Вы здесь
"Утомленных солнцем" утешат глобусом. Конкурсная и внеконкурсная программы фестиваля в Карловых Варах
В Карловых Варах открылся 45-й Международный кинофестиваль. На его первых премьерах побывал АНДРЕЙ ПЛАХОВ.
Официальный конкурс в этом году ужался до 12 фильмов. Право открыть его предоставили местному кадру — режиссеру-оскароносцу Яну Свераку. Как и в его самом знаменитом фильме «Коля», в новой картине «Куки» важное место занимает герой-ребенок, причем играет его Ондра Сверак — сын режиссера. Мать мальчика, больного астмой, выбрасывает плюшевого медвежонка Куки, который превратился в рассадник вредной пыли. Ребенок, привыкший спать с любимой игрушкой, страдает, представляя, каково медвежонку на вонючей свалке. Куки преследуют уродливые создания, слепленные из пластиковых пакетов и расплющенных бутылок, потом он попадает в лес, населенный еще более странными одушевленными существами. В этом мире (который существует главным образом в воображении Ондры) есть добро и зло — и есть Бог: он помогает Куки преодолеть множество препятствий и вернуться к своему другу и хозяину. Впрочем, это не конец, а только промежуточный пункт истории воспитания героя, который, расставшись с отработанной игрушкой, учится сопереживать обездоленным — бомжам и бездомным собакам.
Обычно такие нравоучительные сказочные фильмы с экологической моралью, если это, конечно, не «Шрек», не попадают в конкурсы больших фестивалей. Сработало не только имя режиссера, но и тема (бомжи, мигранты и уличные животные появятся еще во многих фильмах карловарской программы), а также содержащаяся в «Куки» рефлексия по поводу современного киноязыка. В век полнометражной анимации, имитирующей живой мир, Ян Сверак возвращается к традициям чешской кукольной анимации. Его куклы не обладают человекоподобной мимикой, но тем ярче их выразительность. На образ работает все, включая цвет: так, розовый Куки в момент опасности притворяется кустиком земляники.
Другая конкурсная лента — «Брат и сестра» — прибыла из Аргентины. Известный режиссер Даниэль Бурман, лауреат Берлинале, продолжает исследование семьи, на сей раз состоящей из далеко не юных, но предельно инфантильных сестры и брата. Она безуспешно строит из себя бизнес-леди и страдает крайней степенью эгоизма. Он, напротив, альтруист и жертва эдипова комплекса. Похоронив любимую мамочку, 64-летний Маркос пытается найти опору в театральном творчестве (спектакль, разумеется, об Эдипе), но Сусана, совершив аферу с маминой квартирой, гонит брата в ссылку в уругвайскую деревню. В этой картине привлекают отличная игра актеров, современный стиль и остроумие метафоры: брат и сестра — это также Аргентина и Уругвай, разделенные всего лишь рекой и связанные отношениями любви-ненависти — типа России и Украины.
В этом году Россию в Карловых Варах представят семь фильмов очень разных направлений и школ. В главном конкурсе — «Другое небо» Дмитрия Мамулии, в документальном — «Вдвоем» Павла Костомарова, в конкурсе «К востоку от запада» — «Гастарбайтер» Юсупа Разыкова. Еще четыре картины покажут вне конкурса. «Я» Игоря Волошина участвует в «Форуме независимых», «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского — в «Горизонтах» (сам режиссер входит в состав большого жюри). А каннские конкуренты — «Счастье мое» Сергея Лозницы (представляющее Украину) и «Утомленные солнцем-2» Никиты Михалкова — встретятся снова в программе «Открытые глаза». Никите Михалкову будет вручен «Хрустальный глобус» за совокупный вклад в кинематограф.
Источник: Коммерсант.ru