Вы здесь
Видеоурок "Композиция и кадрирование в кино"
27 Янв 13 - 16:26
Видеоурок от Lights Film School о типах кадрирования и о крупности плана.
3 основных ошибки:
- Слишком много пространства над объектом
- Недостаточно пространства над головой, кадрирование головы, что неприемлемо для общего и среднего плана
- Обрезка нижней части ног в общем плане
Рассматриваются общие, средние и крупные планы разного типа:
- Full shot - используется для демонстрации окружающей обстановки, допускается несколько персонажей в кадре. Обратите внимание, что пространства сверху и снизу не так много.
- Medium full shot - схож с предыдущим планом, но кадрируется без нижней области ног. Над головой все еще есть пространство.
- Cowboy / Medium shot - если персонаж опустит руки, они все еще останутся в кадре (применяется в случаях, когда нужно показать движение рук)
- Medium close shot - подходит, когда вам нужно акцентировать больше внимания на эмоции персонажа, например, перед последующим укрупнением. План все еще допускает несколько персонажей в кадре. Здесь можно одновременно показать эмоции и язык тела героя, и в то же время показать окружающую среду.
- Close shot - это первый тип кадрирования, где ацент в первую очередь идет на эмоции персонажа. Обратите внимание, что небольшое пространство над головой сделает план лучше. Главный инструмент - это лицо актера. Движение тела все еще передает нам какую-то информацию, но чем ближе мы идем к крупному плану, тем более значительную роль играет мимика лица, особенно его глаза.
- Wide close up - крупные планы дают нам доступ к внутреннему миру персонажа. Верхняя граница кадра проходит по краю головы персонажа. Неплохим решением будет позиционирование лица по правилу третей для усиления чувства равновесия.
- Full close up - порой это непростой план, кадрирование может стать неудобным, если мы упустим положение глаз или подбородка. Старайтесь держать глаза в «точках силы», т.е. на пересечении линий третей. Также не режьте подбородок снизу. В кадре еще видны плечи, а голова вверху уже кадрируется.
- Medium close up - еще немного ближе. Край подбородка уже на грани выхода из кадра. Преимущество данного плана - мы еще больше проникаем во внутренний мир персонажа и можем увидеть, что скрывается за словами, которые он говорит. Его часто используют независимые фильммейкеры, потому что компактные кадры проще, дешевле, для них легче поставить свет.
- Extreme close up - здесь подбородок уже опускается ниже границы кадра, мы оставляем в кадре губы и делаем план максимально крупным, перед тем как перейдем к макроплану.
- Macro close up - макроплан позволяет показать отдельный предмет на персонаже, как, скажем, наручные часы на примере. Применяется, чтобы акцентировать на чем-то внимание, визуально подчеркнуть. Например, если герой идет ночью по пустынной улице и вдруг слышит шорох в кустах. В этом случае фильммейкер может снять макроплан уха, чтобы подчеркнуть издаваемый звук.
В кадрировании нет абсолютных правил. Многие кинематографисты используют упрощенную терминологию, ограничиваясь понятиями общий, средний и крупный план. От сцены к сцене смысл каждого из шотов может варьироваться. Поэтому не забывайте обсуждать с вашей командой эти моменты для взаимопонимания.
Источник: lightsfilmschool.com
Привожу полную классификацию
Размер кадра и угол сьемки
BCU (Big Up Close): Очень крупный план, когда, к примеру, лицо субъекта, видно ото лба до подбородка.
CA (Cutaway): Перебивка, крупный план чего-либо, отличающегося от текущего действия. Это может быть съемка другого объекта или другой части того же объекта.
CRASH IN: Камера «врезается» в сцену, содержащую объект съемки.
CREEP IN: Камера медленно движется позади объекта.
CU (Close Up): Если не указано иное, это лицо субъекта (или иной объект съемки) крупным планом.
CUT IN: Крупный план части объекта в деталях. Например, крупный план рук субъекта.
DIRTY SHOT: Лицо субъекта чем-то закрыто, например, головой и плечами человека, берущего у него интервью.
DTL: Предоставляет оператору рабочую зону, простирающуюся за пределы передней части операторской тележки.
DUTCH ANGLE: Голландский ракурс, камера наклонена так, что линия горизонта располагается в кадре под углом.
EASE IN: Медленный наезд\отъезд (трансфокация) на объект съемки.
ECU (Extreme Up Close): Сверхкрупный план, видны мельчайшие детали объекта съемки, окружающая среда не видна. Камера видит только часть объекта в сцене.
ESTABLISHING SHOT: Установочный кадр, обеспечивает контекст для сцены или объекта съемки. Например, кадр со снятым ночью зданием, за которым следует кадр с людьми внутри здания, означает, что люди находятся ночью в этом здании.
EWS (Extreme Wide Shot): Сверхдальний план, который показывает окружение объекта съемки. Объекта в кадре может казаться очень маленьким. Сверхдальний план часто используется в качестве установочного кадра.
EYE LEVEL: Съемка на уровне глаз объекта съемки.
FS (Full Shot): Полный план, демонстрирует объект съемки полностью во весь экран.
HIGH ANGLE: Высокий ракурс, камера находится выше уровня глаз и обеспечивает вид сверху на объект съемки.
LONG LENSE SHOT: Съемка с использованием телеобъектива. Обычно сопровождается медленным наездом\отъездом (трансфокацией) на объект съемки.
LONG SHOT: Общий план, который демонстрирует объект съемки в окружающем его пространстве.
LOW ANGLE: Низкий ракурс, камера находится ниже уровня глаз и обеспечивает вид снизу на объект съемки.
MCU (Medium Close Up): Среднекрупный план, демонстрирует объект съемки не слишком близко.
MEDIUM SHOT: Средний план обеспечивает вид субъекта, при котором видно выражения его лица, а также любые действия, происходящие вокруг.
MID SHOT: Обеспечивает полный вид объекта съемки вместе с окружающим действием в сцене.
MWS (Medium Wide Shot): Среднеширокий план, охватывает около 75% объекта в кадре.
NODDY SHOT: Демонстрирует ответ интервьюера собеседнику.
OBLIQUE/CANTED ANGLE: Камера наклонена под углом к полу. Данный прием используется для передачи ощущения дисбаланса или нестабильности, а также для обеспечения вида с субъективной точки зрения.
OSS (Over The Shoulder): План через плечо, крупный план субъекта, рассматриваемого через плечо другого субъекта в кадре.
POV (Point Of View): Субъективный план, показывает то, на что смотрит субъект. Камера находится примерно на уровне глаз субъекта или персонажа. В остросюжетных фильмах подобный план – очень распространенное явление; для его съемки камера устанавливается на голове или шлеме субъекта.
PROFILE SHOT: Съемка субъекта со стороны.
PU (Pick Up): Продолжение другого кадра.
PUSH IN: Наезд камеры на объект съемки (не путать с трансфокацией!).
REVERSE SHOT: Обратный план, в одной сцене присутствует два субъекта, при этом в кадр попадает только один из них. Другой скрыт от камеры во время их разговора.
SLANTED: Подобно голландскому ракурсу, камера располагается под углом к субъекту.
THE BIRDS EYE VIEW: План с высоты птичьего полета.
TWO SHOT: Двойной план, обеспечивает съемку в одном кадре двух субъектов (не обязательно рядом друг с другом).
VWS (Very Wide Shot): Очень дальний план, позволяющий охватить окружение объекта съемки. Камера расположена гораздо ближе к предмету, чем при сверхдальнем плане, но не так близко, как при съемке дальним планом.
WEATHER SHOT: Съемка погоды в качестве субъекта.
WS (Wide Shot): Дальний план обеспечивает панорамный вид действия, происходящего в сцене.
Движение камеры
AERIAL: Съемка пейзажей с использованием крана или самолета (вертолета). Достичь того же эффекта можно, снимая с крыши высотного здания.
ARC: Сочетание съемки с движения и панорамирования. Камера отъезжает от предмета, в то же время, обеспечивая панорамирование и совершая дугообразное движение. При этом объект съемки все время находится в кадре.
CONTRA-ZOOM: Еще одно название съемки в движении (см. DOLLY ZOOM).
CRAB: Менее распространенный термин для понятия «съемка с движения».
CRANE: Съемка производится камерой, закрепленной на кране. В большинстве случаев во время съемки положение камеры изменяется путем повышения и понижения крана.
CRASH ZOOM IN: Очень быстрый наезд.
CRASH ZOOM OUT: Очень быстрый отъезд.
DEFOCUS: Камера в процессе съемки постепенно расфокусируется.
DOLLY: Камера устанавливается на платформу, а затем плавно движется по рельсам.
DOLLY IN: По мере приближения камеры к объекту съемки, фон постепенно исчезает из вида.
DOLLY OUT: По мере удаления камеры от объекта съемки, фон постепенно появляется.
DOLLY ZOOM: Камера отдаляется от объекта съемки одновременно с наездом на него (или наоборот). При трансфокации перспектива искажается. Создается впечатление, что изменяется размер фона по отношению к предмету. Изменение перспективы без изменения размера предмета создает очень тревожное ощущение.
DUTCH TILT: Голландское панорамирование по вертикали. Достигается путем наклона камеры так, чтобы объект находился под углом к нижней границе кадра. Данный прием используется для создания ощущения беспокойства или напряженности.
FOCUS: Камера фокусируется на объекте съемки, а все остальное выходит из фокуса.
FOLLOW: Камера следует за субъектом.
HAND HELD: Съемка с рук, держа камеру в руках, оператор следует за субъектом и снимает действие. Съемка с рук, как правило, неустойчива и может создавать напряженность или обеспечивать субъективный вид с точки зрения другого объекта съемки.
JIB: «Журавль» (длинный шест) с камерой, установленной на одном конце, и противовесом на другом. При правильной балансировке, камера может перемещаться по дуге.
PAN: Панорамирование по горизонтали.
PEDESTAL: Съемка с подъемника, камера перемещается по вертикали.
PULL FOCUS: Фокусировка камеры чередуется между предметами на переднем и заднем планах.
STEADYCAM: Стабилизирующее крепление для камеры, используемое для стабилизации ручной съемки.
THROW FOCUS: В начале съемки камера сфокусирована на объекте съемки, находящемся на переднем плане, а затем быстро фокусируется на предмете, находящемся на заднем плане
TILT: Панорамирование по вертикали. Камера зафиксирована и вращается вертикально вокруг своей оси.
TRACKING/TRUCKING: Проезд, съемка с движения, камера следует за движущимся предметом.
WHIP PAN: Вид панорамной съемки, при котором камера перемещается из стороны в сторону так быстро, что изображение размывается.
ZOOM: Трансфокация, наезд\отъезд. Съемка зум-объективом (с переменным фокусным расстоянием). Камера зафиксирована, но создается впечатление приближения или отдаления от предмета.
Слишком много пространства над персонажем это ошибка? Даже не знаю, в последнее время прямо таки повсеместно вижу этот прием у британцев в их сериалах. И главное - выглядит очень даже!
Воздушное пространство над головой может быть в случае, если соотношение сторон не сильно анаморфичное, или этого требует внутрикадровый монтаж, или учитываются «безопасные поля». То что мы видели в данном видео, первый кадр, общий план – не совсем правильный. Голова слишком близко границе кадра – если такое показать на ТВ – пол головы как не бывало, так как ТВ обрезает изображение до безопасных полей.
Давайте примеры, с примерами интереснее
Я бы рад и скриншоты сделать дабы показать, но возможности сейчас нет. Помнится видел такое например в Лютере, в Шерлоке, и в Король Говорит было. Мне кажется много места над персонажем хороший способ показать его усталость, или давление оказываемое на него.
Спасибо за материал, видео недоступно.можно актуальную ссылочку?
Да, в Короле есть такое, это наверное что-то вроде художественного приема оператора, пустые пространства не там, где этого ждут, но он его применял как исключение из правил, и не всегда. В трейлере гляньте, многие крупняки вполне себе соответствуют американскому стандарту кадрирования.
В целом, конечно, это не догма, но правила эти желательно знать, прежде чем начинать их нарушать. В конечном счете решает кинематографичное видение режиссера и оператора, их вкусы и предпочтения, и европейцы не стесняются экспериментировать.