Вы здесь
Читальный зал: Блейк Снайдер «Спасите котика. И другие секреты сценарного мастерства»
Совсем недавно издательство «Манн, Иванов и Фербер» решило пополнить копилку книг, так или иначе связанных с кинематографом и выпустило в свет произведение Блейка Снайдера «Спасите котика». Данная книга раскрывает по большей части важность подготовительного периода, предшествующего непосредственно написанию сценария. Сразу бы хотелось отметить, если вы профессионал с многолетним опытом работы в аудиовизуальном производстве и специализируетесь на создании фильмов, которые не вписываются в понятие коммерческие, вам лучше обходить эту книгу стороной, ничего полезного для себя с творческой точки зрения вы не найдете, а потом, возможно, даже будете ругаться, что потратили на это деньги. А дело все в том, что данное произведение скорее является неким сборником напоминаний тем специалистам, которые хотят заниматься (-тся) созданием коммерческого продукта и ориентированы в первую очередь на потенциальную продажу своего сценария.
Самые «вредные», изучив разные источники, могут сказать, что автор не является известным представителем кинематографа, и отчасти это действительно правда, так как по большому счету по его сценариям было снято всего два фильма «Стой! Или моя мама будет стрелять» (1992) (картина кстати получила «Золотую малину») и «Мне хватит миллиона» (1994). И тот, и другой фильм я смотрела с родителями еще в детстве по телеканалу «СТС», который в свое время, пожалуй, действительно был «семейным» каналом в самом лучшем значении этого слова. Возможно, детская наивность дала о себе знать, но они оба оставили после просмотра приятное впечатление на долгое время.
Особое внимание сценарист уделяет логлайну. Буквально в нескольких предложениях, раскрывающих основную суть фильма, следует показать иронию, яркий образ, определиться с целевой аудиторией и затратами на производство. Нельзя забывать и об «убойном названии». Казалось бы, что может быть проще?
Но вот только многие ли в действительности основой всего считают логлайн? В нашей реальности обычно возникает одержимость некой идеей, после чего возникает необходимость или страстное желание перенести это все на бумагу любым удобным и наиболее приемлемым способом.
Напоминает автор книги и о так называемом «пробном маркетинге», о своеобразной фокус-группе или же в простанародье выборке людей (потенциальной зрительской аудитории). Это могут быть как знакомые, так и абсолютно незнакомые люди, например, те, кто сидят за соседним столиком в кафе, гуляющие по парку и т.д. И обращаться, естественно, следует к тем, кто так или иначе вписывается в заранее выбранную вами целевую аудиторию, так как в противном случае сама концепция фильма может оказаться непонятой и отвергнутой. Хотя в наше время все зависит и от пресловутого человеческого фактора, а также от того, где ты живешь, какие люди тебя окружают и пр. Иногда, наверное, следует сделать выводы, ориентируясь на уже представленные аналитические данные или подыскать определенные группы и сообщества как в Интернет-среде, так и вне нее.
Особенно данный анализ поможет в создании необычных поворотов, так как известно, что людям необходимо «то же самое… только другое».
Снайдер советует также внимательно изучить каноны, по которым создавались фильмы в тех жанрах, над которыми вы собираетесь работать. Есть определенные категории фильмов и у каждой из них есть свои правила, с которыми следует ознакомиться хотя бы для того, чтобы лишний раз не попасть впросак и не наступить на одни и те же грабли.
Сценарист выделил несколько типов историй:
- «Монстр в доме»
- «Путешествие за золотым руном»
- «Джинн из бутылки»
- «У чувака проблемы»
- «Обряд посвящения»
- «Два товарища»
- «Преступление и наказание»
- «Торжество чудака»
- «Чувак в группе»
- «Супергерой»
Каждый тип характеризуется определенными аспектами , нормами и правилами, которых следует придерживаться при создании очередного сценария. Для разнообразия все проиллюстрировано на примерах фильмов, выпущенных на экраны в разное время.
Автор упоминает также о том, что не следует писать героев под определенных актеров, отталкиваться следует от архетипов, представителями которых они могут являться, из разряда «Умница», «Красавчик» и пр. И вам ни на минуту не следует забывать о ком ваш фильм, при ответе на данный вопрос лучше всего начинать с фразы «О парне, который…» и никак иначе, в противном случае можно просто попасть в дебри, их которых в дальнейшем будет крайне сложно выбраться.
Структура сценария по Блейку Снайдеру включает порядка 15 пунктов (сюжетных точек), объем сценария в среднем порядка 110 страниц. Для пущей убедительности автор досконально разбирает структуру сценария и, соответственно, фильма «Мисс конгениальность».
В книге упомянуто также и о различных подходах работы со сценарием, в том числе с использованием доски, карточек и маркеров для наиболее четкого определения сюжетных линий, выверенного расположения всех сцен. Не забываем, что карточек должно быть не более 40. При этом вы всегда должны быть готовы отказаться от того или иного элемента.
Сценарист также разъясняет наиболее интересные приемы, которые могут как поспособствовать успеху проекта, так и повлечь за собой его провал. В данном разделе раскрываются такие приемы как «Абракадабра в квадрате» (т.к. в большинстве фильмов все-таки наиболее целесообразным является использование лишь одного вида волшебства, это не касается блокбастеров и фильмов, созданных на основе комиксов), «Осторожно, ледник!» (опасность должна присутствовать здесь и сейчас), «Спасите котика» ( прием, ставший также названием книги и концентрирующийся на привлечении симпатии к главному герою) и многие другие, о которых можно узнать из книги.
Снайдер в отличие от того же Макки отводит диалогам большую роль, упоминает о постоянном «душевном росте» героя и о чертах, которыми следует наделить второстепенных персонажей. Для коммерческих фильмов это крайне важно в силу того, что философские метания и стенания не станут в данном случае подспорьем для успешной продажи своей работы. А базовые принципы основываются на том, что история должна быть понятной даже «пещерному человеку».
К слову, в книге представлена довольно интересная ссылка на такой источник как www.hcdonline.com, к сожалению, она оказалась нерабочей, но, проверив информацию, выяснилось, что раньше по данному адресу предоставлялась возможность зарегистрироваться на сайте и получить доступ к базе данных, охватывающих большое количество официальных представителей киноиндустрии (порядка 2500): продюсеров, агентов, производственных компаний и иных заинтересованных лиц. Хорошей альтернативой в данном случае является сайт https://www.screenwritingdirectory.com/, ежегодная подписка на него стоит ппримерно 50 долларов, но там действительно можно найти ценную информацию по кинокомпаниям (включая их контакты и месторасположение). Более того, отдельной строкой также выделены и жанры, на работе с которыми они специализируются.
Для самых дотошных будет также полезна данная ссылка: http://www.writersstore.com/hollywood-screenwriting-directory/ . Она отошлет вас на страницу, где можно будет при желании скачать издание с контактами на английском в pdf. или же приобрести в книгу в печатном виде. Но с учетом того, что информация постоянно обновляется, подписка на сайт представляется наиболее актуальной и полезной.
Естественно, сценарист должен уметь представлять свои произведения. Но, к сожалению, не многие из нас обладают даром убеждения, поэтому в данном случае наиболее приемлемым вариантом является поиск человека, который сможет это сделать за вас. Возможно, поиск агента в тех условиях, в которых существуем мы на данный момент, не очень соответствуют действительности и мало в чем может помочь. Да, что уж греха таить, как таковые профсоюзы у нас тоже фактически отсутствуют или существуют лишь в качестве самостоятельных единиц, которые далеко не всегда выполняют возложенные на них функции.
Но не стоит забывать такую фразу как «Что есть, то есть», в любой системе есть свои огрехи и недочеты, где-то их, безусловно, больше, где-то меньше, но факт остается фактом все решают данные проблемы по своему, кому-то удается это сделать, а вот иные могут впасть в уныние, тем не менее, высказывание «Дорогу осилит идущий» еще никто не отменял.