Вы здесь
Квентин Тарантино. Интервью / Часть 1: Посмотрим, на чьи звонки я не отвечу сегодня?
Он ворвался в кинематограф 90-х годов неожиданно, словно вынырнув из-под прилавка видеопроката, и первыми же киноработами сумел переписать стандартную формулу голливудского успеха. Он - эмблема поколения режиссеров, не снимающих, а скорее стреляющих при помощи кинокамер, которые призваны заменить пистолеты. Иронически пересмотрев мифологию криминального жанра, он оригинально соединил в своих фильмах традиции независимого и мейнстримового кино.
Он ввел моду на крутой, отвязный, брутальный стиль самовыражения, который стремительно и неизбежно перекочевал с экрана в реальную жизнь. Он обзавелся последователями и подражателями, фанатами и биографами, домом на Голливудских Холмах и заслуженной репутацией культовой фигуры современности, находящейся на острие стилистических дискуссий и моральных споров. Он - Квентин Тарантино.
---
Январь 1991 года. 27-летний Квентин Тарантино пятый год подряд пытается стать актером или сценаристом. Он работает в видеопрокате на Манхэттен-Бич и получает отказ за отказом из Голливуда.
А теперь — январь 1992-го. Тарантино возвращается с кинофестиваля «Санденс» к матери домой в Глендейл. Телефон разрывается от звонков. Звонят агенты. Предложение следует за предложением.
Что изменило отношение Голливуда к Тарантино?
Очень просто — его фильм «Бешеные псы».
Сценарий фильма привлек к себе внимание в начале предыдущего года, когда Тарантино разослал его кино-атентам. Работа над фильмом была завершена за три дня до открытия кинофестиваля «Санденс». Из пяти просмотровых залов Парк-Сити, где демонстрировался фильм, ни в один было не достать билетов — предварительный брифинг в Голливуде и молва сделали свое дело. И суматоха казалась оправданной, судя по реакции тех, кто уже посмотрел фильм.
Некоторые завсегдатаи фестивалей называли его одномерным, некоторым не нравились сцены насилия, но большинство считало, что дебют Тарантино как сценариста и режиссера состоялся безоговорочно. «Бешеные псы» стали, пожалуй, самым обсуждаемым фильмом на фестивале.
Тарантино говорит: «Я никогда не писал вещей на продажу. Я всегда писал вещи, чтобы самому делать их. Но все было безуспешно. Это была бессмысленная жизнь».
Осознание этого привело его в конце концов к решению написать сценарий фильма, который он сам смог бы профинансировать. И вот он за четыре недели написал «Бешеных псов», планируя снять его за 10000 долларов. Но один из друзей и предполагаемых актеров — Лоуренс Бендер — сказал ему, что сценарий слишком хорош, чтобы снимать его так дешево, и убедил Тарантино подождать, пока он не покажет сценарий кое-кому из своих знакомых.
— Сценарий пошел кружить по Голливуду. Агенты читали его, давали своим актерам. И люди начали говорить о нем, — вспоминает Тарантино.
Доброжелательная реакция совершенно отличалась от тех дней, когда Тарантино пытался продать свои сценарии самостоятельно.
— Редакторы обычно говорили, что мои сценарии чересчур вульгарны, полны насилия и тошнотворны. Они их категорически не принимали. Теперь сценарии попадают сразу к большим людям. Раньше только редакторы читали мои сценарии. Я до сих пор получаю письма с отказами. Но сейчас я получил официальный штамп «Одобрено», и люди, даже читая мои старые сценарии, говорят: «Ух, это так круто!»
Судьба сценария «Бешеных псов» была решена Монти Хеллманом и Ричардом Н. Гладштейном из корпорации «Лайв Америка», которые вместе с Бендером решили финансировать постановку картины. Фильм был снят Тарантино в августе, с бюджетом в размере полутора-трех миллионов долларов.
— Квентин написал нечто выдающееся, — говорит Гладштейн. — Это очень, очень, очень, очень жестокая комедия.
Вот как описывает Тарантино свое кино:
— Это криминальный фильм о компании парней, которые объединились для совершения ограбления, и все, что может им помешать, случается. В итоге — море насилия и крови и черного висельного юмора.
В 93-минутной картине сыграли Харви Кейтель, Тим Рот, Крис Пени, Стив Бушеми, Лоуренс Тирни и Майкл Мэдсен.
Гладштейн говорил, что фильм не выиграет никакого приза на фестивале «Санденс».
— Он не совсем политкорректный. В нем нет ни одной женщины. Это как-то жестковато. Сухо. Но реакция публики была фантастической.
Он говорит, что фильм не выйдет на экраны американских кинотеатров до Международного кинофестиваля в Каннах; по словам Гладштейна, «Лайв Америка» хочет, чтобы «Бешеные псы» приняли участие в конкурсе режиссерских дебютов.
Тем временем Голливуд названивает Тарантино, пытаясь выяснить его планы. Но режиссер преспокойно спит себе в своей старой комнате, украшенной ведерком из-под ланча от Бобби Шермана и плакатами фильмов вроде «На последнем дыхании» и «Одетый для убийства». Спит и не отвечает на звонки.
— Они предлагают мне снимать такие-то картины с такими-то актерами, и я говорю: «Присылайте сценарий, я посмотрю». Но все знают, что я собираюсь делать. Понимаете, я уже избалован. На «Бешеных псах» у нас не было никаких производственных совещаний. В этом плане все было чисто. Ни один продюсер не прыгал вокруг, как обезьяна, со сценарием в руках. Так что у меня есть собственный проект, и если вы согласны, то давайте делать его. А если он вам не нравится, то я пойду куда-нибудь в другое место.
Один из его проектов — это «Криминальное чтиво», которое он собирается написать и снять для выпускающей компании Дэнни ДеВито «Джерси филмз».
А пока он планирует попутешествовать.
— Я загубил всю свою взрослую жизнь... нигде не был. Здесь, в Парк-Сити, я первый раз в жизни ступил на снег.
Автор: Дэвид Дж. Фокс, 1992