Вы здесь

Брайан Де Пальма: «Я ищу замену Де Ниро на роль Аль Капоне»

Брайан Де Пальма: «Я ищу замену Де Ниро на роль Аль Капоне»

Перед российской премьерой фильма «Без цензуры» знаменитый режиссер дал интервью «КП».

Верный последователь Хичкока, автор многочисленных остросюжетных блокбастеров Брайан Де Пальма забыл на время о многомиллионных бюджетах и снял за копейки картину «Без цензуры» (Redacted), вызвавшую огромный интерес на последнем Венецианском фестивале.

Название фильма, принесшего Де Пальме «Серебряного льва» за лучшую режиссуру, было бы правильнее перевести прямо противоположным образом - «Отредактировано». Ибо он о том, через какое сито проходит любая информация об иракской войне. По форме это поддельная «документалка» по мотивам реального случая: американские солдаты изнасиловали 14-летнюю девочку, после чего убили всю ее семью. Картина, составленная из разнородных кадров, снятых самими солдатами, камерами слежения, репортерами и даже иракскими террористами, обезглавливающими одного из американцев, - суровый приговор отвратительной и порочной войне, попав на которую нормальные с виду парни превращаются в жутких монстров.

«Я стал режиссером из-за вьетнамской войны»

- Идея этого фильма пришла ко мне вслед за предложением сделать фильм на цифровом видео за 5 миллионов долларов, - говорит режиссер. - Я начал искать историю, которую можно было бы рассказать именно и только в этом формате. Мне попался на глаза отчет о реальном случае убийства в Ираке, и я схватился за голову. Полез в Интернет, изучал блоги, YouTube, сайты солдатских жен, загружал видео, снятое самими солдатами, фотографии иракских жертв… Эта война диаметрально отличается от прочих - в Интернете постоянно всплывают ее свидетельства. Работать в новом технологическом режиме мне очень понравилось: эту картину я снял всего за 18 дней. Хотя должен был за 24.

- Вы давно не снимали низкобюджетные, политические фильмы. Это необычный для вас поступок?

- Я множество необычных поступков совершил за свою карьеру! Я дитя 60-х. Необходимость высказаться по поводу Вьетнама когда-то и сделала меня кинорежиссером. И как только у меня появилась возможность снова войти в эту реку - я прыгнул в нее. Для меня остается загадкой, почему сейчас в Америке так мало снимается политических фильмов. Стыдоба да и только!

- Почему отношение к иракской войне гораздо более спокойное, чем было к вьетнамской?

- В 60-е за тем, что творилось во Вьетнаме, можно было наблюдать по телевидению. Потому и было такое активное протестное движение - тогда был призыв в армию, и любой мог оказаться на войне. Информацию об Ираке нужно искать, по телевизору ничего не показывают, медиакорпорации не заинтересованы в таких сюжетах: они отпугивают рекламодателей. И призыва в армию нет. Кто сейчас идет в армию? Бедные необразованные парни, у которых нет другой возможности выбраться из трущоб и заработать деньги. Это во времена Вьетнама, когда в армию призывали молодежь из колледжей, было высокое самосознание. А сейчас всем все равно: напрямую это мало кого касается.

«Мы убиваем и насилуем каждый день!»

- В фильме есть реплика «Если вы убиваете людей, у вас должна быть на это очень хорошая причина».

- У этой войны такой причины нет. Мы в Ираке только потому, что Джордж Буш этого захотел! - рычит Де Пальма. - Он объявил, что ему сказал об этом лично Господь Бог. Я снял много фильмов про маньяков, но в этом случае даже мне стало страшно! Солдаты, которые творят насилие в чужой стране, будут страдать от этого всю жизнь. Я вижу, что происходит с ветеранами Вьетнама: у них потерянные лица, их жизнь разрушена.

- Ваш фильм, несомненно, покажут во всем мире. А сами американцы будут его смотреть?

- Я думаю, это их обязанность. Мы вторглись и оккупировали страну, разрушили ее экономику, убили сотни тысяч мирных жителей - теперь мы должны посмотреть на то, что наделали. Захотят ли они это сделать - другой вопрос. В моем фильме «Жертвы войны» (1989) поднималась та же проблема. Герой Майкла Джей Фокса становился изгоем, отказавшись насиловать маленькую вьетнамку вместе со своими товарищами. Когда он пытался рассказать кому-то об этом, то получал в ответ: «Какое твое дело? Мы убиваем и насилуем каждый день!»

- В сегодняшней Америке безопасно снимать такие картины?

- Когда снимаешь остро-критический фильм, сразу поднимается шум: как он смеет плохо говорить о наших войсках! Люди, которые задают серьезные вопросы своему правительству или открыто говорят о том, что Джордж Буш - идиот, в моей стране сегодня попадают в «черные списки».

- Вы не опасаетесь попасть в «черный список»?

- Я всю жизнь иду против течения. Поэтому ничего не боюсь. Хотя ничего приятного от этого не жду.

В поисках Аль Капоне

Один из самых знаменитых режиссеров в истории кино, Де Пальма остается рьяным и трогательным киноманом: на только что закончившемся Берлинском фестивале я часто видел его в зале, а на одном из сеансов просто сидел рядом с живым классиком.

- Когда-то вы сказали, что кинокамера лжет со скоростью 24 кадра в секунду.

- Конечно! Так же, как и все остальные носители информации. Я всегда напоминаю об этом в своих фильмах: то, что пытаются выдать за правду, на деле ею совсем не является.

- Что вы думаете о ситуации в Чечне?

- О том, что происходило и происходит в Чечне, мы на Западе не знаем ничего. Понимаете, вообще ни-че-го. Можно несколько лет изучать подобные вопросы и все равно ничего не узнать. Все, что остается, - это слушать то, что тебе скажут. Лично мне ясно только то, что это невероятно сложная ситуация. И еще одно: вы, европейцы, предпочитаете уживаться с ложью, в то время как мы, американцы, все-таки пытаемся ее разоблачить.

- Вы продолжите работать в формате, заданном этим фильмом?

- Да, я хочу снять картину о журналистах, прикомандированных к воинским частям, чья задача - делать репортажи о том, что они видят своими глазами. Вольно или невольно они тоже распространяют ложь.

- С большими голливудскими блокбастерами покончено?

- Нет, я работаю сейчас над продолжением «Неприкасаемых» - оно будет о восхождении Аль Капоне. Но хотел бы я снимать только высокобюджетные голливудские фильмы? Тоже нет. В основном они делаются для 14-летних подростков. Человеку с моим опытом и заслугами это неинтересно. Какой в этом смысл? Мне за 60. Сколько фильмов я еще смогу сделать? Так пусть это будут фильмы, по отношению к которым я испытываю подлинную страсть. Сейчас я осторожно отношусь к выбору новых проектов.

- Кто будет играть Аль Капоне?

- Я все еще в процессе поиска хорошего молодого актера, которого можно было бы поставить в один ряд с Робертом Де Ниро, игравшим Капоне в первой картине.

Личное дело

Брайан Де Пальма родился 11 сентября 1940 года в Нью-Джерси. Изучал физику, параллельно работая над любительскими короткометражками. С конца 60-х снимал независимые молодежные, политически заряженные комедии - «Приветствия», «Свадебная вечеринка», «Привет, мама!», в которых снимался Роберт Де Ниро. Настоящая известность пришла к Де Пальме с фильмом ужасов «Сестры», после которого он уже не расставался с остросюжетным жанром, сняв такие классические триллеры, как «Наваждение», «Ярость», «Прокол», «Подставное тело» и др. Был женат на актрисе Нэнси Ален и могущественном кинопродюсере Гейл Энн Херд («Терминатор-2», «Армагеддон»).

5 лучших фильмов Де Пальмы:

«Кэрри»
«Лицо со шрамом»
«Неприкасаемые»
«Путь Карлито»
«Миссия невыполнима»

Источник: kp.ru