Вы здесь
Интервью с Джоном Труби
Вопрос: Что посоветуете делать писателям для развития уникального голоса и стиля?
Голос и стиль – одни из самых неправильно понимаемых элементов повествования. Это не просто уникальная манера письма и разговора. Голос и стиль определяются информационным наполнением. А для хорошего информационного наполнения нужна оригинальная идея, воплощенная в сюжет с правильной структурой. А это крайне редкое сочетание.
Это вопрос из области процесса написания. Уникальность голоса и стиля – это аспект, которым следует озаботиться ближе к концу процесса. В начале процесса нужно определиться с оригинальной идеей. Для этого необходимо углубиться в замысел и использовать приемы повествования, которые раскроют элементы идеи, присущие только вам.
Следующий этап процесса – выбор правильной структуры сюжета. Сюда относятся все приемы, используемые для создания характера, интриги и мира повествования. Если все эти приемы освоены, значит, уже пройдено 90% пути к написанию сценариев, в которых безошибочно угадывается уникальный голос и стиль автора.
Вопрос: Могли бы вы описать условности основных жанров голливудского кино?
Большинство авторов считают, что написание сценариев для жанрового кино требует знания определенных правил. Но жанровые условности – относительно поверхностные элементы повествования, не имеющие особого отношения к написанию выдающегося жанрового сценария, выделяющегося из общей массы.
Я считаю выраженность жанра первым правилом Голливуда: именно продажей жанрового кино и занимается Голливуд, поскольку на него есть спрос у мирового зрителя. Поэтому, чтобы стать успешным сценаристом, нужно дать Голливуду и зрителям то, чего они хотят.
На всех занятиях, посвященных жанрам кино, я не устаю говорить: чтобы постичь тонкости жанров, нужно выйти за пределы условностей и попытаться понять их сущность. Каждый жанр – это уникальная и крайне детализированная сюжетная форма, количество сюжетных поворотов (событий) в котором колеблется от 8 до 15. Но задача сценариста не просто вставить сюжетные повороты, но выйти за их рамки. Другими словами, сценарист должен завернуть сюжетные повороты оригинальным образом, чтобы зритель не просто заметил наживку, но и проглотил ее.
На третий день мастер-класса «Анатомия сюжета» я объясняю основы 12 ключевых жанров, в которых сняты 99% всех фильмов. И рассказываю, как выйти за пределы жанровых форм, если это возможно. Вот список этих жанров: ужасы, фэнтези, научная фантастика, миф, боевик, детектив, криминальная драма, триллер, мемуары по реальным событиям (включая биографический фильм), мелодрама, культовое кино и комедия. Я также объясняю, как писать сценарии в крайне важном смешанном жанре, т.к. в Голливуде принято сочетать в одном сценарии два, три и даже четыре жанра.
Вопрос: Какие бытуют мифы о том, как стать успешным сценаристом в Голливуде?
1. Главное иметь связи.
Да, Голливуд построен на взаимоотношениях. Конечно, если вы – близкий друг Джорджа Клуни, то у вас есть преимущество. Но, как ни странно, не такое уж и большое. Суть в том, что немногие авторы обладают навыками, необходимыми для написания профессионального сценария, который Голливуд захочет купить. Когда выдастся редкая возможность завязать отношения на высоком уровне, нужно просто войти в нужную дверь с чертовски хорошим сценарием в руках. Второго шанса не будет. Важные люди должны знать, что вы – профессионал и мастер своего дела. Одним из немногочисленных преимуществ писателя является то, что профессионализм и мастерство видны на страницах сценария. Это тяжело, но при должном усердии, возможно.
2. Нужно только представить идею нужному человеку, получить заказ на сценарий – и дело сделано.
Питчинг – это несерьезно. Если у вас нет репутации Аарона Соркина или Стива Заиллиана, свою идею вы сможете презентовать только парню, который работает ассистентом другого парня, который делает копии. Даже если удастся презентовать свою идею людям, имеющим какой-то вес в студии, вот что они ответят, без вариантов: «Идея действительно хорошая. Пишите сценарий. Хочу быть первым, кто его прочтет. До свиданья».
Идей полно. Профессионально написанный сценарий – редкость. С начала рецессии 2008 года даже лучшим сценаристам Голливуда с трудом удается продавать идеи. Забудьте о питчинге, начните писать хороший сценарий.
3. В сценарии должно быть три акта и 2-3 поворотных точки.
Так одним предложением можно описать концепцию «трехактной структуры сценария». Это огромное заблуждение, которому учат всех начинающих сценаристов, разрушая карьеры 99,9% из них. Трехактный сценарий – это, в худшем случае, механическая писанина. Такой подход порождает чрезмерно упрощенный способ мышления и написания. И пожизненное звание сценариста-любителя вам гарантировано.
Приведу один пример. Стандартное количество сюжетных точек среднестатистического голливудского фильма колеблется от 7 до 10. Если это детектив, криминал или триллер, их должно быть еще больше. Что же предпочтет жаждущий интриг Голливуд: ваш сценарий с тремя поворотными точками или сценарий, где их 7 или даже 10?
Трехактную структуру оставьте новичкам. Перенимайте приемы, которые используют профессионалы для достижения успеха.
Вопрос: Допустим, у автора есть идея для сценария. Какие вопросы он должен задать самому себе прежде, чем начать писать?
Это самый опасный момент для писателя. Почему? Потому что практически не от чего отталкиваться. При этом нужно докопаться до сути идеи, чтобы сразу понять, получится ли из нее сценарий на 110-120 страниц. Вот тут-то и приходят на помощь мастерство и техника.
При применении приемов для разбивки идеи сюжета, обнаруживается удивительный факт: 9 из 10 идей непригодны для написания сценариев. Они перенасыщены структурными проблемами, которые не решаемы, каким бы хорошим рассказчиком вы ни были.
Крупнейшая ошибка любителя заключается в том, что вдохновленный появлением идеи новичок тут же приступает к написанию сценария. А через 15-25 страниц он заходит в тупик, из которого нет выхода.
Чтобы избежать этого, для начала проанализируйте, какие структурные проблемы скрыты в идее. Сосредоточьтесь на потенциальном главном герое и попробуйте понять, получится ли на основе этой идеи построить достаточно сложную фабулу и написать сценарий объемом до 120 страниц.
Вопрос: Как понять, что сюжет, который планируешь воплотить в киносценарий или роман, «потянет» на целый фильм или книгу?
Существует немало факторов, определяющих хороший сюжет. Чтобы понять, получится ли из идеи сюжета роман или киносценарий, нужно обратить особое внимание на два структурных элемента, которые видны уже из предпосылки: линия желания и оппозиция. Цель героя – это остов сюжета. Она должна пронизывать все повествование до самого конца. Поэтому цель должна быть труднодостижимой и требующей большого количества сложных действий.
Придумывая оппозицию, нужно выделить одного персонажа на роль главного оппонента, пытающегося помешать герою в достижении цели. Также следует поразмыслить над другими персонажами, которые тоже противодействуют желанию героя, но по разным причинам, и используют стратегии противодействия, отличные от стратегий главного оппонента.
Вопрос: Персонаж рождается из фабулы или фабула из персонажа?
Это вопрос из разряда 22 хитростей хорошего повествования. Фабула – это череда действий главного героя на пути к своей цели. Персонаж – это не какая-то единица, стоящая особняком от фабулы. Не бывает полностью развитых персонажей в начале сюжета. Персонаж определяется действиями, совершаемыми героем по ходу развития сюжета. Другими словами, сюжет и персонаж являются взаимно определяющими по отношению друг к другу. Без сложного главного персонажа, совершающего основные действия, хороший сюжет не возможен. А без запутанного сюжета, раскрывающего всю сущность главного героя, не создашь хорошего сложного персонажа.
Взаимоотношение «фабула-персонаж» подобно контуру обратной связи: улучшая одно, вы автоматически улучшаете и другое. Главное – помнить одну важную вещь: чтобы создать стоящую историю, персонаж и фабула должны быть связаны между собой органичным и замысловатым образом.
Вопрос: По каким критериям можно определить хороший сюжет?
Их много. Но есть основополагающее правило: в хорошем сюжете фабула определяется персонажем, а персонаж вытекает из фабулы. Большинство писателей не проводят различий между сюжетом и фабулой. Но это разные понятия. Сюжет – это идеальный союз персонажа и фабулы.
Хороший рассказчик ведет две линии: успех персонажа на линии действия и внутренние перемены, происходящие с персонажем. Зритель хочет видеть героя преуспевающим на обеих линиях. Писатель превращает эти две линии в одну, объединив фабулу и персонаж на глубинных уровнях по всей структуре повествования.
Существует немало способов связки фабулы с персонажем. Я рассказываю о них на мастер-классе «Анатомия сюжета» при рассмотрении 22 структурных элементов любого хорошего сюжета. Эти 22 элемента представляют собой конкретные поворотные точки, в которых фабула переплетается с персонажем от начала и до конца. Они крайне важны, т.к. подводят писателя к середине сценария – центральный момент, на котором проваливаются 90% авторов.
Вопрос: Мир, создаваемый автором в сценарии, может быть большим, как Вселенная, или маленьким, как квартирка. Какими факторами определяется размер мира повествования?
Мир повествования – один из трех или четырех важнейших элементов хорошего сценария. Львиной долей своего невероятного успеха «Гарри Поттер» обязан потрясающим деталям мира повествования. В моем курсе «Анатомия сюжета» этот вопрос рассматривается очень подробно, потому что немногие авторы понимают принципы создания и детализации мира повествования. Считается, что мир повествования – это любое место, где происходят события сюжета. На деле же, мир повествования заключает в себе огромную значимость для зрителя.
Создавая мир повествования, нужно, прежде всего, определиться с местом действия. Место действия – это своего рода стена, окружающая мир. Все, что внутри нее, является частью сюжета, а все, что за ее пределами – нет. Определившись с местом действия, нужно связать мир с главным персонажем. Другими словами, мир повествования является выражением сути главного героя. Затем создайте основные столпы мира повествования, которые обычно находятся в некоторой оппозиции друг к другу. Возьмем, к примеру, Средиземье из «Властелина колец». Растения и вода в Средиземье воплощают силы любви и жизни, а горы и металл – силы абсолютной власти и смерти.
Вопрос: Написание хорошего меткого диалога – одна из сложнейших задач. Как наделить персонажа уникальным голосом?
Этот элемент повествования тоже часто понимают неправильно. Конечно, личность персонажа находит отражение в уникальной манере разговора. Но настоящий фокус связан с двумя важнейшими структурными элементами: потребность и желание персонажа – первые два из семи основных этапов структуры сюжета. Знание слабостей каждого персонажа, которые им предстоит преодолеть в жизни, и осознание желаний каждого из них сообщают персонажу «характер» – то, что сокрыто в глубине души. Эти два элемента и определяют манеру разговора персонажа. Затем добавляются индивидуальные личностные особенности, предпосылки и качества – и у персонажа появляется свой характерный голос.
Вопрос: Назовите самое большое заблуждение с точки зрения изучения и понимания структуры сюжета?
Большинство писателей обречены, т.к. не выходят за рамки трехактной структуры, суть которой в механической условной разбивке сюжета. Что угодно можно разделить на три части, но это не поможет придумать достаточно сложный сюжет для написания профессионального сценария.
Реальная структура сюжета, называемая также глубинный сюжет, органична. Она не навязывается извне, а исходит изнутри героя. Другими словами, это процесс развития героя как личности по мере развития сюжета, последовательность действий, испытывающих героя на прочность.
Нелегко перейти от трехактной структуры сюжета к органичной. Трехактная структура – это чудодейственное средство, на которое все так отчаянно надеются. Но оно не работает. Забудьте о нем. Органичная структура сюжета требует от автора глубочайшего знания своего героя и способности придумывать события, которые неотвратимо приведут персонажа к кардинальным переменам в характере. Тех, кто освоит органичную структуру, ждет небывалая награда. Так становятся профессионалами.
Вопрос: Назовите три первоисточника, не по сценаристскому ремеслу, которые помогли бы писателям отточить свое мастерство?
Я назову два. Это всеми признанные книги, которые должен знать и досконально изучить любой серьезный писатель. Читаются они нелегко, но в них сокрыто глубокое знание писательского дела.
1. «Поэтика пространства» Гастона Башляра, лучшая книга о мире повествования из всех когда-либо написанных.
2. «Анатомия критики» Нортропа Фрая, особенно, первое эссе о теории героя.
Вопрос: Похоже, в настоящее время в Голливуде идет повальная «перезагрузка». Это и переделка «Вспомнить все», и перезагрузка франшизы «Бэтмена», и прочее. Что вы посоветуете на случай переделки, перезагрузки или повторной экранизации предыдущего сценария?
Секрет лучших перезагрузок последнего десятилетия – «Казино Рояль» (Бондиана), «Идентификация Борна», «Бэтмен: начало», «Звездный путь» и, из самого свежего, «Восстание планеты обезьян» - заключается в том, что авторы сценария наделили своих героев слабостями и потребностями. Слабость-потребность – первые из семи основных этапов структуры сюжета. Еще десять лет назад мифические герои и герои боевиков не наделялись глубокими пороками характера, т.к. здравый смысл подсказывал, что супергерой должен быть несгибаем и вести себя героически на протяжении всего сюжета. Но расхожая мудрость оказалась неверной. Характеры получались скучными, а фабула являла собой лишь непрерывную серию трюков, которыми изобилуют экшен-фильмы.
При перезагрузке герой наделяется слабостями и потребностями. Это придает характеру глубину, и герой становится ближе к зрителю. Фабула пришлифовывает характер и придает ему индивидуальности. Это вызывает у зрителя восхищение и чувство причастности.
Вопрос: При прочтении сценария, какие опасные признаки и проблемные места бросаются в глаза с самых первых страниц?
Самый серьезный сигнал опасности: писателю не удалось зацепить читателя с первых 5-10 страниц. Значит, автор не знаком со структурой сюжета. Большинство сценаристов не раз слышали, что читателя нужно зацепить быстро, но их не научили, как это сделать. Опять-таки, все дело в понимании сути структуры сюжета. При рассмотрении 22 элементов структуры любого хорошего сюжета на мастер-классе «Анатомия сюжета», я объясняю, какие ключевые структурные элементы нужно вводить на первых 5-10 страницах, чтобы зацепить читателя. И я гарантирую, если вы это сделаете, то не просто заинтересуете читателя, а отправитесь вместе с ним в незабываемое для него путешествие в мир повествования.
Писательское ремесло – нелегкий труд, но ему можно научиться и овладеть мастерством. Пусть вас не пугают сложности. Действуйте постепенно, шаг за шагом, и однажды на вопрос о вашей профессии вы сможете с гордостью ответить: «Я писатель».
Семинар пройдет 22,23,24 июня в Центральном Доме Архитектора, Гранатный пер. 9.
Программа курса и регистрация - на сайте www.mitta.ru
Не знаю, насколько я прав (я по этому вопросу сам с собой спорю иногда), но я думаю так: некоторые люди - очень хорошие теоретики, могут из таланта сделать мастера, они видят со стороны все твои ошибки и знают, как их исправить. Как пример вспоминаю препода одного по какому-то из художественных предметов (рисунок, вроде, а может и ДПИ). Так вот, он сам мало что сделал, а что и сделал - то было, скажем, далеко не шедевр, но когда он садился вместо ученика, чтобы указать на ошибки - тут веяло крутым мастерством. Он воспитал не одного мощного художника, хотя, с другой стороны, может всё дело в личных качествах учеников...
Очередной персонаж, пытающийся впарить мастер-класс и еще чето там свое... Где его сценарии, где работы, где фильмы? Кто это вообще? То что такие вот персонажи консультантами работают где-то у сценаристов никого не сно...ет. Как он вобще может мастер-классы вести и учить, если у него ни фильма нет, ни сценариев....
Запись вебинара "5 вопросов хорошей истории" Александра Митты (доступен к просмотру до 12 апреля)
https://www.youtube.com/watch?v=5BZEMddAay4
Я понимаю когда А. Митта или Н. Лебедев проводят семинары - они практикующие сценаристы. У них за плечами не один успешный фильм.
А когда такие вот теоретики как Труби получают статус гуру, это конечно настораживает. Дает рецепты сусперуспешного сценария. А сам почему не сделал ни один?
Сапожник без сапог.
За последние 3 десятилетия он проработал консультантом в более чем 1000 фильмах.
Скрипт-доктора (Сценарные консультанты) обычно не упоминаются в титрах (uncredited) по коммерческим и профессиональным соображениям.
«Чехов, Гоголь остались, по его словам, новичками.» - ну они то кино не снимали :-)
Макки ничего не писал. Во всяком случае, поставленных сценариев нет. Они работают редакторами в теле- кино-компаниях.
Что то я не понял, при чем тут 3-х актная структура и поворотные точки…? Мне кажется это разные вещи. Похоже Чехов, Гоголь остались, по его словам, новичками.
Кто умеет - делает. Кто не умеет - учит.
Джон Руби может и неплохой теоретик. Но что он написал? О каком ВЕЛИКОМ сценарии идет речь - если он сам за свою жизнь не написал сценария ни к одному фильму.
Макки хотя бы сериалами баловался. А Руби - просто теоретик. И при этом имеет статус ГУРУ.
Мда.