Вы здесь
Ангелина Никонова: «Мы не на поверхности»
Микро-бюджетный фильм «Портрет в сумерках», снятый на фотоаппарат за 29 дней, с бывшим «гаишником» в главной роли, множеством потенциально скандальных сцен и реалистичных бытовых деталей, продолжает собирать награды на западных фестивалях и гневные рецензии дома.
18 ноября, в кинотеатре «Мир искусства», автор картины, Ангелина Никонова провела мастер-класс для начинающих режиссеров и честно ответила на все вопросы.
Об уважении
В начале встречи Ангелина коротко рассказала о своем обучении на курсе «filmmaking» в Нью-Йорке: «Один из преподавателей заставлял нас смотреть редкие фильмы, которые можно было найти только в его фильмотеке, а затем писать на них рецензии. Исключительно положительные. Такой подход воспитывает уважение к коллегам по цеху. В России уважения часто не хватает. Люди часто начинают разговор с авторами со слов: «К фильму у меня претензий нет…». Это странно».
Цитаты из жизни
Тема социального равнодушия, о котором Никонова несколько раз упоминала, отвечая на вопросы, раскрыта в фильме практически полностью. Возможно, эффект общей безысходности достигается, потому что фильм состоит из подсмотренных в жизни «цитат».
Например, накануне съемок, у Никоновой украли сумку, точно так же, как, впоследствии, у главной героини (в исполнении Ольги Дыховичной). Господа полицейские, по словам режиссера, фактически «подарили» ей сцену написания заявления об утере паспорта - одну из самых ярких в картине.
У каждого свои сумерки
Никонова несколько раз подчеркнула, что в ее планы не входило создавать «беспросветное кино». Тот факт, что некоторые зрители усмотрели в картине «портрет России в ее собственных сумерках» режиссера даже несколько удивил. «У каждого свои сумерки», - только и заметила Ангелина Никонова, пожимая плечами.
Европа
«Портрет в сумерках» - это, в первую очередь история любви очень разных мужчины и женщины. По словам режиссера, европейские зрители часто благодарят ее за «первый русский фильм, который они поняли». Их не отпугивает, не удивляет и не шокирует увиденная реальность. Западные зрители задают те же вопросы, что и отечественные, и только иногда шутят: «Российские турфирмы этот фильм НЕ финансировали, не так ли?!».
Две разгневанные женщины
По признанию режиссера, фильм «Портрет в сумерках» родился «из возмущения». Две женщины - Ангелина Никонова и Ольга Дыховичная, практически вытянули его на своих плечах, самостоятельно организовав не только съемки, но и прокат.
Встречаясь со зрителями на седьмой день официального проката фильма в Москве, Никонова назвала взаимоотношения с кинотеатрами «игрой без правил», и призналась, что преодолевать препятствия им с Ольгой, возможно, помогает текущая в жилах казачья кровь. «Мы обе были достаточно обозлены и готовы к борьбе. Поэтому, наверное, фильм и получился. Борьба помогает становиться изобретательнее, - добавила Никонова, - меня судьба вообще никогда особенно не баловала».
Об актерах
Изначально авторы предполагали рассказать историю отношений женщины и мужчины, намного младше ее. Однако когда Ангелина познакомилась с Сергеем Борисовым, кстати, бывшим сотрудником ГАИ, сценарий в очередной раз «перекроили».
Борисов оказался настолько убедителен и органичен в роли, что Никоновой пришлось максимально обострить противостояние между главными героями, специально акцентируя внимание на героине и не позволяя харизматичному «гаишнику» перетягивать одеяло на себя.
Судьба Сергея Борисова после «Портрета в сумерках» изменилась: ему то и дело предлагают новые роли в кино. По словам Ангелины, он «укушен» кино, но не испорчен им; а на вопросы в интервью Сергей Борисов по-прежнему отвечает, как и положено бывшему милиционеру: «С какой целью интересуетесь?».
Небуквальная жестокость
Жесткость, показанную в фильме, не стоит принимать буквально. По словам режиссера, картина наполнена образами и метафорами. В частности, в ответах Никоновой проскользнул намек на то, что изнасилование - это именно то, что делают сотрудники ГАИ и другие представители власти с людьми в России, причем практически ежедневно. «В фильме есть метафоры и символы. Мы не на поверхности» - подытожила Никонова.
—
Автор: Елена Глазкова
Смотрел где то полчаса, фильм не вызвал никаких особых эмоций, просто не верил тому, что происходило на экране, полный тупняк и картонный примитив. После того как показали какую то ссущую бабу понял, что мероприятие пора заканчивать. Не дам никакой оценки, ни положительной, ни отрицательной. Нечего оценивать - полный ноль.