Вы здесь
Валентин Васянович: «В кино никому ничего нельзя советовать. Только — все время снимать»
Украинский режиссер и победитель Национального конкурса 5—го Одесского кинофестиваля Валентин Васянович дал обширное интервью Kinomaster.org. В нем режиссер фильмов «Обычное дело», «Креденс» и документального фильма «Сумерки», продюсер и оператор фильма «Племя» рассказал о том, почему режиссер — самая ответственная и сложная позиция в кино, почему нужно снимать больше, чем учиться, а также высказался против книг и систем по сценарному мастерству.
- «Сумерки» — обладатель «Золотого дюка» как лучший полнометражный украинский фильм. Вы можете рассказать, как родилась идея снимать его?
- Это — украинское документальное кино. Идея родилась совершенно внезапно: приехал в село, из которого мой отец родом, к родной тетке Марии, походил вокруг, посмотрел — и внезапно понял: буду снимать фильм.
- Документальное кино делать легче или тяжелее, чем игровое?
- Тяжелее. Потому что ты полностью зависишь от героя, а в игровом все зависит от тебя самого. С другой стороны, в документальном кино не нужен такой бюджет, в нем не так много людей, как в игровом. Но в документалке если где-то вы с героем не поняли друг друга — все, на этом твое кино закончилось, и ты тут ничего не можешь сделать.
Надо понимать, что большая аудитория — только у «Пиратов Карибского моря», все остальные — лузеры несчастные:-)
- Для какого зрителя существует документальное кино в Украине, какие есть платформы для его показа?
- Есть фестивали документального фильма — у нас самый большой это DocuDays, вот на ОМКФ тоже взяли документалку. Но надо понимать, что большая аудитория — только у «Пиратов Карибского моря», все остальные — лузеры несчастные:-) Директоры кинотеатров рассказывали мне, что в Киеве есть примерно 2000 человек, которые в состоянии пойти и посмотреть украинское кино, которые к этому готовы. Во всей остальной Украине — еще 2000 человек, и это — жестокая правда.
- Как, по-Вашему, это можно изменить?
- Во-первых, нужно, чтобы люди стали богаче. Чтобы они просто не боялись потратить лишние деньги на развлечения, чтобы это не давило на кошелек. Во-вторых, общий уровень воспитания должен поменяться, ну а в-третьих, надо просто показывать как можно больше украинских фильмов, чтобы к ним просто привыкли. Если раньше у зрителя и был какой-то кредит доверия к национальному кино, то после нескольких неудачных проектов он очень быстро сошел на нет.
- Каковы главные качества образцового режиссера?
Не существует рецептов, абсолютно разные бывают режиссеры — от полных тиранов и деспотов до очень приятных интелигентных людей. Но без аномальной настойчивости, аномальной в принципе, нельзя быть режиссером, без требовательности к себе и к ближнему тоже.
- А вы себя к какому типу режиссеров относите?
Ну, я не тиран и деспот, мне важно создать творческую атмосферу на площадке, втянуть всех в некую коллективную игру и просто рулить так, не сильно обижая людей. Опять же, чем тяжела профессия режиссера-это человек, который постоянно принимает решения, это очень утомляет. Иногда люди подходят к тебе с предложением и обижаются, если ты его отвергаешь — мол, они к тебе со всей душой, им кажется, что это лучшее решение, но только ты видишь общую картину- и это может быть прекрасное само по себе решение, но сюда банально не подходить.
Этим и утомительна профессия режиссера, если ты ошибся — сам дурак, работа всей группы идет насмарку. Никто, кроме режиссера, не несет такой ответственности — это очень выматывает эмоционально.
Как говорят осветители: нету денег — сиди дома, нечего снимать кино.
- Без чего не обойтись на съемочной площадке?
- Без денег. Как говорят осветители: нету денег — сиди дома, нечего снимать кино.
- Самое ужасное, что может произойти во время съемок?
- Ой, такие вещи просто на каждом шагу тебя подстерегают. Может произойти все, что угодно — с локацией проблемы, с техникой… Вообще, чем больше людей в команде — тем больше вероятность, что на каждом шагу может все поломаться.
- О чем Вы никогда не будете снимать фильм?
- Я не задумывался, но никаких таких табу нет. Зачем себя ограничивать — сегодня ты один, завтра — другой, сегодня ты что-то одно не приемлешь, завтра — другое. Нет смысла ограничивать себя ни в чем.
- Последний впечатливший Вас фильм?
- Очень сложно сказать. Фильмы идут бесконечной чередой. В последнее время обратил внимание, что фильмы смотрю прагматично абсолютно, просчитывая историю, где она и как развернулась, как она на меня воздействует. И «Племя» на фоне всего, что я видел — эмоционально очень сильно воздействует,может, потому ничто другое не тронуло меня пока настолько сильно, может, в ближайшее время это произойдет.
- Чьей изначально была идея этого фильма?
- Мирослава — он режиссер, автор сценария, а я — оператор и продюсер.
- Вам не хотелось во время работы над фильмом давать ему советы как режиссеру?
- Я ж сам режиссер, я все понимаю. Поэтому — не хотелось. Я же не просто продюсер, я знаю, что надо сделать так, чтобы режиссер был счастлив и снимал так, как хочет он.
- Когда намечен прокат «Племени» в Украине?
- С 11 сентября, скорее всего. Мировые прокатчики также очень заинтересовались фильмом — Европа, Япония, Америка…
- По сути, учитывая такую прокатную зону, можно отбить и фестивальный фильм, получается?
- Нельзя. Чтобы фильм вернул, к примеру, миллион, затраченный инвестором, он в прокате должен собрать три миллиона — это если все игроки честные. А так практически никогда не бывает.
- Вы получали кинообразование в Украине и в Европе. Понятно, что разница есть, но в чем именно она заключается?
- Просто в Украине я учился 10 лет, а в Европе год. Я не могу сказать, что яприехал в группу — и у меня глаза открылись, и я сразу все узнал и познал. Да, у них там все качественней, все точнее, если можно так выразиться. Все аналитичнее. Но унас тоже хорошая атмосфера. Может, у нас не все так плотно и так четко, у нас на другом уровне зарплата, скажем, преподавателя… Но в нашей стране нету кино — о каком образовании может идти речь? Есть только какие-то старые кадры, которые сами-то не смогли реализоваться. С другой стороны, умные люди говорят, что кино невозможно научить, его можно только научиться делать самому. Ты смотришь, делаешь, анализируешь, меняешься… В принципе, не имея образования, тоже можно научиться снимать кино.
- Я считаю, вообще невозможно научить сценарному ремеслу. Есть куча книжек, их можно накачать за час в интернете и прочитать. Что еще нужно? Все — садись, пиши.
- Что бы Вы изменили в украинском образовании?
- В принципе, все, пожалуй. С другой стороны, насильно ничего менять не нужно — надо просто снимать. Например, снимал человек 5-10 лет, наработал опыт. Решил, что надо передохнуть и набрать курс. И весь свой опыт за 10 лет — он им поделится. Вот и все — не надо ничего менять, дайте денег на кино, наладьте этот процесс — и все изменится само собой, инфраструктура уже подтянется.
- Сценарное мастерство — более-менее точная наука. Мы неоднократно слышали, что у нас нет хороших сценаристов, и что у нас их не учат….
- Я считаю, вообще невозможно научить сценарному ремеслу. Есть куча книжек, их можно накачать за час в интернете и прочитать. Что еще нужно? Все — садись, пиши. Написал — дал на экранизацию, экранизировали — увидел все свои лажи. Либо решил, что тебе не подходит эта книжка, либо что все эти книжки — полный бред, забыл все, чему научился — и пишешь, как душа лежит. Опять же, человек, который преподает, вряд ли сам много написал — так чему он будет учить? Да, он читал теорию, знает, чем фабульное повествование отличается от сюжетного… Ну, молодец. Он может анализировать, помогать разбирать, но он не научит тебя писать.
- А у Вас была книга, которая на Вас повлияла?
- Да не помню, их куча, этих книг в интернете… Они классно все раскладывают по полочкам. Когда создавался «Креденс», раз мы с женой стали свидетелями конфликта, который нас натолкнул на идею сценария — и мы его написали, не руководствуясь никакими правилами. Получилась замечательная история. Потом я подумал: надо эту историю сделать еще замечательнее: взял книжку, прочел, переделал полностью историю — и получилось полное г…. Свежесть ушла, полезли штампы — и от истории ничего не осталось. В итоге, я экранизировал первую, неисправленную версию сценария. Советовать никому ничего нельзя. Можно советовать только одно — практикуйтесь все время.
- Как Вы считаете, какой профессии больше всего не хватает в украинском кино?
- В кино главное — режиссер, как ни крути. Остальных людей можно менять. Если нету режиссера, нету капитана, который рулит кораблем, ничего не получится. Все зависит от режиссера и сценариста — плюс деньги, конечно. Если государство не будет финансировать кино — кина не будет. Если бы Европа не финансировала кино — никакого кино вообще бы не существовало в природе, кроме американских блокбастеров, китайского и индийского кино. А в Европе, в отличие от Америки, кино — это не бизнес, это имиджевые проекты государства, они показывают уровень культурного развития народа. У них кино — синтетическое искусство, которое в себя так или иначе вбирает все остальные виды искусства. Посмотрев французский, к примеру, фильм, за полтора часа можно понять, что это вообще за страна.
- В каком профессиональном амплуа Вам кофмортнее всего?
- Это все совершенно разные виды приятности. Когда ты пишешь сценарий на кухне в полночь — это в чистом виде творчество, тебе никто руки не связывает, ты что хочешь, то напишешь, не слишком думая о бюджете, о технических тонкостях. Когда ты занимаешься режиссурой и понимаешь, что ты тут главный, что ты управляешь всем, творишь мир на ровном месте — это по-своему приятно. Когда ты занимаешься операторской работой, то у тебя на порядок меньше ответственности, ты так не напрягаешься, а просто получаешь удовольствие, особенно в документальном кино, где ты как бы растворяешься и незаметно следуешь за героем. В любом занятии есть своя прелесть, и это приятно чередовать, на самом деле, чтобы не надоело.
Начинающим кинематографистам надо брать пятый Canon, пару объективов, микрофон не самый дорогой, лучше со звуковиком вместе, брать своих друзей — и пытаться что-то исполнить. И без конца это делать — все.
- Где брать финансы начинающим кинематографистам?
- Начинающим? Начинающим надо брать пятый Canon, пару объективов, микрофон не самый дорогой, лучше со звуковиком вместе, брать своих друзей — и пытаться что-то исполнить. И без конца это делать — все. А потом, когда уже что-то ты понял, тогда пишешь заявочку в фонд Ахметова или еще куда-нибудь.
- Как Вы относитесь к идее онлайн-кинотеатров?
- Мне эта идея кажется классной, но, не имея опыта, я не могу сказать, насколько она эффективна. Я не уверен, что украинцы были бы готовы заплатить 15-20 гривен, чтобы посмотреть кино онлайн. Кроме того, я не думаю, что международные платформы заинтересует наш контент, ну а если создавать у нас аналогичный ресурс — то пока его банально нечем наполнять.
- Чем Вы вдохновляетесь? Фильмы, книги…
- Да всем, что вокруг меня происходит — жизнью. Любая мимолетная речь может тебя натолкнуть на что-то, что выльется в итоге в нечто.
- Не думали остаться за границей — все-таки там киноиндустрия развивается?
- Нет. Смысл? Если ты за границей, ты — эмигрант, ты там будешь гастарбайтером, а режиссер — это носитель своей культуры, я считаю. Если ты всю жизнь жил тут, а потом уехал в Польшу, то что ты там будешь делать, зачем полякам украинское кино? А за пару дней во всем разобраться — и выдать им польское кино ты все равно не сможешь. Работать за границей можно, только если ты уже находишься на таком уровне, как Феллини — ну или если твои идеи попадают в русло, интересное и актуальное для всех — как, допустим, было с фильмом «Киев, я люблю тебя» — из знаменитого цикла короткометражек. Но мне интересно работать здесь и снимать о том, что я по-настоящему знаю и понимаю.
фото: kinomaster.org, facebook.com