Вы здесь
Беспокойный Роберт Земекис. Титан, на чьих плечах стоит современная фантастика
Земекис — один из самых известных, титулованных и значимых режиссёров в истории кинематографа нашей эпохи. Автор «Назад в будущее», «Кто подставил кролика Роджера?», «Форреста Гампа» известен ещё и благодаря своему вкладу в развитие технологий — не только motion capture, ставшего своего рода визитной карточкой его фильмов, но и 3D, и спецэффектов вообще.
Настоящее голливудское кино
Роберт Земекис начал карьеру в середине 1970-х годов, окончив специальную школу при Университете Южной Калифорнии. Поступление туда далось с трудом — не помогло даже видео на одну из песен «Битлз», до сих пор остающихся кумирами режиссёра (то была, скорее всего, Golden Slumbers с альбома Abbey Road). Подобно многим выдающимся деятелям Голливуда, Земекис плохо учился в средней школе, но был очень убедительным, так что в итоге его зачислили.
Повезло Земекису и с первым местом работы — его заметил Стивен Спилберг, к тому времени уже известный режиссёр. Земекис никогда не скрывал, что хочет делать прежде всего высокотехнологичное, зрелищное, настоящее «голливудское кино», как вспоминал позже его товарищ, сценарист Боб Гейл. Сотрудничество Спилберга и Земекиса, да ещё в то время, когда крупнобюджетная фантастика только появлялась, а компьютерных технологий ещё не существовало, должно было принести свои плоды.
Случилось это далеко не сразу. Их совместный фильм «1941», ироничная сатира по мотивам войны в Тихом океане, в 1979 году получил три номинации на «Оскар» и провалился в прокате. За год до этого режиссёрский дебют Земекиса — комедию «Я хочу держать тебя за руку» (что характерно, про «Битлз» и битломанию) — ожидала печальная судьба в прокате. «Подержанные автомобили» 1980 года — ещё одна комедия, тепло встреченная критиками, но совершенно не принятая зрителями. У Земекиса никак не получалось творить именно голливудское кино: в начале 1980-х годов за ним закрепилась репутация человека, знающего толк в кинематографе, который больше нравится специалистам, нежели публике.
На вершине славы
Земекису приходилось прикладывать огромные усилия, чтобы добиться успеха. Позже он часто вспоминал, что карьера стоила ему семейной жизни, хотя его первая жена, актриса Мэри Эллен Трейнор, прожила с ним двадцать лет. В начале 1980-х, когда его друзья Джордж Лукас и Стивен Спилберг были в зените славы, Роберт Земекис по сравнению с ними казался неудачником.
Всё круто переменилось всего за два года. В 1984 году вышел «Роман с камнем» — напоминающая «Индиану Джонса» приключенческая комедия, которая принесла невероятную прибыль: сборы превысили бюджет более чем в десять раз. В 1985-м — «Назад в будущее». Рукопись сценария, написанного Робертом Земекисом в соавторстве с Бобом Гейлом, отвергали сорок раз. Фильм не просто стал главным кассовым хитом сезона (сборы 381 млн долларов при бюджете в 19 млн долларов) — на нём выросло не одно поколение. Имя Роберта Земекиса навсегда вошло в историю кинематографа.
Кстати, одним из моментов, запомнившихся публике после недавней церемонии вручения «Оскаров», был начальный отрывок из этого фильма, когда ведущие Энн Хэтэуэй и Джеймс Франко отправляются с Марти Макфлаем и доком Брауном «назад в будущее». Земекис, режиссёр и сценарист трилогии, дал короткую характеристику: «Это было забавно» . Но, вспоминая работу над картиной, в интервью журналу Wired он сказал чуть больше: «То был первый раз, когда кто-то делал нечто подобное, и теперь сцена выглядит старомодно. На церемонии вручения «Оскаров» это было сделано безупречно» .
Как после «Назад в будущее» развивалась творческая история режиссёра, известно хорошо. Был 1988 год — «Кто подставил кролика Роджера?», первая совместная работа Земекиса с Walt Disney Company, огромный по тем временам бюджет, передовые технологии… и потрясающий успех — огромные сборы, четыре «Оскара» и множество прочих наград. Два продолжения «Назад в будущее», неизменно успешные. Эксцентричная комедия «Смерть ей к лицу» (1992), где Брюс Уиллис сыграл пластического хирурга, а Мерил Стрип — бродвейскую актрису. Неожиданно она тоже принесла Земекису успех.
Он снимал тогда всё, что хотел, даже эпизоды телесериала «Байки из склепа». Как-то Земекиса спросили, не может ли он снимать серьёзные фильмы, и он ответил отрицательно: «Потому что я слишком беспокойный» .
А в 1994 году Роберт Земекис снял «Форреста Гампа». Вскоре он признал, что испытывает к картине двойственные чувства. С одной стороны, за этот шедевр он был удостоен «Оскара», а сам фильм до сих пор возглавляет всевозможные рейтинги зрительской любви. С другой стороны, его не оставляло чувство, что любая снятая им лента будет встречена с разочарованием и кто-нибудь сможет сказать: «Это и вполовину не так хорошо, как «Форрест Гамп».
Путь в сторону
Вероятно, именно это толкнуло Роберта Земекиса на то, чтобы сделаться экспериментатором. Техническая сторона кинематографа всегда увлекала его, и это увлечение проявилось сильнее как раз после «Форреста Гампа». Что неудивительно — как режиссёр игрового кино Земекис достиг едва ли не всего, о чём можно было мечтать.
В конце 1990-х годов, когда никто из его коллег, включая Джеймса Кэмерона и Стивена Спилберга, не верил в возможности технологии performance capture и 3D-формат, Земекис успешно экспериментировал с ними. На базе своей alma mater он создал огромную исследовательскую площадку. Конечно, performance capture изобрёл не Роберт Земекис, но без него в кино мо-капа не было бы, а без мо-капа, например, не сняли бы «Аватара».
Первый мультфильм, созданный с использованием мо-капа, вышел в 2004 году — то был «Полярный экспресс» Роберта Земекиса. Добиться успеха десятилетней давности не получилось, да никто к этому и не стремился — картина была чистым экспериментом, адресованным к тому же детям. Тем не менее «Экспресс» выступил хорошо, собрал положенный букет наград и номинаций и утвердил Земекиса в роли эксцентричного, но одного из главных современных режиссёров. Хотя относительно адресности фильма его автор мог бы и поспорить с критиками: «Я не думаю, что когда-либо занимался чем-то, предназначенным исключительно для детей» , — говорит он.
Последняя его работа — «Тайна Красной планеты» — строго говоря, не совсем его. Роберт Земекис выступил продюсером, хотя преуменьшать его вклад в работу Саймона Уэллса было бы неправильно. Любой, кто видел предыдущие фильмы Земекиса, узнает его фирменный стиль. Кстати, как продюсер Земекис состоялся вряд ли в меньшей степени, чем как режиссёр: он работал с Уолтером Хиллом, Питером Джексоном и Ридли Скоттом, так что за качество работы Уэллса (между прочим, отнюдь не бесталанного режиссёра-мультипликатора) вряд ли стоит переживать.
«Во времена, когда у вас не было цифровых изображений, — говорит он корреспонденту Wired, — это было настоящее искусство, как в «Назад в будущее — 2»: нам приходилось подвешивать De Lorean на титановых тросах (имеется в виду De Lorean доктора Брауна — североирландский спортивный автомобиль, на самом деле бывший машиной времени. — Д.Ш.). Здорово, что сегодня можно не калечить людей. Нет смысла кому-то действительно прыгать с крыши. Нет смысла физически плющить машину» .
«Я использую инструменты, которые есть в нашем распоряжении, — говорит Земекис. — Они были изобретены, чтобы создавать настолько зрелищные образы, насколько это возможно, но всегда остаются на службе у сюжета. Это моя программа, если у меня она вообще есть».
В его ближайших планах: сиквел «Кролика Роджера», в котором двухмерный мультяшный герой попадёт в трёхмерный во всех смыслах мир, фильм про канатоходца, работа на съёмочной площадке картины «Живая сталь» с Хью Джекманом и ремейк «Жёлтой подводной лодки» на песни «Битлз». Хотя по поводу последнего — студия Disney пока приостановила работы по созданию трёхмерного ремейка Yellow Submarine, но права на него всё ещё принадлежат Земекису. Возможно, этот проект режиссёру придётся реализовывать на базе другой киностудии. И, главное, останавливать развитие технологий, которые так же часто подвергаются критике, в том числе со стороны коллег, как приносят успех, он явно не собирается.
—
Источник: chaskor.ru
Интервью
|
Интервью
|
Интервью
|