Вы здесь

На анимационном небосклоне России вспыхнула новая звезда LA Studio

На анимационном небосклоне России вспыхнула новая звезда LA Studio

Еще в конце сентября состоялась пресс-конференция, посвященная открытию LA Studio, новой анимационной студии, направленной на создание 2D и 3D анимации, что является заслугой группы компаний «Люксор» и кинокомпании Argus International.

Известно, что на российском рынке явно не хватает анимационных проектов отечественного производства, лишь немногим компаниям удается конкурировать с голливудскими и европейскими студиями, что для современных реалий представляется не совсем правильным. А конкуренция – двигатель прогресса, она помогает создавать все более качественные фильмы. Таким образом, создание новой анимационной студии было неизбежным.

На базе новой компании планируется также создание школы мультипликаторов, в которой молодые специалисты будут постигать мастерство с привлеченными специалистами, которые достигли успеха в создании анимации в Европе и США.

Предполагается также взаимодействие с зарубежными кинокомпаниями.

LA Studio безусловно собирается использовать компьютерные технологии для 3D анимации, но не планирует исключать и рисованную мультипликацию. Основные проекты студии связаны с русским фольклором: сказками, былинами, легендами и пр.

Первый крупный проект, который запустила «LA Studio» - это полнометражный анимационный фильм «Руслан и…», по мотивам произведения А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», сценаристом которого выступил заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист Российской Федерации – Александр Митта. Режиссер – Ильина Татьяна Никитична. Продюсеры: Игорь Добровольский, Владимир Репин и Мэтт Геллер.

Ниже будет приведена информация, предоставленная на пресс-конференции Александром Миттой, Татьяной Ильиной, Игорем Добровольским и Владимиром Репиным.

Игорь Добровольский: Всем понятно, те студии, которые существуют, недостаточно заполняют рынок, и мы надеемся, что качество продуктов, которые мы будем поставлять рынку, будет обусловлено участием профессионалов, понимающим зачем они это делают и для кого. Главное использовать при этом правильные векторы для того, чтобы анимация была настоящей, история интересной, а самое главное - массовой. На сегодняшнем этапе мы не будем заниматься артхаусными проектами, мы будем направлены именно на создание коммерческой анимации: русским былинам, сказкам, легендам, понятным нашему зрителю историй.

Владимир Репин: Я действительно довольно долго занимаюсь анимацией, начиная с 1991 года. Все это время мы фактически независимо занимались производством. Из того, что известно, это, пожалуй, «Щелкунчик и мышиный король» 2004 года (вышел в кинопрокат в ряде стран). В 1999 году мы сделали совсем короткий пилот, минуты две, наобум послали в Нью-Йорк. Там он получил «Всемирную золотую медаль». После этого мы решили с найденным инвестором из Германии сделать полнометражный фильм.

В результате, картина собрала огромное количество различных призов, а также неплохую кассу. Кроме того, мы сделали несколько сериалов, например, «Иван и Митрофан», «Слондайк», достаточно много создавали авторской анимации, вот например наш фильм «Моя жизнь», совсем короткий 3-минутный, хотя фильм и был выпущен в 2001 году, он был распродан фактически по всем территориям, стал одним из лидеров фестивалей. Это пример, когда артхаусная анимация тоже может быть коммерческой.

Все это время мы действительно занимались производством и занимаемся до сих пор, в производстве сейчас находится два сериала: один по заказу канала «2Х2», другой по заказу компании RWS. Есть несколько проектов полнометражного кино, есть очень много интересных сценариев, в том числе по мировой классике, например, есть сценарий по Сервантесу, «Дон Кихот», написанный Вадимом Коростылевым, также сценарий по «Волшебной флейте», написанный Майклом Моррером. Возможно, если мы начнем совместную работу с компанией Люксор, может быть кроме русской темы мы захотим когда-нибудь прийти к тому, чтобы создавать полнометражные фильмы, сериалы по лучшим образцам мировой классики.

В 1991 году мы основали школу, который называется сейчас «Театрально-художественный колледж». Двадцать лет мы были практически единственной студией, которая серьезно занималась подготовкой кадров. По крайней мере с уверенностью могу утверждать половина аниматоров Москвы – это выпускники нашего еще тогда лицея.

Да, еще скажу о проекте «Руслан и…», действительно этот проект является моей продюсерской мечтой. Мы еще в 1999 году сняли небольшой пилот, как всегда хотели подготовить что-то интересное к какому-то очередному международному рынку, где хотели представить и представили этот проект. Но потом была совершенно несчастная история с нашим немецким инвестором, который собрал деньги, потерял их, можно сказать, одномоментно, и в общем фильм в то время не состоялся. Но поскольку тема неумирающая, мы пытаемся ее осуществить.

Александр Митта: У меня в этом проекте очень скромное место, я давно мечтал о таком фильме, но понимал, что режиссером в этом фильме мне уже не быть и просто изобразил свое представление о нем. Сценарий лежал довольно долго у меня, пока «Люксор» и «Аргус» им не заинтересовались. Лет 20 лет назад «Люксор» начал свою жизнь с того, что прокатал по России мой фильм «Затерянные в Сибири». «Руслан и…» выражает мою идею о том, что кино может выполнять сегодня свою социальную роль в качестве семейного фильма, в качестве некоего культурного проекта, который указывает на творчество великого гения. Я сам недавно закончил картину про двух российских художников, про Марка Шагала и Казимира Малевича, и я надеюсь представить ее публике. Когда родители и даже подростки смогут сходить на фильм и даже поспорить на тему искусства, на тему того, какова роль искусства в нашей жизни, тогда действительно можно будет сказать, что социальная роль того или иного проекта выполнена.. И в «Руслане и…» я вижу ту же самую перспективу. И то, что этот шефство над фильмом в свои руки берет Татьяна Ильина, действительно биография которой одна из самых уважаемых в российской анимации, это меня тоже наполняет надеждой и гордостью. В общем я рад в этой компании выполнить свою скромную, но достаточно старательную роль.

Татьяна Ильина: Такая временная пауза между задумкой проекта и его реализацией на мой взгляд играет положительную роль для запуска данного проекта, потому что за прошедшие с тех пор 13 лет, во-первых очень выросли возможности производства. Мы сейчас гораздо свободнее в самовыражении, появилось очень много интересных современных художников и аниматоров. Я это акцентирую, потому что очень часто в прессе звучат слова, что нет аниматоров. Это не правда, они есть и есть очень талантливые ребята с очень интересной техникой. Я это знаю, потому что преподаю во ВГИКе и у меня две мастерские, были еще выпуски, то есть о молодых кадрах на нашей студии я не волнуюсь, мало того, они очень хотят работать на таких проектах. Сейчас все наши денежные вливания в анимацию идут на авторские фильмы, студенческие фильмы и очень небольшое количество полнометражных проектов. Последних запускается на мой взгляд так мало, потому что это небыстрые деньги, это конкуренция и нехватка исполнителей. И это при том, что их как раз и не хватает в прокате, именно полнометражного анимационного кино в прокате дефицит, вдобавок присутствует жанровое однообразие. Незаполненных ниш на эту тему огромное количество и то, что сейчас возникает такая студия, то, что она готова делать фильмы, адресованные детям, подросткам, их бабушкам и дедушкам, папам и мамам во всем разнообразии при современных возможностях это прекрасно. Когда создавался пилот фильма, я тоже делала акварельные фоны, тоже сопереживала, тоже хотелось, чтобы это было реализовано.

Сейчас у нас появилась возможность поработать с актерской анимацией. Вот опыт работы на «Ку! Кин-дза-дзе» с Данелией доказал, что анимация может говорить и этим языком тоже, то есть рисованный персонаж может вести себя как полноценный актер. Наша отечественная продукция в большинстве своем сейчас своего рода клоунада, те каждый актер имеет свое амплуа и играет его железно от начала до конца, как театральная маска. Я считаю, что анимация вполне способна работать со сложным характером, с характером в развитии, с характером неоднозначным и интересным. Все это заложено у Пушкина, у него нет ни одного прямолинейного героя, они все сложные. Людмила нерафинированная красотка, она человек со своими капризами, особенностями, «примочками», и это очень важно для зрителя.
Хочется говорить честно и по-умному, ведь зритель у нас далеко не глупый. Поэтому мы хотим говорить с детьми как со взрослыми, а со взрослыми как с детьми, потому что это и есть богатство личности, его наполненность. Поэтому в фильме, я надеюсь, будет место и серьезным темам, которые волнуют многих, потому что у нас практически нет положительного героя. Мы постараемся работать в этом направлении, не будем изображать главного героя ни дураком, ни случайным победителем, он должен быть заслуженным. При той четкости сценария, который мы имеем, мы добавим к нему наши чисто анимационные наработки, то есть там будет много юмора, неожиданных поворотов. Очень хотелось бы справиться с этой задачей, так как этого все-таки очень ждет зритель. Тем более что современный опыт позволяет сочетать в одном проекте и 2D рисованную анимацию и 3D объемную анимацию, плюс это позволяет облегчить движение камеры в кадре. Что мы будем делать обязательно, так это большое количество спецэффектов, при этом стараясь сохранить всю плавность и глубину рисованной анимации. Я очень хочу, чтобы при студии была создана школа молодых аниматоров, которые будут частично привлечены из ВГИКа, частично с курсов. Я думаю мы будем принимать просто талантливых ребят, для начала они будут набираться опыта работы с нашими персонажами, а затем они уже примут участие во всех будущих проектах студии, потому что вливание молодых сил в кино оно очень продуктивно, оно двигает и студию вперед и не дает застояться некоторым доработкам.

Анимация сегодня – часть большого кино, в котором используются анимационные приемы и в монтаже, и в технологиях, и даже при работе с актером, в такой немножко более гротескной работе. Например, тот же «Аватар», что это? Игровое кино? Анимация? Что? Это кино. Анимация также активно перенимает приемы игрового кино, использует наработки игрового кино, его положительные качества. Это идет ей на пользу. Так что мы будем делать большое зрительское кино силами анимации.

Игорь Добровольский: Здесь действительно напомнили, 20 лет назад мы выпустили знаковый для нас фильм «Затерянный в Сибири». Это нестандартная история, потому что ни одна компания не решалась прокатать серьезную драму человеческой судьбы, которая была связана с Россией. Сегодня мы действительно готовы работать над анимацией, так как обладаем опытом работы с достаточно сильными проектами. Для нас это еще один шаг в развитии. Тем более возможен обмен опытом с нашими зарубежными партнерами как на удаленке, так и напрямую. Замечательна сама по себе возможность привлечения молодых специалистов: и художников, и монтажеров, и сценаристов, тех, кто имеет четкое представление о юморе. В России достаточно отличной литературы узнаваемой и любимой. Еще говоря о фильме, связанном с Шагалом и Малевичем, – великолепная работа, потрясающий круг взаимоотношений, одно дело, когда мы о них читали, другое дело, когда мы видим их оживленные образы.

Владимир Репин: Когда мы сделали пилот, прошу не судить его слишком строго, все-таки это давно делалось, у нас были поиски автора-сценариста. Прежде чем мы познакомились с Александром Наумовичем, в числе прочих был американский автор Майкл Морроу, написавший более 200 сценариев, в том числе более полутора десятков полнометражных анимационных сериалов. Он загорелся написать сценарий по «Руслану и Людмиле», перелопатив все, что есть на английском языке из русского фольклора. Для меня это было абсолютной новостью, оказывается существует 8 вариантов английского перевода «Руслана и Людмила». То, что он написал, довольно интересно, и, может быть, мы в процессе работы, шлифовки сценария, который у нас уже есть, какие-то идеи используем.

Что можно сказать о состоянии анимации в нашей стране? В последнее время действительно стало много сниматься и полнометражных фильмов, и сериалов, но, если сравнивать цифры по объемам производства в нашей стране и за рубежом. Например, возьмем Францию, там производится 300-400 часов анимации в год, у нас – порядка 20-30 часов. Это официальные данные. Я уже не говорю о Китае и Индии. В Китае производится примерно 1000 часов, на китайский рынок раньше невозможно было попасть с фильмами, сейчас двери немножко приоткрылись. Там существует настоящая индустрия, позволяющая зарабатывать немалые деньги на кино, ТВ и играх. Студии, которые существуют практически в каждом городе, в каждой провинции насчитывают сотни и даже иногда тысячи человек, чего у нас нет даже и в помине. Одна из задач, которые мы с Игорем ставим перед собой – создание серьезной компании, которая будет подходить к этому как с точки зрения творческой, так и с точки зрения производственной. Мы ставим целью создавать ощутимые объемы анимации как для ТВ, так и для большого экрана ежегодно.

Игорь Добровольский: Я еще добавлю, компания «Люксор» занимается дистрибьюцией достаточного количества анимационных программ и контактирует со студиями, которые производят фильмы. Зимой у нас был фильм «Гладиаторы Рима» (проект анимационной компании - создателей Winx), в следующем году у них также выйдет полнометражный фильм. Было бы интересно отладить с ними не только вопросы показа их фильмов, но и сотрудничать с их производственными отделами , в некоторых из них мы уже побывали. Также можно сказать о проекте «Комбо» и компании из ЮАР Triggerfish ( создателей «Замбезии» ). Мы связались с их производственными мастерскими, вполне возможно какие-то наши проекты они также будут поддерживать. Антонио Бандерас также представил собственный проект «Джастин и рыцари доблести», вполне вероятно и его привлечение. Такое сотрудничество сделает наш проект более профессиональным.

Что для вас в этом младенце наиболее важно? Ручки, ножки, сердце, душа? Судьба?

Александр Митта: «Руслан и Людмила» - это юношеский проект, юношеская поэма А.С.Пушкина. Что меня поразило. Вы наверняка знаете, что американское кино сейчас все время проверяет свои картины по теории Дж. Кэмпбелла «герой с тысячью лиц». Таким образом, модель мифа как бы накладывается на коммерческую картину, которую всегда можно довести до успеха. Так вот, Пушкин ничего об этом не зная, укладывает свое сочинение в эти 12 пунктов развития вечного мифа, и это дает огромный потенциал для того, чтобы все участники проекта, все, кто вкладывает в него что-то, были ориентированы на развитие авторской мысли, и при этом их фантазия и творческий потенциал был бы раскован. Над этим мы и хотим работать. Вечная история – вот, что должно интересовать каждого из нас.

Почему вы сказали, что уже не судьба быть режиссером данной картины?

Александр Митта: Потому что это огромная работа, анимация – это самое профессиональное занятие для режиссуры, где все разбито на секунды, где каждое движение имеет 1,2,3,4 план. Я с большим почтением отношусь к этой профессии, всю жизнь хотел это делать, но всегда работа в актерском кино отвлекала. Тогда я решил записать хотя бы на бумаге свои идеи.

Вы также неплохой художник, рисовали ли вы образы к «Руслану и…»?

Александр Митта: Конечно, они у меня нарисованы, но я не хочу навязывать никому свои идеи до конца. В работе аниматоров важно, чтобы импульс художника сохранялся от начала до конца, если это есть, тогда анимация живет, хотя над ней работают десятки людей.

Расскажите, пожалуйста, немножко о самой студии, где находится, как оборудована, сколько у вас работников? Как строится студийная работа?

Владимир Репин: В настоящее время студия больше работает как продюсерская компания. Мы работаем с аутсорсингом по территории всей страны и ближнего зарубежья. Мы инициируем проекты, мы создаем эти проекты творчески и размещаем исполнение там, где нам это интересно с точки зрения финансовой, с точки зрения творческой и производственной , собственно говоря, так работают практически все анимационные студии в мире. До 2005 года у нас был огромный состав, больше 200 человек на студии, но по большому счету это никому не нужно, потому что держать в штате в современных экономических условиях такое количество людей очень-очень сложно с продюсерской точки зрения. Сейчас наш офис находится (также как и с самого основания) на Старой Басманной улице. Если мы все-таки решим создавать разветвленную, требующую больших помещений студию с несколькими десятками человек, то, наверное, это будет уже другое, не столь дорогое место.

Что касается проекта «Руслан и…», здесь говорилось, что я был инициатором идеи, но это на самом деле далеко не так. Все, наверное, знают Василия Котеночкина, который тоже пытался это сделать, пытался создать героев, правда, до анимации вроде бы не дошло. И мы долгое время с Елизаветой Иосифовной Бабахиной, директором студии «Кристмас» за чашкой чая мечтали, как создадим это кино, но не сложилось, а потом она ушла и теперь мы заново все начинаем. Ни один фильм, сделанный нашей компанией не потерялся, их по-прежнему продолжают брать телеканалы, так что на это я в отличие от многих продюсеров пожаловаться не могу. Если фильм сделан так себе он не найдет прокатчика и не соберет кассу. Примеры полнометражных фильмов последних лет, сделанных московскими студиями об этом говорят совершенно четко, например, «Возвращение Буратино», который вышел довольно недавно. Там в первую очередь решались амбиции автора и фильм не позиционировался как зрительский, рассчитанный на успех, но понятно это далеко не единичный пример. Хотя совсем уж критиковать никого не хочется, всякое бывает.
Игорь Добровольский: Нет, не будем критиковать, но, когда это идет без связки с прокатчиком, без представления о том, что будет реально интересно зрителю, всегда будет возникать много вопросов. Мы пошли от обратного, не просто создаем проект, а потом будем его показывать. Будем работать на каждом этапе на построении, на том, чтобы это было интересно, и фильм посмотрело максимально большее количество людей. Поэтому мы как прокатчики и участвуем в этом проекте. Понятно, будет много споров, о том, что нужно для авторства, но самое главное, что стержень есть, есть сценарий, который в процессе будет дополнен шутками, диалогами, о чем уже было сказано. Процесс создания анимации – буквально рождение ребенка, но самое главное, что этот проект не должен находиться в отрыве от жизни.

Когда предполагается выпуск анимационного фильма?

Игорь Добровольский: Мы полагаем, что на это у нас уйдет порядка 2-ух лет, все будет дорабатываться, кардинально перерабатываться: изменение дизайна, хорошие краски и др.

Скажите, планируется ли написание песен, предназначенных специально для картины ? Кто станет композитором? Должны ли голоса современной анимации быть узнаваемы? И, если да, то почему в современной анимации озвучка идет одними и теми же актерами, которых мы практически не распознаем. Раньше, когда я смотрел мультфильмы, я всегда узнавал голоса актеров озвучения. Сейчас это или быстрый темп работы или несоответствие героя. В вашем фильме кто будет озвучивать Руслана и Людмилу?
Владимир Репин: Кастинга как такового мы пока еще не проводили. Я скажу об отношении нашей студии к голосам озвучения. Мы всегда стремимся приглашать тех, кто наиболее приятен зрителям. Например, в сериале про «Ивана и Митрофана» , у нас одну из ролей исполнил Михаил Ульянов, это была его единственная роль в анимационном кино. Помимо него там был серьезный ансамбль: Виктор Павлов, Леонид Куравлев, Евгений Стеблов. В общем целый ряд отечественных звезд. В основном малоизвестные люди участвуют в дубляжах сериальной продукции, к большим полнометражным, в т.ч. и к зарубежным фильмам привлекаются как правило люди с очень известными голосами. А уж если говорить об отечественной анимации и об опыте «Союзмультфильма», всегда стараемся работать с звездами.

Насчет «Руслана и …» с этой точки зрения мы пока еще думаем. Ролик, который мы создали еще 13 лет назад был озвучен музыкой Стравинского, почему-то тогда не захотели взять одно из произведений Глинки. Что касается настоящего, скорее всего это будет современная музыка. В последнее время наша студия активно работает с Алексеем Айги. У нас несколько лет назад вышел сериал «Аптекарь», по роману Владимира Орлова. Он написал для нас прекраснейшую музыку. К сожалению, этот фильм до сих пор не показан по ТВ, говорят, что полнометражная версия скоро выйдет. Если она выйдет, то вы увидите и услышите ее у Гордона в закрытом показе. Если продюсерский состав одобрит, то мы его пригласим. Я всегда за то, чтобы в фильме был хороший саундтрек. В том же «Щелкунчике» совершенно потрясающая песня звучит в финале, назвать это, конечно, полным серьезным саундтреком трудно, поскольку звучит только в самом конце, но она ушла в народ. И композитор регулярно сообщает как его на различных творческих встречах просят исполнить эту песню. Успех фильмов на самом деле часто зависит от музыкального ряда. Для меня самый классический пример –саундтреки к фильмам «Брат» и «Брат 2». Трудно, конечно, повторить такой успех и вряд ли это реально в анимационном кино, но посмотрим. Во всяком случае действительно хочется сделать что-то стоящее.

А планируется ли для каждого героя написать отдельную песню?

Владимир Репин: Мы будем над этим работать, но в этих целях надо привлекать безусловно талантливого музыкального продюсера, который сможет предложить концепцию такого музыкального решения. Помимо нашего собственного видения, хотелось бы еще мнение профессионала услышать, со многих сторон все это взвесить, точно будем привлекать хороших авторов и хороших исполнителей.

А что насчет бюджета?

Владимир Репин: Думаю, минимально $3,5 млн., а там уже будем смотреть, разгонять не будем, так как не хотим сделать это очередным памятником.

Игорь Добровольский: Понятное дело, мы хотим сделать проект, движимый историей, сиквел обязательно будет производиться параллельно, бюджет соответственно тоже будет расти. Понятно, что будет зарубежный прокат, так как те, с кем мы взаимодействуем в разных странах смотрели материал, они заинтересованы в том, что мы сейчас запускаем. Но на данном этапе все будет сделано не за такие большие деньги.

То есть сейчас речи еще о господдержке не идет? Финансирование будет осуществляться только из собственных средств?

Игорь Добровольский: Пока только из собственных средств. Но в дальнейшем, я думаю, все-таки будет и господдержка. Тем более, А.С. Пушкин это все-таки культурное наследие России. Я уверен, что поддержат, тем более собирается профессиональная команда. Сегодня у нас для отправных точек есть средства, все-таки есть возможность взять часть у банков, так как объединились две довольно крупные компании.

В марте я надеюсь мы представим уже для Фонда Кино усовершенствованный проект, чтобы у всех уже сложилось более полное представление.

Владимир Репин: Следующий год 2014 – юбилейный год для Пушкина, 215 лет, думаю, это тоже играет роль. Конечно, нельзя сказать, что мы приурочили фильм к этой дате, так как это было бы слишком поспешно, но, тем не менее, думаю, это тоже сыграет определенную роль.

Игорь Добровольский: Думаю, на сегодняшний день уже сформировалась группа людей, которых не обязательно опекать ежедневно. Хорошо, что мы все оказались готовы к реализации подобного проекта. Нам это очень нравится, тем более, что создаем мы это не просто для извлечения прибыли, а для детей. Вдобавок ко всему данный российский продукт есть где показывать.

Концепт-дизайн к анимационному пилоту «Руслан и…»
Почему название студии именно LA Studio?

Игорь Добровольский: Потому что «Люксор» и «Аргус», по первым буквам, звучит хорошо. С Лос-Анджелесом никак не связано.

В продюсерах значится Мэтт Геллер, расскажите о нем поподробнее, так как известно о нем совсем немного.
Игорь Добровольский: Сейчас он работает с Лоуренсом Гутерманом (известным режиссером таких проектов как “Кошки против собак”, «Муравьи») над проектом по Братьям Гримм. Как раз через него мы будем осуществлять коммуникацию наших художников с признанными мастерами, несмотря на то, что «Руслан и…» будет исключительно российским проектом.

Владимир Репин: На самом деле недавно была публикация в Hollywood Reporter, посвященная нашему проекту. Видимо они как-то об этом узнали, тем более, что в Лос-Анджелесе есть большая анимационная диаспора. На самом деле аниматоров из России там довольно много. Они не сидят без работы, несмотря на то, что рисованной анимации там практически не стало. Например, фактически весь подготовительный период «Маши и медведя» делается вот этими самыми «американскими русскими». Наверное, есть в этом что-то правильное, так как несмотря на талант и способности у наших ребят очень часто не достает дисциплины. Америка их чему-то видимо учит, они в срок могут делать работу, они не бегают со студии на студию, если у них подписан контракт. Возможно, мы этих людей из LA подключим к работе на студии LA.

Татьяна, вы сказали замечательную формулу: «Со взрослыми как с детьми, а с детьми как со взрослыми». А можете привести какой-то фрагмент из «Руслана и…», где мы увидим нечто подобное?»

Татьяна Ильина: На самом деле очень важен вопрос восприятия. Все-таки, когда ты говоришь со зрителем, то он считывает то, что он хочет увидеть. Взрослые видят свои проблемы, а ребенок свои. Например, сегодня мы заговорили как раз о Людмиле. Это как раз образ новой русской женщины, что даже у Пушкина заложено. Она очень современна, потому что в ней с одной стороны присутствует такая тотальная женственность, и при этом она активна, она с характером, имеет свою позицию, действует, не подчиняется обстоятельствам. Когда я говорила эту фразу, имелся ввиду элемент игры, потому что игра – это вообще основа жизни человека. Для ребенка – это проигрывание модели дальнейшей жизни, а для взрослого– это образ существования. Кино, естественно, часть игры, иллюзорный мир. Нам бы очень хотелось, чтобы игра была на уровне каждого зрителя, чтобы взрослым было нескучно, чтобы был повод вспомнить что-то или задуматься над чем-то, поностальгировать, а ребенку узнать для себя что-то новое и прекрасное. Дети ведь очень открытые, и они кушают ту кашу, которую им режиссер вкладывает ложкой в рот. В этом плане мы ответственны за будущее детишек, потому что они кушают все, что им дают. От этого такие серьезные требования к качеству пищи. Не хотелось бы, чтобы дети растеряли свои идеалы, которые по большому счету гибнут на глазах. К слову о сериале «Маша и медведь», одна знакомая девочка говорит: «Я хочу быть Машей, потому что она всегда все получает».

Я с детства мечтала снимать фильмы такие как были у А.А.Роу, многие из нас выросли на этих замечательных сказках, которых сейчас нет. Это пустая ниша, сквозной ветер. Мы пытаемся их найти в зарубежной продукции, в каких-то аналоговых намеках. Мне показалось, что тема «Руслана и Людмилы» хороша для начала работы над данным направлением. Даже когда вышел только пилот, я полагала, что наконец реализую свою мечту, но тогда это не состоялось, а сейчас я считаю это перстом судьбы. Так как за прошедший период уже появился какой-то опыт и режиссерский и временной по нагрузке, а сама сказка подкрепилась замечательным сценарием.

Александр Митта: У меня в прошлом был один фильм, который застрял в воображении целого поколения детей, хотя в СССР совсем не был принят – «Сказка странствий». Он весь был построен на атмосфере, на необычной среде. Герои погружались в один мир, во второй, в третий. Для меня было откровением, когда я в связи со своей преподавательской деятельностью столкнулся с большим количеством людей в возрасте 30 лет, которые называли ее сказкой своего детства. Поразить новое поколение детей (в самом лучшем значении этого слова) –хороший стимул.

Татьяна Ильина: Пожалуй, можно взять и «Ку!Кин-дза-дза». Просто за тот период пока фильм вышел, я успела повозить его по разным местам, в том числе и во ВГИКе его посмотрели; в Орленке, там есть такой фестиваль визуальных искусств, и, естественно, взрослая аудитория тоже его увидела. И это как раз тот самый пример, когда фильм можно смотреть в каждом возрасте по-разному. То есть ребенок какие-то вишенки выбирает, какие-то шуточки, ему могут показаться забавными или, наоборот, пугающими какие-то персонажи. Взрослый человек помимо вишенок еще пару слоев теста почувствует и оценит состав этого теста, качество кулинарного искусства повара, а кинокритик сравнит уже этот пирог с лучшими произведениями и скажет, что ему там не хватает перца, специй или чего-то еще.

Может, пример с «Ку!Кин-дза-дза» не очень уместен, так как все-таки присутствует другая тема. Но меня в свое время удивило, что Сельянов поставил возрастную категорию 6+ на «Ку!Кин-дза-дза» , на мой взгляд, фильм от этого пострадал, он шел только утром и днем. Когда допустим подростки, студенты и взрослые в кино не ходят, им это неудобно, а диски сейчас очень хорошо раскупаются. Это говорит о том, что аудитория была охвачена не вся, но, несмотря на это, дети 6-8-летние прекрасно смотрят. Они мне после просмотра задавали такие вопросы, которые даже мне как режиссеру в голову не приходили. Например, ко мне подошла девочка и спросила, почему в фильме так мало женщин. А в фильме действительно мало женщин. Я ответила, что Плюк планета безлюбовная, а женщина без любви существовать не может. Она спросила про Фитюльку. Я сказала, что Фитюлька мальчик. Мы с Данелией весь проект спорили, он хотел назвать Фитюль, а я настаивала что Фитюлька, а она вдруг посчитала, что Фитюлька девочка, странно… На что я сказала, что он в штанишках, без косичек, тогда почему же он девочка? А она мне ответила, что он же весь фильм несет любовь, и тут я попалась в собственные сети. Наверное, зритель в этом смысле точнее даже, чем автор, потому что интонация была как раз женская, потому что это единственный персонаж в фильме, который несет эту эмоцию любви. И дети смогли это разглядеть, а это маленький эпизодик, в фильме он занимает наверное 3,5 минуты из 90, появляется всего один раз, а запоминается больше всех. И вопросов по этому персонажу много, потому что это та самая положительная эмоция, тот глоток любви, который зритель просто жаждет.

Мы все время говорим о том, что все ужасно, что в первом фильме был лишь прогноз, а здесь уже все наверняка безвозвратно утеряно: мы не замечаем рядом живущего человека, мы его оцениваем по количеству ценностей в кармане. А ребенку важна надежда, светлая звезда, это как раз детский взгляд на взрослое кино, и я очень надеюсь, что взрослые люди увидят то, что желает увидеть ребенок. Хотим, чтобы в «Руслане и…» это тоже было так.

Темы: