Вы здесь
Работа с камерой / Часть 14: Съемка диалога - прямой диалог со зрителем
Диалоги - это движущая сила любого кино. Диалог объясняет, что герои думают и знают, что они делали, делают и что собираются делать. Все это преподносится зрителю через ряд высказываний, вопросов и ответов. Они, в свою очередь, проясняют, чего герои не думают и не знают, чего они не делали и не собираются делать. Эти элементы как бы мимоходом обрисовывают характерные черты героя.
Истоки правил ведения диалога зарыты где-то глубоко в 18 веке и здорово переплетается с общей историей искусства. Если опускаться в самую глубь к корням, то все началось от самого «Гильгамеша». Сколько существует больших литераторов столько существует подходов к ведению диалога. Одно из них высказал Стивен Кинг в своей книжке «Как писать». Но есть одно общее правило - диалог пишется пером, а не топором.
Многое можно рассказать о герое через его диалоги не об действии а о совсем сторонних предметах. Пересмотрите «Криминальное чтиво», шикарные диалоги. К чему я клоню, в фильме помимо самого текста есть еще один мощный фактор позволяющий художнику говорить не разговаривая - видеоряд. И актерская игра как часть видеоряда.
Доверяйте вашему актеру, ваш актер создает личность. Диалог из вашего сценария интерпретируется по-новому на съемочной площадке, и сила его воздействия зависит от его согласованности и от исполнения. Диалог очень важен. В то время как действие говорит само за себя, высказанные слова требуют внимания для осмысления. Из-за этого диалог, как правило, демонстрируется зрителю без спешки, скачков и нелогичных отвлекающих действий.
Одна из наиболее важных составляющих классического голливудского языка - это правило 180 градусов, существенное в основном при съемке близкого плана и при монтаже. Оно основано на традиционном убеждении режиссеров видеомонтажа в том, что сглаживание резких монтажных переходов при съемке с различных точек внутри одной сцены поможет избежать зрительского беспокойства.
В правиле 180 градусов через двух актеров, повернутых друг к другу, проводится воображаемая линия, и все монтажные переходы внутри этого диалога производятся только между кадрами, снятыми с одной и той же стороны от линии. Монтажный переход через эту линию рассматривается как совершенно невозможное действие, так как это может привести к тому, что герой, смотрящий влево, вдруг начинает смотреть вправо (или наоборот), сбивая зрителя с толку.
В «правильных» фильмах (то есть в гиперреалистичных или таких, в которых хотят привлечь внимание к монтажу) это правило может быть нарушено. Единственный способ его нарушить без дезориентации зрителя - это включить движение в последовательность монтируемых эпизодов так, чтобы переместить зрителя на другую сторону линии вместе с оператором, после чего опять может начаться монтаж.
Это одно из тех правил, которые вы должны знать, прежде чем их нарушать. Это правило практически бесполезно, когда вы снимаете троих актеров, так как визуально изменяется взаимная динамика ваших актеров. Это связано с их расположением в кадре.
Если все ваши актеры смотрят друг на друга, каждый актер будет попарно соседствовать с каждым из двух других актеров. Это замыкает их расположение в непрерывный круг, и любое нарушение правила 180 градусов будет без труда восприниматься зрителем. Единственное, чего следует избегать, - это прямой монтаж кадров с актером, снятых с разных сторон.
Однако, если использовать этот прием как чередующийся вид из глаз двух остальных актеров, он может стать настоящей находкой в этой сцене. При съемке крупного плана, чтобы сцена была правдоподобной и не сбивала с толку, необходимо соблюдать также и другие правила.
Очень важна линия глаз, так как она указывает то направление, куда смотрит герой. Это не только принципиально для того, чтобы видеоэффекты, созданные на стадии монтажа, выглядели реалистично, но также очень важно при съемке среднего и крупного планов персонажей.
Все большее предпочтение в современных фильмах отдается использованию открытых кадров при съемке диалогов. При таком обрамлении диалога возможно включение в кадр или исключение из кадра людей, декорации или заднего плана. Все это как бы подразумевает наличие обширного мира и вне диалога. Хотя это наиболее естественный способ съемки (он выводит героев за рамки близкого плана), он может смутить или запутать зрителя.
Источник: vkamera.ru