Вы здесь
Виртуальный учебник "Режиссура экранных форм" / Часть 36-38
Психологической особенностью восприятия экранных форм, особенно кино, является механизм перенесения - «идентификация». Восприятие протекает как собственная деятельность зрителя, осуществляемая им как бы от первого лица. Наблюдая за действиями персонажей на экране, он получает иллюзию непосредственного контакта не только с героями, но и с событиями сюжета, каким бы фантастическим он ни казался. Этот процесс осуществляется почти автоматически, независимо от того, являются ли герои «положительными» или «отрицательными». Задача профессионального режиссера выстроить пространственно-временную среду экранного произведения адекватно действительности. Кроме того, есть много способов усиления экспрессивности, основанных на знании драматургии. Об этом мы еще будем говорить.
—
Итак, зритель смотрит на происходящее глазами действующего лица фильма, переживает те же чувства, испытывает те же проблемы, так же радуется, словом, «растворяется» в «драме идентификации».
Сила изображения подчиняет сознание так, как может подчинить себе только «настоящая» эмпирическая действительность, но при этом нет тех реальных неудобств, которыми она обычно сопровождается.
Кроме того, в игровом кино зрителю предлагаются готовые схемы мотивировок действий персонажей, проще говоря, нет нужды ломать голову над решением тех или иных р е а л ь н ы х проблем. Идентификация, таким образом, способствует сохранению сил для непосредственных эмоциональных реакций.
—
По поводу идентификации, вы спросите: а как же документальный экран? То же самое. Вы также автоматически ставите себя на место реального персонажа. Повторяю, идентификация - универсальное свойство экрана. Более того, она (идентификация) делает игровое произведение в определенном смысле документальным! Зритель при этом сам определяет так называемую меру правды. Все должно быть похоже на жизнь. Однако это не значит, что исключены алогичные, нетривиальные ситуации, ведь их полным-полно в действительности.
Пример. Однажды мы с Иваном Охлобыстиным (ныне священником Иоанном) делали передачу «Канон» на странную тему - о толстых. И что вы думаете, я нечаянно подслушал на улице разговор двух дам, одна из которых отличалась монументальными габаритами. Из разговора следовало, что рассказ о ее собственной проблеме, да еще снабженный богословским комментарием, дал ей повод для утешения. Я был счастлив.
—
Запись в блоге
|
Запись в блоге
|
Запись в блоге
|