Вы здесь
Хороший Гас Ван Сент. Интервью
Гас Ван Сэнт, режиссер, продюсер, сценарист, писатель, музыкант, художник, фотограф, он является классическим примером трудоголика. Приводим его интервью 98-го года журналу «Птюч».
-Кто оказал на тебя самое большое влияние?
-Я думаю, Стенли Кубрик…Ты когда-нибудь был в армии? Ты хорошо сложен. Сколько тебе лет?
-23
-О кей. Кубрик…
-Попробуй сосредоточиться на интервью!
-Мне будет сложно сосредоточиться после такого дня… Кубрик…Писатели, оказавшие на меня наибольшее влияние: Самуэль Беккет и Уильям Берроуз.
-Ты можешь объяснить-почему?
-Почему? Я всегда интересовался ими, и постепенно кое-чего понабрался из тех вещей, которые я перечитываю снова и снова.
-В одном из своих интервью ты сказал, что собираешься снять фильм по книге Берроуза «Дикие парни».
-Да, это проект, над которым я начал работать несколько лет назад. Идея этого фильма была у меня давно и, может быть, когда-нибудь она реализуется.
-Почему этого до сих пор не произошло?
-Работа над сценарием оказалась довольно сложной. Эта книга подразумевает столько разных интерпритаций, что мне нужно было выбрать одну из них, найти определенный угол зрения, подходящий для этой истории. Проект оказался гораздо больше, чем я предполагал.
-Испытал ли ты чувство ревности, когда Дэвид Кроненберг экранизировал «Naked Lunch» Берроуза? Ты ведь тоже планировал снять фильм по этой книге, насколько я знаю?
-Я не испытываю ревности по поводу подобного рода собственности. У меня действительно на протяжении многих лет была идея экранизации «Naked Lunch», но я считаю, замечательно, что кто-то еще это сделал.
-Тебе понравилась версия Кроненберга?
-Да. Она существенно отличалась от моего видения этой книги, но ведь это естественно, она и должна была отличаться.
-Судя по твоим совместным проектам с Берроузом и Алленом Гинсбергом у тебя давний интерес к beat-культуре. Можно ли тебя назвать современным битником?
-Не думаю. Берроуз и Гинсберг были героями книг Керуака. Но я не считаю. что есть какая-то прямая связь между мной и творчеством бит-писателей, потому что я тогда был просто мальчишкой. Хотя под влиянием битников появилась группа художников, оказавших на меня большое влияние.
-Считаешь ли ты, что твои работы заполняют пропасть, образовавшуюся между американской альтернативной культурой 50-60-х годов и современным андеграундом?
-Я думаю, я научился тому, как снимать фильмы, у американского андеграунда 1958-1968 годов. В этот период в Нью-Йорке появилось много андеграундных художников и режиссеров, чьи работы меня очень интересовали.
-Кто именно?
-Братья Кучар, Рон Райс, Стен Вендервинк, Эд Эмшвиллер, Уорхол, Джек Смит, Кенет Энгер-я не помню сейчас их имена, но их было, конечно, гораздо больше.
-Испытывал ли ты симпатию к антиамериканским антисоциальным настроениям, популярным среди радикальной «левой» интелегенции Америки в 60-е годы?
-Может быть в каком-то роде-да. Я никогда не участвовал в этом активно. Например, я не был участником протестов против войны во Вьетнаме. Помню, когда я еще учился в школе, многие мои друзья и одноклассники поехали в Вашингтон, где проходили демонстрации протеста. Я не поехал-не из-за каких-то политических соображений, а потому что…потому что я думал, что левые отделают всех, как цыплят!
-Не так давно Квентин Тарантино на Saturdey Night Lion (популярное ночное шоу на NBS) сделал на тебя пародию, присвоив тебе титул «американского Пазолини наших дней», имея в виду, что ты известен тем, что сексуально эксплуатируешь своих актеров. Что ты об этом думаешь?
-А разве Пазолини был известен этим?
-О, да! В недавно опубликованной Бартом Дэвидом Шварцем биографии Пазолиниподробно рассказывается о его связях со своими актерами, многие из которых были натуралами и спали с ним исключительно ради карьеры…
-Неужели это правда?
-Ты можешь сам убедиться, если прочитаешь эту книгу.
-Я думаю, Тарантино имел в виду что-то другое. Это была шутка. Он трепался с двойником Спайка Ли, Оливера Стоуна и моим на тему взаимоотношений актеров и режиссеров. И он делал какие-то коментарии об их (вернее-нашей) работе и, обращаясь ко «мне», сказал: «Пазолини, мужик! …Помни о том, как кончил Пазолини! Будь осторожен! тебя могут «задеть»!» Скорее всего он имел в виду обстоятельства его смерти.
-Может быть, но ведь Тарантино спросил персонажа, изображавшего тебя на том, трахнул ли ты Киану Ривза во время съемок!
-Ха-ха-ха!!! Я считаю, что это совершенно закономерный вопрос! Не думаю, что там была какая-то анология с Пазолини. Что я думаю по этому поводу? Это же Saturday Night Live! Было смешно смотреть на парня, игравшего меня.
-Правда?
-Да, я думаю, что он сыграл меня совсем неплохо: моя внешность, мой имидж, моя манера говорить. Все было о кей. Меня это не задело ни в коей мере. Мне показалось, что Тарантино провалился на этом шоу. Может быть, если бы шоу прошло с каким-то диким успехом, меня бы это задело…А может, и нет! Не знаю.
-Так что насчет Киану? Твой персонаж ответил, что он не гей.
-Киану-не гей? Да, это то. что о нем обычно говорят. И это то, что мы говорим о нем во всех этих интервью…
-Да, но ведь сейчас мы говорим для русской прессы!
-Ты думаешь, можно «выдать все начистоту»?
-Конечно!
-О кей! Я думаю, что Киану - не гей. Но он прошел через все. Это то, что я думаю.
-А у тебя было с ним что-то?
-Нет. У меня не было никаких сексуальных связей ни с одним из моих актеров. Проблема в том, что они не могут после этого оставаться актерами, они уже становятся кем-то еще-любовниками, партнерами, или я не знаю, кем. Было много французских режиссеров (по крайней мере, в моей фантазии!), которые считали, что они должны переспать со своей ведущей актрисой. Возможно, потом это оборачивалось для них какими-то сложностями во время съемок. Нет, это не для меня.
-Какие у тебя отношения с актерами?
-У меня другое: у меня всегда возникает с ними очень близкий контакт, но это не сексуальная близость. Они как бы становятся для меня детьми. Не будешь же ты заниматься сексом со своими детьми! Мои актеры-главные соавторы, очень важные люди, живое продолжение того, что ты пытаешься сделать и выразить в фильме. Между нами устанавливается почти бессловесная связь. Иногда нам достаточно всего нескольких слов, чтобы понять, что нам надо друг от друга.
-Надеюсь, ты не сочтешь этот вопрос бестактным. Много писали и говорили о том, что на тебе в какой-то мере лежит ответственность за смерть Ривера Феникса. Как ты это прокоментируешь?
-Ответственность? На мне?! В прессе было много спекуляций о том, что на съемочных площадках «Айдахо» и «Аптечного ковбоя» были наркотики. Писали о том, что смерть Ривера была результатом его контактов с режиссером и той реальностью, которая видна на экране. Наверное, это проще всего для толпы: раз эти фильмы о наркотиках, значит, актеры принимали наркотики во время съемок. Вот, что происходит, когда ты снимаешь такие фильмы. Конечно, это не имеет ничего общего с реальностью, но я понимаю, откуда возникают такие слухи и предположения.
-А что же было в реальности?
-Реальности не было. Был только имидж.
-Но ведь у тебя были очень близкие отношения с Ривером и за пределом съемочной площадки! Ты же видел, что с ним творилось!
-А с ним ничего особенного не творилось кроме того, что он любил выпить. Кстати, я тоже выпиваю довольно часто. Личная жизнь Ривера проходила совершенно независимо от меня. И в его жизни не было ничего необычного. В ночь, когда он погиб, он развлекался по разным клубам. как елают многие. И он перебрал чего-то, я думаю, это был кокаин, сердце не выдержало.
-Алкоголь,-это твой любимый способ расслабиться?
-Нет, я стараюсь не пить слишком много. В этом нет ничего хорошего для здоровья. Но в зависимости от ситуации, можно себе позволить. Мне кажется, премьера своего собственного фильма-вполне достойный повод.
-Во многих интервью ты признавался в том, что ты-настоящий работоголик. Как ты проводишь свободное время (если оно у тебя вообще есть)?
-Я ничего не делаю. Общаюсь с друзьями, обдумываю свои будущие проекты.
-Продолжаешь ли ты сейчас свои занятия фотографией? Насколько я знаю, тираж твоего первого и единственного пока фотоальбома «108 портретов» полностью разошелся и теперь его можно купить только в лавках редких книг-по цене раз в десять больше первоначальной.
-Этот альбом был составлен из моих кинопроб разных людей, с которыми я встречался и работал. Там есть просто мои знакомые парни, есть знаменитости типа Дэвида Боуи, Дэвида Бирна, Red Hot Chilli Peppers, для которых я делал музыкальные видео, или тех же Берроуза и Гинсберга. У меня всегда был несколько утилитарный подход к фотографии, я никогда не занимался ей специально, отдельно от кино или видео.
-Какой фильм ты считаешь своим лучшим и какой-худшим?
-У меня нет особого мнения на этот счет. Я не склонен выделять какой-то один фильм. Над всеми своими фильмами я работал очень серьезно. И я люблю их все одинаково.
-Ощущаешь ли ты на себе определенное давление всвязи с тем, что ты являешься известным открытым геем?
-Вроде нет. Иногда возникает определенное давление со стороны гей-активистов, которым нужно то то, то это.
-Я имел в виду давление со стороны масс-медиа или твоих коллег по киноиндустрии.
-Возможно, существует еще какое-то невидимое давление, на которое я не обращаю внимания, но никакого открытого давления нет.
—
Ярослав Могутин, «Птюч», 1998 г.