Вы здесь
Рецензия: Роберт Макки «История на миллион долларов»
Полагаю, представлять эту книгу смысла не имеет. У людей, которые так или иначе связаны с кинематографом и телевидением, она уже долгое время на слуху.
Макки отмечает, самое главное - грамотно и правильно выбирать содержание и формы своих новоявленных произведений.
История помогает разобраться с хаосом бытия. Очень показательным выступает упоминание о том, что непризнанных гениев в Голливуде нет (за редким исключением), сценарные отделы каждый год просматривают тысячи сценариев, стараясь найти наиболее достойные из них, и все, что заслуживает внимания, дорабатывается и снимается. Разве что современные европейские кинематографисты никак не могут дотянуть до уровня Бергмана, Феллини, Антониони и других представителей старой школы, поэтому нишу занимает американское кино, из-за этого следует обратить внимание на кино представителей восточных стран.
Самопознание, по мнению автора, оказывается главным условием — жизнь плюс способность выражать человеческие реакции. История — модель жизни. Помните, что истина не может лежать на поверхности. Вы должны показать жизнь героя во всей его полноте, используя при этом всего несколько моментов из его жизни, выстроенных в определенной последовательности и показывающих существенные изменения в жизни персонажа (его ценностей), выбрать их бывает далеко непросто, из всего этого и складывается сюжет фильма.
Событие истории проявляется через конфликт. Типовой фильм — 60 сцен.
Кадры складываются в сцены. Сцены формируют эпизоды. Каждая сцена раскрывает собственную ценность (-ти) . Серия эпизодов образует акт, а вместе с ним и более значимые изменения. Акты создают историю, дугу фильма.
Архисюжет, мини-сюжет и антисюжет
Джон Карпентер как-то сказал: «Фильмы — это физическое воплощение того, что происходит в умах».
Архисюжет, мини-сюжет и антисюжет - треугольник формальных возможностей.
Архисюжет относится к классической структуре, уходит корнями в далекое прошлое («Алчность», «Гражданин Кейн», «Четыре свадьбы и одни похороны»). Мини-сюжет прост и экономичен ( «Ноль за поведение», «Музыкальная комната», «Давайте потанцуем»). Антисюжет являет экстравагантность и осознанное преувеличение - фильмы, созданные в Европе после Второй мировой войны («Андалузский пес», «Кровь поэта»).
Из книги можно подробнее узнать о формальных различиях внутри треугольника истории. Здесь же отмечается, что очень незначительное количество картин можно поместить целенаправленно лишь в одном из углов, остальные размещаются в пределах фигуры.
Внутри упомянутого треугольника притаилась политика. Да, именно, политика формирования вкусов аудитории, получения фестивальных наград, политика творческого и коммерческого успеха. Главным предметом спора по-прежнему остаются «голливудские фильмы» и «некоммерческие фильмы». Оба понятия скорее больше указывают на разные представления о реальности.
Несмотря на это, следует понимать, сценарист должен зарабатывать на жизнь своим творчеством, чем ниже мы опускаемся в треугольнике, тем больше мы сокращаем свою потенциальную аудиторию. А, в свою очередь, при уменьшении числа зрителей происходит сокращение бюджета, таков закон. В «Истории на миллион» приводится пример, связанный с Аленом Робом-Грийе. На съемки фильмов, построенных на антисюжетах, в 1970-1980 годы он тратил не больше 750 тысяч долларов, за это инвесторы и давали ему деньги, он сам был довольно прагматичен. Если же вы хотите признания от студий, опираться придется на архисюжет.
Сценарист должен верить в то, что пишет. Стремление добиться отличия ради отличия невыносимо бессмысленно, пожалуй, даже в такой же мере, как и рабское следование коммерческим требованиям.
Структура и сеттинг
Избавьтесь от штампов, которые преследуют нас всю жизнь. Глубокое проникновение в мир истории является залогом успеха, предпосылкой для создания совершенного произведения.
Сеттинг истории имеет четыре измерения — период (место истории во времени), длительность (продолжительность), локация (место в пространстве) и уровень конфликта.
Не забывайте о взаимосвязи структуры и сеттинга. История должна подчиняться собственным внутренним законам вероятности (конкретное время, конкретное место). Тем самым, выбор событий ограничен возможностями мира, в котором происходит история.
В целях создания истории автор советует использовать три способа: память, воображение и осмысление фактов.
Память возвращает нас в прошлое, такие воспоминания очень ценны и могут выступать в качестве знаний, но для этого они должны быть оформлены письменно.
Воображение поможет вам совместить разрозненные кусочки жизни персонажей в единое целое.
Осмысление фактов даст вам возможность «подпитки». Посетите библиотеку, почитайте книги и вы поймете, что вас мучили такие же вопросы, как и многих людей до вас, таким образом, вы сможете достичь еще большей глубины знания.
Исследования предоставляют материал, который можно будет использовать в дальнейшем, но основная работа еще впереди.
Творческий выбор — умение сделать выбор между необходимым и излишним.
Даже заштампованная сцена в баре может вполне лаконично вписаться в ваш сценарий благодаря оригинальному способу знакомства.
Структура истории и жанр
Далее речь пойдет о жанре. В книге приводится классификация жанров, выработанная на практике, она основана на различии тем, событий, ролей и пр.:
1) Любовная история
2) Фильм ужасов
3) Современный эпический фильм
4) Вестерн
5) Военный фильм
6) Сюжет возмужания
7) Сюжет искупления вины
8) Сюжет наказания
9) Сюжет испытания
10) Сюжет воспитания
11) Сюжет разочарования
Встречаются и мегажанры, состоящие из множества поджанров.
12) Комедия (будь то комедия положений, черная комедия, фарс и пр.)
13) Криминальный (гангстерский фильм, гангстерский боевик, тюремная драма и т.д.)
14) Социальная драма (политическая, медицинская, экологическая и пр.)
15) Боевик/приключенческий фильм
Существуют также сложные жанры, которые представляют из себя квинтэссенцию иных жанров.
16) Историческая драма
17) Биографический фильм
18) Документальная драма ( в центре повествования недавние события)
19) Псевдодокументальный фильм (основывается на вымысле, снимается в стилистике документального или автобиографического кино)
20) Мюзикл
21) Научно-фантастический фильм
22) Спортивный фильм
23) Фэнтези
24) Анимационный фильм
25) Некоммерческий фильм (с двумя поджанрами: минимализм и антиструктура, также включает в себя многие основные жанры).
Несмотря на подобную характеризацию, все жанры перетекают из одного в другой, трансформируясь, но при этом оставаясь неизменными ровно в той степени, при которой можно определить их основную составляющую. Все сценаристы - жанровые писатели (или, по крайней мере, должны ими быть), и они должны творить, исходя из выбранного направления.
Изучение жанров лучше проводить следующим образом: составьте список фильмов, которые на ваш взгляд похожи на то, что вы делаете, причем возьмите как удачные, так и неудачные работы, просматривайте эти фильмы при наличии сценария и разбивайте события по элементам. Таким образом вы сможете узнать какие конвенции присущи данному конкретному жанру.
Структура истории и характер
Многие на протяжении длительного периода времени задавались вопросом и спорили о том, что же важнее структура или характер. Ведь первая, должна раскрывать свойства личности. На данный момент споры продолжаются, но они безосновательны, так как структура — это характер и, наоборот, вопрос возникает скорее из-за различий между характеризацией и характером.
Характеризация связана с внешним проявлением свойств человека, с теми из них, о которых мы можем узнать при наблюдении за ним: уровень интеллекта, привычки, жестикуляция, род занятий и т.д. Все это делает человека уникальным, но это не характер. Истинный характер проявляется только в выборе, который делает человек под давлением тех или иных факторов. Он и является главным при раскрытии человеческой сути.
Сложность характера также должна определяться жанром. Приключенческим фильмам, черным комедиям не нужны сложные характеры, в то время как исторические фильмы очень часто в них нуждаются.
Структура истории — это средство, помогающее вам выразить идею, а затем подтвердить ее без каких-либо разъяснений, не прибегая к пояснительным диалогам.
Замысел — это то, что толкает автора к написанию истории. Касаемо темы, вопросов возникает больше. Макки предпочитает управляющую идею. Она должны быть одна, тогда зрители найдут больше смысловых оттенков. Управляющая идея имеет ценность и причину, например, «Справедливость восстанавливается, потому что главный герой умнее преступника». Вы выводите идею из действия. Лучшие писатели и сценаристы с легкостью перескакивают с одной точки зрения на другую.
Писателей и их истории можно разделить на 3 большие категории, в зависимости от заряда, которым обладают их управляющие идеи: идеалистические, пессимистические и иронические (одновременно позитивное и негативное отношение к жизни). Позитивное — вовремя отказаться от навязчивой идеи («Из Африки», «Язык нежности»), негативная — получить желаемое, в обмен на то, что это потом разрушит вас («Казино», «Нэшвилл»). Именно ирония требует наибольшей мудрости и мастерства. Истинная ирония должна быть мотивирована.
Материя истории
Роберт Макки предлагает нам также понять, что является материей истории, но это не слова, как многие наверняка подумали изначально. Тогда что же? Что заставляет зрителя купить билет и сидеть с большим количеством незнакомых людей в одном пространстве? Для того, чтобы узнать ответ на этот вопрос нужно понять главного персонажа.
Главный герой не обязательно должен существовать в единственном числе. Может быть коллективный главный герой, могут быть и нарисованные персонажи, и животные, самое главное, чтобы у них была сила воли и желание (осознанное и неосознанное).
Главный герой обладает качествами для того, чтобы добиться желаемого и у него есть для этого шанс. Необходимо, чтобы к персонажу чувствовали сопереживание, а не симпатию.
История рождается благодаря бреши, когда персонаж получает иной отклик на свое действие. То есть брешь возникает между субъективными ожиданиями и объективным результатом.
Самое главное — работать изнутри наружу, выявляя при этом переломные жизненные моменты. Для достижения эмоциональной правды необходимо самому встать на место своего героя. С помощью брешей и рождается материя истории.
Автор сообщает о том, что структура истории включает в себя пять частей: побуждающее происшествие, прогрессию усложнений, кризис, кульминацию и развязку.
Побуждающее происшествие коренным образом нарушает баланс сил в жизни главного героя, который реагирует на него. Это своеобразный крючок, который завлекает зрителя и заставляет его задуматься о сцене, которая обязательно должна появиться перед окончанием истории. Побуждающее происшествие должно свершиться в пределах 30 первых минут экранного времени. Но только в тот момент, когда зрители прочувствуют мир, о котором пойдет речь. Стержень истории — подсознательное желание или осознанная цель главного героя вернуть равновесие в свою жизнь. В кульминации вы должны найти решение, которое, изменив все в лучшую или худшую сторону, обеспечит обретение нового порядка.
Следует помнить, что трехактная структура — обязательный минимум. Увеличение числа актов, как правило, снижает воздействие кульминаций и приводит к многочисленным повторениям.
Методика анализа сцены:
1) Определение конфликта. Найдите действующую силу и антагониста.
2) Фиксирование начальной ценности ( и определение позитивного или негативного заряда)
3) Разделение сцены на кадры ( чередование действие/реакция)
4) Фиксирование заключительной ценности и ее сравнение с начальной ( в случае ее изменения сцена удалась)
5) Изучение кадров и определение места поворотного пункта
В книге данный анализ проведен на основании сцен из картин «Касабланка» и «Сквозь темное стекло».
В правильно оформленном сценарии 1 страница — 1 минута экранного времени, оптимальная продолжительность сцены — 2-3 минуты, это определяется самой природой кинематографа. Есть и исключения, о которых более подробно расписано в книге. Приближаясь к кульминации следует сократить ритм сцен (их продолжительность) и ускорить темп (уровень активности).
Персонажи и советы по их созданию
«Человеческий характер — единственная неустаревающая тема». Главный герой должен быть многомерен. Измерение предполагает противоречие, которое может существовать внутри сильного характера (честолюбие с чувством вины) или между характеризацией и истинным характером (обаятельный вор). Противоречия должны быть согласованными. Главный герой определяет состав действующих лиц, все остальные персонажи присутствуют там, исходя из их взаимоотношений с ним, подчеркивая измерения сложной натуры. Персонажи второго плана также могут обладать несколькими измерениями. Эпизоды должны иметь одно измерение.
Три совета по созданию кинематографических персонажей:
1) Предоставьте актеру возможность творить
2) Полюбите всех своих персонажей
3) Создание персонажа неотделимо от самопознания
Наблюдение — источник характеризации, характер — самопознание.
Диалог и его особенности
Диалог — это не разговор. Должен обладать непринужденностью разговора, но при этом отличаться более глубоким содержанием. Основные черты: максимум смысла, минимум слов; должен изменять поведение и иметь определенную цель. Не нужно писать ни строчки диалога, если то, что вы хотите выразить можно показать визуально. Помните, диалог — последний штрих, который вы добавляете к сценарию.
Заключение
Книга «История на миллион» - яркий пример величия сценарного и писательского мастерства во всех ипостасях, начиная с первых шагов создания истории и заканчивая ее кульминацией. У многих отечественных сценаристов другой подход к созданию сюжета, но одни знания не мешают другим, если пользоваться ими правильно. Из книги вы также узнаете о различного рода конфликтах, композиции и ее канонах, извечных проблемах, внешней и внутренней образности, об использовании предысторий и о многом другом. Можно только позавидовать тем, кто решит прочитать эту «историю в истории» в первый раз, ведь она откроет перед вами то, о чем даже не задумываются многие профессионалы.
OZON.ru - Книги | История на миллион долларов. Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только… | Роберт Макки |
Публикация
|
Страница подшивки
|
Конкурс
|