Вы здесь
Барри Левинсон: «В Голливуде полно сумасшедших!»
Знаменитый американский режиссер поделился секретами выживания на «фабрике грез».
Самый знаменитый фильм Барри Левинсона — «Человек дождя», а самый лучший — пожалуй, «Хвост виляет собакой», уморительная сатира на работу американских масс-медиа. Сейчас он снял еще одну картину в жанре «серьезной комедии» и снова с участием ДеНиро — «Однажды в Голливуде», в которой высказал все, что наболело, о кинобизнесе.
«Меня просили изменить финал “Человека дождя”»
— Как вам удается делать ДеНиро смешным? Он ведь уже во второй раз у вас в комедии играет.
— Рад, что вы обратили на это внимание! Мне тоже кажется, что это очень смешная роль. Хотя Роберт никогда не комикует. Он невероятно талантливый актер, и, когда я работаю с ним, мне не нужно полностью выстраивать его роль, я лишь предлагаю ему небольшие коррективы.
— А Брюса Уиллиса как уговорили сниматься в довольно малобюджетном фильме?
— Позвонил ему, сказал, так и так. Он прочел сценарий и на следующее утро позвонил в восторге с воплем «Хочу сниматься!».
— Где для вас заканчивается комедия и начинается реальность?
— Все показанное в картине реально. Это даже не сатира, таково подлинное положение вещей. Я бы сказал, что наш фильм очень близок к жизни, какова она сейчас в Голливуде. Конечно, мы не документальную драму снимали, но едва ли не все наши персонажи имеют реальных прототипов.
— В вашем фильме действует совершенно сумасшедший режиссер, закатывающий истерики в кабинете студийного босса. В реальности такой режиссер смог бы сделать в Голливуде карьеру?
— Не буду называть имен, но ответ положительный. Если ты талантлив, тебе многое прощается. Если ты при этом сумасшедший, то что же поделаешь? В Голливуде полно невротиков, но не думаю, что их у нас больше, чем в каком-то другом бизнесе.
— Вас когда-нибудь просили изменить что-нибудь в ваших фильмах?
— Примеров много, но, когда я снимал «Человека дождя», меня попросили изменить финал. Предложили, чтобы герой Дастина Хоффмана помахал Тому Крузу рукой из окна поезда. «Но он же аутист, он не мог бы этого сделать!» — взмолился я. Идиоты всегда стараются вмешаться, но я никогда не иду на переделки, если сам не согласен с ними. Я просто не знаю, как их сделать! И честно говорю продюсеру, что не знаю, как за секунду превратить мой фильм во что-то еще. Нужно верить в себя и доверять своей интуиции. Это сложно, потому что в наши дни кинобизнес базируется на страхе. С каждым новым фильмом ставки все более высоки, ведь киноиндустрия в руках у могущественных корпораций… Но мне не привыкать. Первый мой фильм, «Забегаловка», студия сочла недостойным проката и хотела положить на полку. К счастью, его кто-то увидел, и моя карьера была спасена.
«Что не так с Дастином Хоффманом»
— Говорят, «Однажды в Голливуде» не особо впечатлил публику на тест-просмотрах, после чего вы переделывали картину.
— Когда делаешь фильмы вроде «Железного человека», у публики есть ожидания на их счет. А если ей показывают то, о чем она понятия не имеет, тест-просмотры вообще не имеют смысла. Публика просто не знает, как реагировать. Но все фильмы проходят сейчас тест-просмотры, и если результаты плохи, то в 90% случаев студии опускают руки. Хотя они и знают, что это не точные данные.
— Какой ваш фильм хуже других прошел тест?
— «Человек дождя». Зрители не поняли, что не так с героем Дастина Хоффмана. Они не знали, что такое аутизм, реальное ли это заболевание. Почему он так странно себя ведет? Почему Том Круз на него орет? После просмотра зрителя просят ответить на вопрос, какая сцена ему не понравилась. И он отвечает, допустим: та, в которой муж избивает жену. Просто потому, что ему не нравится поведение мужа. Но это не значит, что сцена плоха или не нужна фильму! Но студия хочет немедленно ее вырезать, хотя она и необходима картине! Доказано, что тест-просмотры ничего не дают в плане прогнозирования будущего успеха кинофильмов и вообще не работают в случае с телесериалами.
— «Человек дождя» прошел потом с сенсационным успехом!
— А в первый уик-энд заработал лишь 6 миллионов долларов! А всего собрал 500 миллионов! Чтобы заработать такие деньги, в первые дни фильм должен снять кассу хотя бы в 85 миллионов. А мы прибавляли по миллиону-два в неделю. «Человек дождя» был настолько успешен, потому что люди, посмотревшие его, советовали это сделать своим знакомым. Сейчас таких фильмов почти нет. Есть фильмы, предназначенные для того, чтобы появиться, быстро сорвать кассу и исчезнуть.
«Я нарочно гублю свою карьеру»
— Вы столько лет в кино. И все это время — только борьба и войны?
— Именно так. Разница только в том, что сейчас студиями владеют крупные корпорации. Раньше у начальства было больше любви к кино. Но это все в прошлом. Сейчас нет Дэррилов Зануков (знаменитый продюсер «золотого века» Голливуда. — С. Т.), который время от времени просто любил кино и мог плюнуть на все, если фильм ему нравился. Однажды Занук сидел на собрании после тест-просмотра «Гроздей гнева» Джона Форда, который, конечно, прошел очень плохо. И вот сидят чиновники и два часа гадают: может, это вырезать, может, то. А Занук им и говорит: «Вот что мы сейчас сделаем. Вы оставите фильм в покое и больше к нему не прикоснетесь. Это шедевр, классика! А вы, мать-перемать, пойдете и будете ее продавать!»
— Вы испытали на себе подобное отношение?
— Нет, никогда. Это было в другую эпоху! Таким отношением отличались люди, стоявшие у истоков бизнеса, чьи имена носят студии… Сейчас мы живем в другом мире, жаловаться бессмысленно. Я смог снять истории, которые хотел. Пришлось ли ради этого бороться? Да! Ну и что?! Иногда я побеждал, иногда нет. Что-то мне удалось, что-то нет. Я снимаю то, что хочу. Высокобюджетные, низкобюджетные, студийные, независимые фильмы… Это мне не важно. Мне говорят, что я гублю свою карьеру. А я просто не хочу тратить полтора года жизни на то, что меня совершенно не вдохновляет, но при этом соберет деньги! На то, что я не смогу потом смотреть без стыда!
Личное дело
Барри ЛЕВИНСОН родился 6 апреля 1942 года в Балтиморе. Учился в университете в Вашингтоне, который оставил ради карьеры в Лос-Анджелесе. Писал скетчи для местных Comedy Club, сценарии телевизионных комедий, после чего сам Мел Брукс нанял его в качестве сценариста своих фильмов «Немое кино» и «Страх высоты». Дебютировал в режиссуре фильмом «Забегаловка» (1982), после которого была спортивная драма «Самородок». Последующие картины Левинсона сделали его одним из ведущих режиссеров Голливуда, чей гонорар за фильм составляет 10 миллионов долларов.
5 лучших фильмов Барри Левинсона:
«Доброе утро, Вьетнам»
«Человек дождя»
«Багси»
«Спящие»
«Хвост виляет собакой»
—
Источник: Комсомольская правда