Вы здесь
Простые приемы: Как сделать полнометражный фильм за $1,000
Вашему вниманию предлагается руководство от человека, которому это удалось.
Вы жаждете снять кино. Не просто трейлер, не промо-ролик и даже не короткометражку, а полноценный, настоящий полнометражный фильм. «Возможно, когда-нибудь…», говорите вы себе. Но зачем ждать?
Если вы достаточно преданы делу, вам удастся снять полный метр без влезания в долги и продажи собственной почки.
Не поймите меня неправильно, это станет одной из сложнейших задач, которые вы когда-либо решали. Однако, отсутствие финансирования не должно стать преградой для вас. Я хочу вас вдохновить прыгнуть чуть выше головы и сделать фильм прямо сейчас (ну, может быть, не прямо сейчас. Через 10 минут. Сначала дочитайте это до конца).
Я написал сценарий и снял полнометражную комедию, которая была показана на некоторых кинофестивалях, получила несколько наград, вскоре была подхвачена небольшим дистрибьютором, и сейчас ее можно найти на таких платформах как Amazon, Google Play и других стриминговых сервисах.
С помощью нескольких талантливых друзей, которые добровольно пожертвовали своим временем и силами, чтобы быть частью команды, нам удалось отснять этот фильм практически без вложений. Этот псевдодокументальный фильм под названием «Мы делаем фильмы» («We make movies») о друзьях, которые частенько собираются вместе, чтобы создавать малобюджетное кино.
Напишите то, что сможете снять
Вполне вероятно, что у вас уже есть готовая история, которую вы жаждете рассказать, а может быть даже не представляете с чего начать. В любом случае, сам сценарий должен быть таким, чтобы его можно было перенести на экран, не имея больших средств. Прошу прощения, но это означает, что вы вряд ли будете снимать фильм, в котором супергерой летает сквозь улицы Нью-Йорка или гангстерский боевик, заканчивающийся эпичной перестрелкой на заброшенном складе у причала. Вместо этого вам придется научиться держать грань между творческими идеями и художественными возможностями, приучаясь писать только то, что сможете снять на несуществующий бюджет. Тем не менее вы будете удивлены, сколько всего вы на самом деле способны реализовать.
В первую очередь, поразмыслите над местами, которые вам доступны. Мы отсняли «We make movies» за 17 дней в 15 разных точках. Вы можете без труда использовать свой дом или квартиру в качестве одной из локаций в фильме. Но не застревайте там надолго. Есть ли у кого-нибудь из ваших актеров или съемочной группы доступ к уникальным местам? Ваш лучший друг работает в местном ресторане, который может позволить снять пару-тройку дублей в нерабочее время? У ваших родителей есть загородный дом? (…Вы знаете кого-нибудь, кто владеет заброшенным складом у причала?). В нашем фильме один из актеров был управляющим в кинотеатре. И я так и описал его персонажа как работника кинотеатра. Тот факт, что история происходила в типичном пригородном местечке, дал нам возможность использовать ряд наших собственных домов, дворов и кварталов как непосредственные локации предстоящего фильма.
На следующем шаге подумайте о своем актерском составе – персонажей какого типа они способны сыграть? Скорее всего, вы либо захотите, либо вам придется подправить сценарий под ваших актеров. Главные роли в «We make movies» были распределены еще до того, как я сел писать сценарий. Вместо того, чтобы заставлять актеров вжиться в роль, к которой они скорее всего не будут идеально подходить, вы можете создавать персонажей, исходя из сильных сторон ваших друзей-актеров. И уже сами люди привнесут частичку себя в характер героя.
Для нашего фильма я набрал группу давних друзей, с которыми вырос, делая дурацкие фильмы на заднем дворе школы после уроков (наподобие Индианы Джонс, Звездных войн и Джеймса Бонда, когда все дети с видеокамерами снимали их в своем квартале). В конце концов, я написал сценарий к фильму как оду этим друзьям, и это обернулось таким успехом, что на самом деле многие из них играли персонажей, которыми они вдохновлялись.
Правильная цель состоит в том, чтобы стремиться к истории, которая может быть рассказана буквально горсткой героев. Меньший актерский состав делает вашу жизнь проще, когда дело доходит до планирования и организации съемок. А еще советую стремиться к более короткому сценарию – где-то в диапазоне 75-90 страниц. Даже небольшим актерским составом в 6 человек было довольно трудно согласовывать графики всех, потому что каждый из них был занят своей основной работой на протяжении целой недели. Наш график состоял из одного или двух выходных дней в течение недели на протяжении 3 месяцев. Скорее всего вы столкнетесь с той же проблемой.
Но, прежде всего, убедитесь, что все написанное вами, небезразлично для вас. Вам придется работать и возиться с этой штукой довольно большой кусок жизни, так что пусть это будет тем, от чего вы не устанете на следующий день. Отложите в сторону свой личный график, пока не закончите с фильмом. И не ждите, что у вас останется немного времени, чтобы пойти в боулинг с друзьями, отдохнуть на природе или попасть в заварушку на заброшенном складе у причала.
Соберите свою команду
В идеале, вокруг вас уже есть небольшая, но активная группа людей, которые заинтересованы в том, чтобы вместе сделать кино. Но в случае, если таких людей рядом нет, не переживайте. Поспрашивайте вокруг, возможно некоторые друзья друзей являются начинающими кинематографистами, актерами или визажистами. Сделайте пост о своем проекте в социальных сетях или на сайтах электронных объявлений. К удивлению, вы обнаружите немало людей, голодных к тому, чтобы поучаствовать в полнометражном фильме абсолютно бесплатно, в обмен на опыт.
Помимо нашей съемочной группы, обычно у нас было по крайней мере 1 или 2 новых человека на съемочной площадке. У каждого из них было несколько обязанностей – и плевать на то, что Джонатан Холмс («Гарт») устанавливает свет для съемки, Зак Слорт («Леонард») ходит за продуктами для съемочной группы или Мэтт Сильвер («Кертис») шагает позади камеры в день, когда оператор не может выйти. Важной частью было то, что каждый был полон решимости сделать лучший фильм, который только можно было сделать. Это именно те люди, которыми вам необходимо себя окружить.
Куда уходят деньги?
Роберт Родригес стал своего рода знаменитостью, когда снял свой первый полнометражный фильм «Музыкант» («El Mariachi») за $7,000. Это все еще может казаться большими деньгами, чем есть в вашем распоряжении, пока вы не поймете, что около $6000 из них было потрачено на покупку и проявку пленки. Но вам повезло – у вас есть в распоряжении камера, которую вы можете направить на своих героев, и она выдаст прекрасную HD-картинку. Это все, что вам нужно. С цифровой камерой вам нет надобности платить такие деньги за проявку какой-либо пленки.
Не стоит сразу идти и покупать последнюю версию цифровой камеры с разрешением 4K для съемки вашей ленты. Просто одолжите у своего приятеля простую зеркалку и предложите ему быть в статусе продюсера фильма. Мы сняли наше кино на обычную DSLR камеру Canon, которая принадлежала Джордану Хоупвеллу («Донни»), а объектив позаимствовали у другого знакомого. В качестве света использовали несколько бытовых светильников и простой отражатель, который можно купить на Амазоне за 15 баксов. Вот и всё.
Впрочем, трата денег - это не всегда плохо. Надо быть готовым тратить деньги на те вещи, которые помогут вашему фильму выделиться. Например, одна из самых положительных реакций аудитории от нашего фильма была от простой шутки, когда один из персонажей срывается на съемочную группу и утверждает, что он «хочет оказаться в трейлере», а в следующем кадре появляется он же, сидя в тесном маленьком грузовом трейлере. Цена аренды грузовика на день была 20 баксов, но это стоило того.
Чем меньше у вас денег, тем больше времени вы будете тратить на просьбы и одолжения. У меня есть хороший приятель, который умеет делать прекрасные стопмоушен видео для YouTube, создавая анимированные картинки для предстоящего фильма. Мы собирали вместе всех друзей и их семей для массовки в сценах с кинофестивалями. «We make movies» нуждались в ряде весьма специфичных костюмах и реквизите. Мы могли просто пойти и купить их все. Но я поспрашивал вокруг, и в итоге мы собрали почти все, что нам было нужно, просто одалживая вещи у съемочной группы и близких друзей. В большинстве случаев вам просто нет необходимости тратить деньги, где бы вы думали обязательно предстоит это сделать.
В общей сложности наши затраты на производство (костюмы/ реквизит/ аренда прицепов/ декорации/ светоотражатели/ жесткие диски для хранения материала/ еда) составили около $700. В зависимости от того, что требует ваш сценарий, сумма может быть чуть больше или даже меньше (P.S. не думайте, что кормить вашу съемочную группу и актерский состав должно быть одним из ваших основных направлений – просто держите ваших добровольцев в приподнятом настроении от факта, что они вместе с вами, и следите, чтобы они не были голодными). На постпродакшн мы потратили около $300 на программное обеспечение для редактирования видео (опять же, не стоит слишком фантазировать; я редактировал все в Pinnacle Studio, доступная программа, которая делает все, что мне нужно), авторские права и лицензирование музыки (вы будете удивлены, насколько некоторая бесплатная музыка может быть прекрасна, если постараетесь поискать).
Определитесь с тем, что делает ваш фильм уникальным
Давайте посмотрим правде в глаза. Ваша лента не будет выглядеть настолько хорошо, как фильмы с бюджетом в 100 миллионов долларов, выходящие в кинотеатрах каждую неделю. Но ведь ничто не мешает рассказу, сюжету или актерскому мастерству быть на высоком уровне. Вот где ваш независимый малобюджетный фильм может выделиться.
Если вы действительно попадете в самую точку и удача будет на вашей стороне, фильм может стать следующим «Музыкантом» или «Наполеоном Динамитом», но скорее всего это будет в том же духе, как и остальные 99 процентов низкобюджетных кинолент, про которые вы навряд ли слышали. Итак, спросите себя прямо сейчас, делаете ли вы это только для того, чтобы заработать денег? Если бы я был инвестиционным банкиром, я бы сказал, что это поистине один из самых провальных по окупаемости вариантов, который у вас когда-либо был. Но, если вы это делаете только потому, что чувствуете в этом энергию и страсть воплотить свои задумки в жизнь, и, если это действительно так, вы не должны никогда забывать: все, что требуется – это очередная обратная связь от человека, который смотрит ваш фильм или слышит о нем. Это и становится очередным шагом в вашей профессиональной карьере.
Создавать фильмы за идею – это про стойкость характера. Вам захочется рвать на себе волосы, когда все будет идти не так, как вы запланировали, но постарайтесь смириться с этим. Научитесь быть более гибкими. Вам придется просиживать ночи напролет перед экраном монитора при редактировании одной и той же последовательности сценарных ходов, просмотренных уже десятки раз. Вы будете кричать, когда кто-то из вашей команды будет опускать глупые шутки про заброшенные склады у причалов. В конце концов, вы обязательно доведете это до конца. Но как только вы это сделаете, и как только фильм будет готов, и вы продемонстрируете его миру… с этим чувством не сравнится ничто.
Автор: Мэтт Тори
«We Make Movies» сейчас доступен на таких платформах как Амазон, Google Play и WMMFilm.com.
Перед тем как опубликовать материал его можно ещё и ёфицировать онлайн ёфикатором на mogu-pisat ru. Просто не всем приятно читать текст в котором одна буква заменяется другой. Многие что видят то и читают...
Полностью согласен. Я когдато делал трехминутный игровой фильм в подростковом лагере, вообще считай бесплатно и за один день. Но когда вечером была "премьера" все были в восторге. И я тоже ;)
Да, полностью согласен с автором статьи.