Вы здесь
Дневник Одесского Кинофестиваля (2010). День восьмой: Кира Муратова и Юрий Мамин
Сегодня был последний день показа конкурсной программы, а на киностудии желающие пообщались с одесситкой Кирой Муратовой и гостем из Москвы Юрием Маминым.
Завершают конкурсную программу 2 фильма, «Кондитер» и «Резина», после чего прошли очередные пресс-конференции участников, в ходе которых выяснилось, что обе картины, на заметку начинающим кинематографистам, снимались в очень короткие сроки - 18 и 14 дней соответственно. Обращу внимание, что многие участники фестиваля также выделились интересными деталями кинопроизводства: то фильм снимался 7 лет на минимальные деньги, то дополнительными съемками и монтажом занимался главный актер, то фильм оказывался первым серьезным опытом режиссера. Здесь также довольно любопытные нюансы съемочного процесса в кратчайшие сроки.
Организаторы, судя по программе фестиваля, довольно серьезно подошли к программе российского кино. Много новых фильмов привезли с соседней страны, причем вместе с продюсерами, режиссерами и актерами. По словам руководства, российская программа в кинотеатрах прошла на «ура».
Переедем на Киностудию. Сегодня в рамках культурной программы открыли Мемориальную доску Веры Холодной. Доску установили на стене павильона Одесской киностудии, где ранее работала сама Вера. Присутствующие устроили фотосессию.
В главном здании Киностудии сегодня проходили два мастер-класса: сперва в формате творческого вечера отвечала на вопросы одесский режиссер Кира Муратова, а затем с гостями общался режиссер и кинодеятель Юрий Мамин.
Кира Муратова живет и работает в Одессе, поэтому в зале кинотеатра чувствовала себя как дома. Заметив, что Кира сидит в ожидании без дела, поклонники быстренько подходили за автографами, и журналисты-фотографы к началу мероприятия уже перевыполнили план.
После приветственных речей Яна Юсима был показан ролик, который посвятили новому фильму Киры «Мелодия для шарманки». У фотографа съемочной группы накопилось много фоток, и он решил сделать слайд-шоу под музыку Земфиры. К сожалению, показ фотографий со съемочной площадки - это не столь зрелищно, и двадцатиминутный ролик утомил помимо зрителей и саму Киру. Хотя, на фоне игнорирования самого фильма в украинском кинопрокате, даже такой вариант пойдет для привлечения внимания к последней работе одесситки.
Затем последовали различные вопросы. Кира Муратова поговорила о вдохновении, вспомнили о Высоцком, о Михаиле Ямпольском с его книгой про Муратову. Также рассказала о мотивах своего желания в детстве стать режиссером.
«Тогда мне понравилось ощущение того, что я – инкогнито. Приятное щемящее таинственное чувство – я стою в центре, но меня никто не видит. Кино чем прелестно – я могу умереть, заболеть, исчезнуть, а фильм будет объективно существовать без меня. Никогда не соглашалась работать в театре, там все так преходяще, эфемерно… Мне не нравится театральная атмосфера, театральные интриги, необходимость каждый день встречать все тех же живых людей… И потом – режиссер ставит спектакль, а тот потом идет, идет и… разваливается. Кино прелестно!».
Рассуждали о влиянии кино и искусства на людей, об «эпатаже»:
«Я про эпатаж ничего не знаю, меня это не интересует вообще. Я никогда не стремилась кого-либо эпатировать. В искусстве важно быть честным, выразить себя, свое видение мира. Сумел заслонить реальность на момент восприятия – все получится, и зритель поверит в существование, например, Красной Шапочки… А другой опишет реальную историю, случившуюся с дядей Ваней, но ему не поверят. Может быть, потому, что не донес, как во время реального события скрипнула форточка, мяукнула кошка, а тетя Маня крикнула: «Ау!».
В зале сформировалась особая душевная атмосфера, для известного гостя собралась соответствующая публика, и Кира в свойственной ей манере вела беседу о прошлом и будущем, об искусстве и реальной жизни, о сценариях и других деталях киноискусства. Отмечу удивительную выдержку Киры Муратовой, сумевшей выстоять чрезмерную настырность некоторых фотографов, которые щелкали фотовспышками прямо перед ее носом.
В конце Кира Муратова обрадовала зрителей фразой, что не советует женщинам заниматься режиссурой. В общем, целевая аудитория Киры была безумно довольна увидеться с ней, а остальные, думаю, также сумели почерпнуть немало полезного и познавательного.
Завершать серию мастер-классов было доверено Юрию Мамину, который уже знаком одесскому зрителю как обладатель гран-при Одесского фестиваля в конце 80-х. И сегодня он согласился рассказать молодым кинематографистам и остальным гостям о «Монтажном мышлении».
Юрий сначала показал нарезку своих фильмов, чтобы поближе познакомиться со зрителями. Затем стал тонко затрагивать вопросы истории искусства, роль сновидений и фантазий в восприятии человеком, и подошел к вопросу отличия кинематографа от остальных искусств.
Отличие заключается в монтаже. Человек не рождается с монтажным чувством, примером является шок от просмотра «говорящей головы» для тех же туземцев. Монтажное мышление прививается со временем. Тут Юрий отмечает, что монтажное и поэтическое мышления - это два противоречащих друг другу процесса. Поэт воспевает неподвижные образы, тогда как монтажер должен продумать экспозицию (где, с кем, когда), а затем разворачивать повествование. При этом очень важно сохранять интригу в повествовании, заинтересовать зрителя.
Здесь Юрий Мамин рассказывает о 2 способах повествования на примере сюжета в деревне. В одном случае цепочка деревня-дорога-девушка-парень может отбить желание просмотра уже после осознания, что история разворачивается в деревне. Во втором случае можно вести зрителя в обратном направлении, раскрывая историю и ее детали постепенно.
«Пока он не поймет - он не уйдет», - объясняет режиссер мотивы потенциального зрителя. Любопытство движет им.
Далее Юрий отмечает два типа монтажного мышления: клиповое, с короткими нарезками, с быстрой сменой кадров, и внутрикадровый монтаж с плавной непрерывной работой камеры. Культура второго типа уходит, хотя именно внутрикадровый монтаж с замедленными длительными сценами позволяет погрузить зрителя в действо, сделать его сопричастным происходящему на экране. И сразу зрители на примере, по отрывкам из фильмов, узнали, о чем говорил Юрий Мамин.
Были разнообразные вопросы о съемочном процессе, о харизме актеров, об умении привлечь внимание зрителя. Напоследок, Юрий на вопрос о тематических учебниках отметил, что нужно учиться на опыте, как своем, так и чужом, просматривая лучшие фильмы и брать их как пример для подражания.
На этом образовательная составляющая Одесского кинофестиваля завершается. Надеюсь, даже те многочисленные юные актрисы, надеявшиеся на этих мастер-классах узнать секреты актерского мастерства, все-таки нашли для себя нужную информацию, а для кинематографистов разного профиля, уверен, было много чего полезного. Хочется верить, что это придаст импульс одесскому кинематографу, и среди нынешней аудитории найдутся и вырастут новые таланты.
Завтра для меня, как минимум, еще 2 интересных мероприятия, 2 круглых стола, посвященных освещению кино в СМИ и больной проблеме кинопроизводства в Одессе, а вечером пройдет церемония закрытия фестиваля.
—