Вы здесь

Работа с камерой / Часть 10: Движение камеры в фильме

Работа с камерой / Часть 10: Движение камеры в фильме

Движение в фильмах происходит не только потому, что передвигаются актеры, но и потому, что движется камера. Камера - это глаза зрителя: если вы остаетесь в одном и том же положении, то ваш фильм - это не более чем театр по телевизору. Научитесь использовать движение камеры, и вы научитесь показывать зрителю именно то, что вы хотите показать, и скрывать то, что вы хотите скрыть.

И если вы сумеете это сделать, зритель будет в вашей власти, однако, как было сказано Человеку-Пауку, вместе с властью приходит большая ответственность. Вы должны использовать ваши фильмы для возбуждения и развлечения, чтобы щекотать нервы зрителей и обманывать их, а также перемещать зрителей физически и эмоционально туда, куда сочтете нужным. При любом ракурсе существуют три основные возможности для перемещения вашей камеры. Все операции лучше всего производить со штативом.

Масштабирование представляет собой движение к объекту, которое происходит без физического перемещения камеры в его направлении. Этой возможностью цифровых портативных видеокамер злоупотребляют наиболее часто, и уж самое последнее дело, если при этом изображение будет дрожать, когда вы будете пытаться поймать объект в кадры, одновременно вручную наводя на резкость.

Масштабирование достаточно редко используется в голливудских фильмах, а приближение к объекту лучше всего сделать при монтаже или просто путем наезда или отъезда камеры во время съемки. Тем не менее, масштабирование может использоваться для акцентирования какого-то момента.

Горизонтальная панорама. Это горизонтальное движение слева направо или справа налево без поворота камеры вокруг своих осей. Возможно, панорамирование - это самая трудоемкая составляющая цифрового видео, поэтому такие сцены, снятые любителями, разительно отличаются от профессиональной работы. Это не отслеживание объекта (когда камера вращается, но не двигается) и не вертикальное панорамирование.

В голливудских фильмах горизонтальное движение часто используется при переходе от одного объекта к другому. При использовании близкого плана такое движение может нам пригодиться, для перехода от одного актера к другому во время их диалога; при использовании среднего плана - для перехода от одной группы актеров к другой.

Вертикальное панорамирование - это вертикальное движение сверху вниз или снизу вверх, и опять без перемещения осей камеры. Для вертикальной панорамы справедливо все то же, что и для горизонтальной, только в вертикальной плоскости. Из-за того, что отношения сторон кадра в используемых форматах составляют 4:3 или 16:9, горизонтальное панорамирование в фильмах используется чаще, чем вертикальное. С эстетической точки зрения оно более целесообразно, поскольку сила тяжести располагает большинство вещей, скорее по горизонтали, чем по вертикали.

При использовании дальнего плана вертикальное панорамирование может перевести кадр с неба на ландшафт или с входа в небоскреб на его пятнадцатый этаж. При съемке средним планом с использованием вертикального панорамирования низко расположенная камера может держать в фокусе приближающийся персонаж, а при близкой съемке может сопровождать взгляд героя, опускающийся к замеченной детали.

Для того чтобы захватить, привлечь зрителя, операторы камеры сами должны двигаться. Поскольку объектив - это глаза аудитории, если вы будете вовлекать его в действие и запечатлеете с его помощью движение и перспективу в соответствии с человеческим восприятием, это сделает зрителя сопричастным к действию. В первую очередь это относится к съемкам типа "вид из глаз".

Это не столько принципиальное движение камеры, а скорее совет где, на каком уровне размещать камеру лучше. Ведь вместо того чтобы показать зрителю сцену целиком, камера как бы располагает нас позади глаз героя и показывает, что именно он видит или в чем участвует. Съемка из глаз обычно производится вручную, с высоты роста оператора и без каких-нибудь особых постоянных настроек.

А дальше только опыт. Свой, на ошибках и придумках. Чужой, на просмотрах фильмов - знаменитых и не очень. Ищите таких же авантюристов что и вы. Развивайтесь, одним словом.

Источник: vkamera.ru

Groups audience: