Вы здесь
Алексей Серков: «Продюсеры не надеются на украинский рынок кино»
Рынка кино в полноценном понимании этого слова в Украине нет. Нет крупных инвестиций. И, как полагают многие эксперты, ждать громких проектов в ближайшем будущем не стоит. Тем не менее, кино по-украински экономически выгодно. Об этом в интервью «МедиаБизнесу» рассказал президент Ассоциации продюсеров Украины Алексей Серков.
- Алексей, почему об украинском так мало известно, вкладывают ли инвесторы деньги в развитие нашего кино?
- За последнее время я не слышал о каких-либо громких инвестициях украинского государства в кинопроизводство. Что касается инвесторов, то я также не слышал, чтобы кто-либо из-за рубежа инвестировал в украинское кинопроизводство. Финансируют украинские инвесторы из своих собственных денег, в том числе и телевизионные каналы.
- Почему западный инвестор серьезно не интересуется нашим рынком кино?
- Так рынка кино в полном понимании этого слова в Украине пока нет.
- А что мешает ему сложиться, законы?
- То, что касается закона, который должен служить для приоритетности развития отечественного кино, то он принят, но еще не работает. Имею ввиду Закон Украины «О кинематографии». В него вложены определенные преференции в налогообложении, снижены таможенные ставки. После его принятия «уходит» налог на прибыль, на реинвестирование денег в эту индустрию, «уходят» таможенные пошлины на ввоз и вывоз пленки и техники, «уходит» налог на аренду земли и масса других преференций.
- Насколько дешевле станет производство фильмов?
- Как только закон заработает, это будут одни из самых лучших условия для кино-телепроизводства в Европе. Думаю, производство снизится не значительно, а возврат инвестиций ускорится, рентабельность увеличится на более чем 30%. Надеюсь, что это простимулирует украинских инвесторов вкладывать деньги в украинское кино или копродакшн.
- Когда именно производство кино подешевеет?
-После внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство. Когда именно – компетентно ответить не могу.
- В Украине появилась компания с полным циклом постпродакшна (постпроизводства), изготовление фильмов посему дешевеет. Настали неплохие времена для отечественного кинопроизводства. Вроде бы видна перспектива. Алексей, разделяете ли Вы этот оптимизм, как чувствуете себя на украинском рынке как продюсер?
- К сожалению, продюсеры как и инвесторы на сегодняшний день надеются на другие рынки, не на украинский. Надеемся на инвесторов из-за границы. Это может быть Россия, Грузия, Польша, Франция. Специалисты из этих стран приезжают к нам и снимают свое кино, используя ту техническую базу, которую продюсеры при помощи украинских инвесторов уже сделали. Она соответствует всем европейским и мировым стандартам.
- Сколько фильмов, по Вашим прогнозам, увидят свет в этом году?
- Я рассчитываю, что в нашей стране выйдет до 20 фильмов. Понимаете, можно снять и 300 фильмов. Важно то, какие фильмы дойдут до зрителя, а не останутся «на полке», и каков будет эффект. Или идеологический, или коммерческий. Я бы хотел, чтобы в Украине было каждый год по 12 национальных премьер, но пока этого нет. Было, может, релизов восемь-девять до 2009 года, до того как случился так называемый экономический кризис. Делать прогнозы очень сложно, с учетом состояния экономики нашей страны. Да и не следует забывать, что Украина в 2013 году должна будет отдавать до 100 млрд долларов заемных денег. Но даже среди ожидаемых фильмов я не вижу крупных проектов. Никто из продюсеров, которые входят в нашу Ассоциацию (Ассоциацию продюсеров Украины, - МБ) не заявлял о крупных проектах. Хотя, в телепроизводстве дела обстоят лучше, но это другой рынок.
- Что значит «крупный проект»?
Это проект, который способен принести прибыль.
- Кто именно будет снимать эти 20 фильмов, выхода которых Вы ожидаете?
- В основном продакшн инхаузы телеканалов и несколько совместных проектов.
- Насколько в Украине урегулирован вопрос распределения доходов от авторского права?
- Мы ожидаем принятия Закона об авторских правах во втором чтении. Как говорят профессионалы в авторском праве, старый, ныне действующий закон, лучше того, который готовится. В готовящемся законопроекте есть нормы, которые позволят учитывать интересы всех авторов, принимающих участие в создании продукта. В том числе, вводится такое понятие как «Организация по Коллективному Управлению авторскими правами» – роялти.
В планах АПУ создание совместной с нашими европейскими партнерами - AGICOA - организации «ARMA-Украина». «ARMA» сможет управлять финансовыми поступлениями от субъектов деятельности, которые занимаются ретрансляцией телевизионного продукта. Когда будут производиться отчисления «ARMA-Украина» обязана будет заниматься распределением денег и их доведением до конечных правообладателей.
Сейчас 5 авторских категорий: режиссер, сценарист, композитор, художник-постановщик и оператор. Еще вводится новая «единица» - продюсер. Хотя, пока эта «единица» в украинском законе не прописана. «ARMA-Украина» не сможет наладить четкую работу по всем категориям, пока не будет принят во втором чтении закон. Поэтому ждем его принятия.
- Вы, со ссылкой на мнение коллег, говорите, что новый закон, регулирующий авторское право будет хуже. В чем именно?
Старый закон лучше регламентирует работу всех авторов, их участие в распределении денег. Но механизма распределения денег и того, кто этим будет заниматься, в старом законе нет.
- Какова должна быть роль государства в финансировании кино, сколько оно должно вкладывать денег в развитие кинопроизводства?
- Роль государства – регулировать рынок. А в вопросе финансирования – «выпускать» на рынок деньги, которые отражены в бюджете. Мы стремимся к тому, чтобы общественность помогала государству в регулировании.
- Каким образом общество должно регулировать кинорынок?
- Те небольшие студии, те небольшие кинокомпании, то небольшое количество продюсеров, которые есть в нашей стране, пытаются сами между собой договариваться о том, как правильно работать. От государства мы хотели бы получать поддержку в законодательном и финансовом плане. Это желание любого нормального человека, но пока много денег у государства нет. По большому счету, все к этому с пониманием относятся.
- На данном этапе развития нашего кинорынка, сколько государство могло бы вкладывать денег?
- Озвучивать какие-то цифры, говорить за государство – не моя задача. Могу сказать, что у продюсеров есть идеи и сценарии ориентировочно на 100 млн долларов.
- Так может сказать любой продюсер в любой стране. Чем больше денег государство будет вкладывать, тем лучше?!
- Государство не должно поддерживать в полной мере коммерческое кино, оно и так будет существовать. А вот детское, авторское или образовательное кино нуждается в субсидировании, а этого практически нет.
- Насколько фильмы с украинской «озвучкой» конкурентоспособны?
- Некоторые фильмы, озвученные или дублированные на украинском языке, зрителям нравятся больше, чем русскоязычные. Но, сравнивать все равно не приходится.
- Потому, что фильмов на русском языке просто большее количество?
- Нет, просто потому, что продублировать фильм на языке, на котором говорят или понимают люди на большой территории, экономически выгоднее. Дубляж на украинский язык стоит до $25 тыс, но в Украине это все равно рентабельно. Если говорить о дубляже фильмов на языки нацменьшинств, - татарский, греческий, польский – это не коммерческий подход.
—
Источник: mediabusiness.com.ua
и тут Остапа понесло…