Вы здесь
"Несломленный": операторский стиль Роджера Дикинса
«Несломленный / Unbroken» - это основанная на реальных событиях история жизни Луи Замперини, проблемного подростка, выросшего до участника Олимпийских игр, а затем оказавшегося военнопленным во Второй Мировой войне. Сценарий братьев Коэнов - адаптация к документальной книге-бестселлеру 2010 года автора Лоры Хилленбранд. Режиссером фильма выступила Анжелина Джоли, а кинооператором стал замечательный Роджер Дикинс, который с этой работой вот уже в 12-й (!) раз попробует получить Оскар за лучшую операторскую работу.
В этой статье мы познакомимся с некоторыми инструментами и методами работы Дикинса и его команды в наиболее динамичных сценах фильма.
Роджер Дикинс хорошо известен и уважаем за свой натуралистический стиль освещения и за приверженность к повествовательному стилю работы камеры. Свою особенную визуальную чуткость он привнес в «Несломленного», на первый взгляд, в довольно масштабный VFX проект. Еще одним примером натуралистического стиля в фильмах с визуальными эффектами является «Гравитация» оператора Эммануэля Любецки, и мы помним, кто унес Оскара в том году.
Фильм «Несломленный» снят на Arri Alexa Studio с объективами Zeiss Master Prime. Роджер отмечает, что решение взять цифровую камеру пришло в связи с большим количеством визуальных эффектов, и он доволен тем качеством изображения, которое дает Alexa. Роджер - большой фанат объективов Master Primes. Их используют большинство студий, снимающих с VFX-эффектами. Эти объективы очень резкие, с минимумом бликов, и у них минимальное, и при этом предсказуемое искажение.
Очень эмоциональная сцена в «Несломленном». На переднем плане показан лишь силуэт персонажа, в то время как персонажи на заднем плане находятся в расфокусе.
Если вы посмотрите «Несломленного» и «007: Координаты «Скайфолл»» (оба фильма сняты Дикинсом на Alexa), то поймете, что грани между цифрой и пленкой все больше стираются. Современные кинооператоры способны создать отличную картинку независимо от формата съемок. В то же время Роджер Дикинс выступает против одержимости современных операторов гонкой за «K» (увеличением разрешения 4К/5К/6К/8К). Рассуждения на эту тему можно прочесть на его форуме).
При выборе стиля изображения они с Анжелиной Джоли решили, несмотря на время действия картины, не использовать винтажные объективы или фильтры для цветового баланса. Вероятно, повлияло большое количество компьютерной графики в фильме.
Фильм снимался одной камерой, т.к. использование второй камеры с таким же кадрированием и светочувствительностью - это роскошь даже для масшабных художественных фильмов.
В фильме формат изображения - 2.40:1. Но Роджер не снимал аноморфно. Использовался формат 16:9, а в постпродакшне урезались края. Такое решение давало небольшую свободу в рефрейминге изображения, а также облегчало процесс 3D-трекинга и стабилизации в посте. К примеру, Дэвид Финчер и Джефф Кроненвет также выполняют рефрейминг в постпродакшне, когда снимают 6К с Red Epic. Сама возможность чуть откорректировать кадр в посте может здорово помочь добиться более чистого изображения и удачной композиции, что не так просто получить на съемочной площадке.
Отметим, что Роджер Дикинс - мастер классической композиции, и «Несломленный» полон отличных примеров хорошей композиции и движения камеры. Даже перегруженные визуальными эффектами кадры сохраняют единый визуальный стиль и не бросаются на глаза. Вспомним, что Роджер был консультантом в Pixar и Dreamworks по визуальной кинематографии в их анимационных CG фильмах, поэтому ему довольно комфортно работать с руководителем VFX-отдела и добиваться в посте качественое цельное изображение.
Луи на Олимпийском стадионе
Кадр, снятый с подвижной камеры на Олимпийских играх
Риг Роджера Дикинса в действии
За свою карьеру Дикинс разработал специальный риг, который он использует в большинстве съемок. «Риг Роджера Дикинса» - это микс A&C Power Pod Classic (2-осевая панорамирующая головка с дистанционным управлением) и кран Aerocrane Jib MKII. Во многих своих интервью Роджер рассказывает, что эта простая комбинация панорамирующей головки и крана позволяет ему довольно быстро менять кадрирование в зависимости от поведения актеров, а также дает возможность выполнять точные движения камеры и иногда даже охватить всю сцену без перемещения базы/рельсов.
В этом примере с Луи камера отслеживает его лицо и перемещается вбок, сохраняя его в кадре. Кадр вначале идет почти статично, и затем камера очень плавно разгоняется. Это изящное движение камеры показывает мастерство помощников оператора, грипов (grip). Один грип сидит на операторской тележке, второй поддерживает головку/кран, и третий контролирует другой конец крана. Сам Роджер дистанционно управляет головкой.
Во всех сценах на Олимпийском стадионе сам стадион и зрители добавляются в постпродакшне. Это распространенный прием для масштабных сцен, где нецелесообразно использовать сотни статистов. Вы также можете обратить внимание, как Роджер с Анжелиной провели цветокоррекцию в сцене на играх в Берлине. Изображение более насыщенное, но выполнено в более теплых тонах. Роджер вспоминает, что им крайне повезло с погодой: было полностью затянутое небо, которое прекрасно воспроизводило то освещение, которое им хотелось получить в Берлине.
Луи убегает от полиции
Луи (мальчишка) убегает от полиции
В сцене побега Луи используется стабилизирующая Scropio Head
Для съемки этой сцены использован кран, прикрепленный к электромобилю, и на него навешена стабилизирующая головка Scorpio. Когда Луи появляется в кадре, кадр начинается статично, а затем камера начинает двигаться очень быстро. Это одно из самых труднореализуемых движений камеры, и оно требует большого внимания и контроля со стороны водителя, грипа и оператора дистанционной головки.
Это движение - удачный пример использования Scorpio Head, как подходящего инструмента съемок на неровной поверхности. Из-за резкого разгона с 0 до 15 миль/ч мы даже в финальном кадре видим заметное виляние камеры из стороны в сторону, при этом наверняка в посте была какая-то стабилизация.
В этой сцене видна прекрасная цветокоррекция в стиле Нормана Роквелла. У белого теплый оттенок, а сцена выполнена в низкоконтастных тонах в полу-ностальгическом стиле.
Крупный план Луи в финальном забеге
Луи делает последний рывок на Олимпийских играх
Для стабилизации кадра бегущего Луи используется Libra Head
Перед Анжелиной и Роджером стояла задача снять крупный план бегущего Луи, чтобы показать его эмоции. Дабы получить этот крупный план на большой скорости, они воспользовались специальной стабилизирующей 3-осевой головкой с дистанционным управлением под названием Libra Head. Портретный план бегущего Луи, снятый на большой скорости, пожалуй, один из самых важных и красивых кадров в фильме.
Головка Libra работает по такому же принципу, что и популярные нынче ручные стабилизирующие системы Movi или Ronin. Техник калибрует систему по GPS-расположению и направлению, и когда головка получает сигнал, что камера поворачивает/движется, она самостоятельно стабилизируется. Система отлично справляется с массивными камерами и в состоянии удерживать горизонт и баланс на поворотах, где действует центростремительное ускорение.
Источник: cinematographydb.com