Вы здесь
Интервью с продюсером и сценаристом Полом Брауном
… Тщательно продуманный герой - хорошее начало для интересной истории. Но все-таки главное - это зацепить зрителя эмоционально. А это возможно только в том случае, если ты отдаешься своей истории целиком.
Пол Браун — сценарист сериалов «Секретные материалы», «Квантовый скачок», режиссер и продюсер «Дождя милосердия». Несколько раз он был номинирован на премии «Эмми» и «Золотой глобус», а также является лауреатом премии Эдгара По, учрежденной американской гильдией сценаристов-мистиков. Помимо своей непосредственной деятельности, Пол Браун также является преподавателем сценарного факультета Нью-Йоркской академии киноискусств в Лос-Анджелесе, основанной в 1992 году, — учреждения, где желающие могут обучаться по специальностям «кинорежиссура», «кинооператор», «режиссура документального кино», «режиссура цифрового кино», «актер кино», «актер мюзикла», «сценарист», «продюсер кино и ТВ», «журналистика», «3D-анимация». Основная образовательная линия киноакадемии — погружение студентов в процесс кинопроизводства, предоставление определенной независимости в работе над проектами.
Впервые Нью-Йоркская академия киноискусства проводила в нашей стране продюсерские курсы осенью 2009 года в Москве. В этом году учреждение вновь будет представлять свою программу в российской столице. Этот курс пополнится сценарными лекциями (20—27 апреля), автором которых выступит упомянутый Пол Браун. Программа предназначена для действующих сценаристов, желающих усовершенствовать свои знания и навыки создания мощных историй, и включает более 10 современных инновационных концепций создания историй, среди которых повествование флешбэк, тандемное и нелинейное повествования. Также у студентов будет возможность создать несколько сцен по изученным концепциям, которые будут исполнены актерами и проанализированы преподавателем.
Накануне старта образовательной программы КиноПоиск пообщался с Полом и расспросил его о некоторых секретах сценарного искусства.
—
За последние десять лет сериалы поднялись на новый уровень — это касается и аудитории, и бюджета, и качества. Что, на ваш взгляд, послужило причиной таких изменений?
Сейчас у нас появилось больше телеканалов, следовательно, больше эфирного времени, которое нужно чем-то заполнять. И, значит, больше возможности привлечь к работе по-настоящему талантливых людей со свежими идеями. Некоторые сценаристы и актеры в последнее время предпочитают даже работать в сериалах, а не в полнометражных картинах, из-за более высокого уровня первых.
Что-то изменилось в технике написания сценариев за последние несколько лет?
Не думаю, что произошли какие-либо существенные изменения. Гениальный сценарий — это гениальный сценарий, без каких-либо рамок. Хотя за последние десять лет в некоторых картинах, например, в «Остаться в живых», можно было наблюдать несколько измененную структуру построения сюжета, меньше прямолинейных историй.
Вы не считаете, что сериалы составляют серьезную конкуренцию полнометражным картинам?
По сравнению с сериалами фильмы более дорогостоящие. А студии стремятся снимать картины, которые привлекут молодую аудиторию, подростков в основном. Причем для того чтобы проект окупился, необходимо, чтобы его посмотрели не один раз. По этой причине в основном снимают зрелищные блокбастеры, которые больше напоминают видеоигры, чем фильмы.
В некоторых сериалах, например, в том же «Остаться в живых», каждый эпизод заканчивается таким образом, что зритель непременно захочет посмотреть следующий. Существуют ли какие-то специальные законы для этого?
Да, эта техника называется cliff-hanger. По своей сути это захватывающая и интригующая история, которая удерживает внимание зрителя. И тут мы возвращаемся к эпохе немого кино. Люди ходили в кино ради 15-минутного сюжета, в котором были одни и те же герои. Каждая история была самостоятельной, но при этом оставляла пространство для продолжения. И зритель шел на следующей неделе в кинотеатр, чтобы увидеть продолжение. На телевидении до сих пор используют этот прием: заинтересовывают аудиторию, завершая серию на каком-нибудь драматическом моменте, и зритель с нетерпением ждет следующего эпизода, чтобы узнать, что же произойдет с героем дальше.
Существует ли принципиальная разница в подходах при написании сценария для сериала и полнометражного фильма? В отношении героев, истории?
Очень важный аспект для написания успешной истории — «арка героя». Так называют внутреннее развитие героя на протяжении всей истории. Например, в «Касабланке» в начале фильма вы видим персонажа Хамфри Богарта циничным и эгоистичным, он никому не помогает. Но после того как он влюбляется в героиню Ингрид Бергман, он в корне меняется. Становится самоотверженным борцом в войне с нацистами. Большинство персонажей любого истории меняются к концу фильма. А в сериалах каждый герой незначительно изменяется в течение пяти, а иногда и девяти сезонов.
Некоторым сериалам удалось продержаться в эфире 10 лет. В чем их секрет, по-вашему?
Мне сразу приходят на ум «Друзья» и «Чирс». Герои этих сериалов для многих зрителей стали членами семьи, друзьями. Ведь мы любим людей не за их безупречность, а за их недостатки, причуды и чудачества. Так же происходит и в жизни.
Как можно на протяжении длительного времени поддерживать интерес зрителя к герою? Существуют ли временные рамки для тех или иных изменений в истории?
На мой взгляд, существует два основных сюжета: истории-призраки и любовные истории. В первом случае речь идет о чем-то, что произошло в жизни героя и травмировало его. Это пробудило все его страхи и заставило надеть маску, чтобы защититься от враждебного окружающего мира. А цель истории — раскрыть этот персонаж, снять эту маску. И это пробуждает в зрителях сопереживание, потому что в герое мы узнаем себя. Попросту говоря, истории-призраки пробуждают наших собственных демонов и призраков: наши страхи, стыд, чувство вины, разбитое сердце — нашу темную сторону. Все те вещи, которые мы отрицаем или прячем, пытаемся отшутиться от них. Мы смотрим эти истории, потому что они помогают нам в тех или иных жизненных ситуациях.
С чего нужно начинать, когда приступаешь к сценарию?
Все зависит от автора. Каждый ищет вдохновения в разных источниках. Кто-то берет истории из жизни и трансформирует сырой материал в продуманный до мелочей сценарий. Кого-то вдохновляет место, где он побывал, и таким образом создаются некоторые персонажи. Тщательно продуманный герой — хорошее начало для интересной истории. Но все-таки главное — это зацепить зрителя эмоционально. А это возможно только в том случае, если ты сам отдаешься своей истории. В тот момент, когда ты начинаешь работать над сюжетом, он в свою очередь начинает работать на тебя. До тех пор, пока ты не закончишь работу. Когда ты за рулем, когда ты в душе, когда ты пытаешься заснуть. Стоит начать, и тебя не отпускает ни на секунду. Поэтому не стоит переживать о препятствиях. Просто нужно начать писать. Даже если вначале это выглядит совсем плохо. Прежде чем сделать что-то стоящее, придется многое переделать и переписать — такова работа сценариста.
Важно ли использовать личный опыт, когда пишешь сценарий? Или можно выдумать всю историю от начала до конца?
На этот вопрос невозможно ответить «да» или «нет». Любая история — это комбинация жизненного опыта и фантазии. Иногда личный опыт слишком болезненный, и тогда писатель включает воображение. Но в любом случае ты вкладываешь частичку себя в историю, даже если это спрятано между строк или в умах и сердцах твоих персонажей.
Как можете оценить уровень российских сериалов?
Я совсем недавно закончил работу над картиной «Дождь милосердия» и за время съемок бывал в России лишь наездами. И в моем отеле в Москве даже телевизора не было. Но я планирую рано или поздно выучить русский язык и тогда обязательно отвечу на ваш вопрос.
Может ли хороший сценарий гарантировать успех картины?
Определенно, нет. Хорошая история и сценарий — самое важное для отличного фильма, но ужасная актерская игра и неумелая работа режиссера могут все испортить.
Из каких стадий состоит ваше обучение?
Я стараюсь научить своих студентов писать истории, которые обладают мощной эмоциональной энергией. Очень многие писатели хотят быть умными. Но часто это желание все портит. Если включать только голову, то пропадает эмоциональная связь. А каким образом можно написать историю, которая заинтересует аудиторию во всем мире? С помощью человеческих эмоций. Судьбы, которые до глубины души трогают зрителя, достучавшись до наших переживаний, проблем, любви. Я проводил небольшой эксперимент по написанию историй, когда проводил курс лекций в Москве. И знаете, чьи работы оказались самыми интересными? Студентов в возрасте от 14 до 22 лет. Потому что они откровенны и эмоциональны. Они не боятся показаться ранимыми, честными и откровенными. Хочу сказать всем, кто хочет стать новым Тарантино: стремление быть крутым — погибель для творческих начинаний. Великие откровения — вот что срывает маски и обнажает истину, какой бы ужасной она ни была. Мне очень хочется, чтобы сценаристы увидели эти замечательные истории, написанные студентами. То, что я называю русской душой. Эти ребята дают надежду на будущее. Это прекрасно — видеть, как кто-то готов обнажить свою душу и рассказать свою историю миру.
—
Источник: kinopoisk.ru
Интервью
|
Запись в блоге
|
Запись в блоге
|