писать, писать...

Вероятно, наиболее известным гуру сценариев является Роберт МакКи, чей персонаж был описан в фильме "Адаптация". Его 3-дневный семинар в уикенд достаточно дорогой, но его ученики составляют достаточно впечатляющий список обладателей наград Академии и Эмми. Кажется, что практически каждый в Голливуде посетил его семинар.

Более дешевый способ изучить его мысли - это прочтение его книги. Вы сэкономите достаточно денег, но не получите яркого и впечатляющего месседжа с живого семинара.

---

Не зацикливайтесь на структуре сценария слишком долго. Это необходимый базис, но не настолько сложный и первостепенный, каким захотят его вам представить некоторые гуру. Используйте эти знания, как мощную помощь в технике изложения рассказа, а затем сосредоточьтесь на эмоциях и развлечении.

Groups audience: