Вы здесь
Сценарные войны: должен ли меняться характер героя
Вопрос – ответ:
Интересует Сюжет ограбления (Heist/Caper Genre) Референс – Форсаж. По-моему герои там не меняются. Разве должен характер героя обязательно меняться?
Нет, не должен. Характер героя сильно меняется только в 5 сюжетах: Сюжете Искупления, Сюжете морального падения, Сюжете воспитания, Сюжете разочарования и в Сюжете взросления. Из общего количества историй которые мы смотрим - это всего лишь 30 процентов. В остальных же 70 процентах происходит то, что называется "Character Reveal" - раскрывание характера: под давлением обстоятельств открываются и выходят наружу скрытые, потаенные качества. Например, замкнутый, сомневающийся в себе человек, в обычной жизни то что называется книжный червь, в критической ситуации может показать себя с самой неожиданной стороны и проявить немереные выдержку и мужество, а тот кто показывал гонор, принципы и от кого ожидали действий, превратиться в тряпку:
https://www.youtube.com/watch?v=isYWxU5TYK4
https://www.youtube.com/watch?v=fWW4mn8HHwY
Характеры героев Экшена и Комедии по большей части не меняются. Для этого просто нет времени. Их многомерность и противоречивость сильно бы оттягивала драматургию повествования на себя. А драматургия Экшена предельно проста: кого-то спасти, что-то предотвратить (вторжение, конец света, начало войны и т.п.), откуда-то сбежать, что-то украденное вернуть (тайное оружие, вакцину, вирус, лекарство), освободить заложников, ну и в Heist/Caper Genre (сюжете ограбления) что-то выкрасть.
В драматических историях бывает так что меняется не характер героя, а его отношение к определенным вещам или определенной теме в жизни – например к ответственности за себя и семью (такая арка называется тематической). Герой Кевина Спейси, например, хочет обрести себя, вернуть потерянный «вкус» жизни и начать быть тем, кем всегда хотел - раздолбаем. Но добившись своего ценой развала семьи, понимает как много хорошего у него было, насколько он был счастлив, и как глупо он это просадил:
https://www.youtube.com/watch?v=wPxNB_WM0E4
https://www.youtube.com/watch?v=6XhD-_3z9_c
Ну и по поводу «Форсажей»: поскольку герои там все индивидуалисты, которые ненавидят проигрывать («уязвимость характера»), то темой фильма становится: как и при каких обстоятельствах такие люди способны пожертвовать собственным эго и отыграть на пользу другого – то есть для достижения цели стать одним целым.
Зачастую задача в Сюжете Ограбления не уничтожить, а переиграть злодея. Там есть главный герой и его команда - групповой протагонист. Внешние силы антагонизма работают следующим образом: герой и его команда зажаты как между молотом и наковальней между детективом – суперищейкой и криминальным боссом с его бандой. Изначально переиграть злодея становится невозможно потому что в первой попытке каждый из игроков льет воду на собственную мельницу. Из-за этого их легко раскусывают и щелкают по одиночке. Силы антагонизма на уровне межличностного конфликта - это распри внутри команды, собственные интересы, легкомыслие, бравада, самонадеянность и недобросовестное исполнение плана. Так же возможно предательство кого-то из членов команды и намерение присвоить всю добычу себе.
Так вот раскрыть тему фильма, а тема фильма это как правило то что противоположно изъяну или уязвимости характера героя, это показать, как и при каких обстоятельствах эти самонадеянные, заносчивые, порой преступно-легкомысленные эгоисты-индивидуалисты учатся жертвовать собственным эго и в критический момент учатся не пробить по воротам самому, а положиться на товарища и отыграть шайбу другому, то есть из одиночек превратиться в единое целое – команду, семью:
https://www.youtube.com/watch?v=U2co_Cn43YA
https://www.youtube.com/watch?v=IQuc7wfO16Q
Этим мы даем понять что герой изменился.
Платой же за собственные глупость, самонадеянность и эгоизм в середине фильма являются как правило потери друзей или сообщников в неудачных попытках ограбления.
Ну и в конце чтобы зритель не заскучал от потери интересных, эксцентричных персонажей, часто после развязки истории и победы общими усилиями, друзья-конкуренты сходятся вдали от глаз посторонних еще раз: "Друг мой, ты и вправду думал, что мог победить меня, не поддайся я тогда?
https://www.youtube.com/watch?v=lVA0_NmnIBk
Фильм закрывает финальная гонка и оставляет зрителя с ощущением: ага, есть еще тараканы в голове, значит не совсем потерян для жизни, ждём продолжения ))
Домашнее задание вам: кто и что меняется в фильмах где главный действующий персонаж представляет собой архетип «путешествующего ангела»?