Вы здесь
Мартин Скорсезе. "Интеллект всегда побеждает"
Фильм «Таксист» - драма о ветеране Вьетнама, не умеющем приспособиться к «нормальной» жизни, - не просто прославил 34 -летнего Мартина Скорсезе, он сделал из него культовую фигуру среди американской молодежи 70-х годов. По примеру главного героя (его сыграл Роберт Де Ниро) молодые люди считали за особый шик иметь в кармане пиджака «Магнум» 44-го калибра, даже если речь шла о невинной прогулке на танцы с девушкой. Повальная мода на «Таксиста» чуть было не стоила жизни… президенту США. Некто Джон Хинкли совершил покушение на Рейгана из любви к актрисе Джоди Фостер. Мартином Скорсезе занялось даже ФБР. Ему инкриминировали пропаганду насилия…
«Вообще-то я снимал историю об одиночестве человека, о стремлении к чистоте и справедливости, о необратимости греха… Но если получилось прославление насилия - простите меня, люди!» - так сказал в ответ на обвинение человек, который ненавидел кровопролитие с самого детства, потому что слишком часто видел его плоды…
Впервые Скорсезе увидел человека, лежавшего на мостовой с простреленной головой, в возрасте пяти лет. Семья Скорсезе жила в «Маленькой Италии» - самом криминальном квартале Манхэттена. Правда, родители Мартина - Чарлз и Кэтрин Скорсезе - были мирными людьми и ревностнейшими католиками. Марти рос нежным, впечатлительным ребенком. Соседские дети дразнили его Мистер Пилюля, ведь он непрерывно глотал какие-то таблетки. Болезни так и липли к нему: воспаления легких, гаймориты, аллергия и, наконец, тяжелейшая форма астмы, которой он страдал с трех лет. Марти считал, что он и вправду хуже всех, что быть таким, как он, стыдно. Сидя в одиночестве в своей комнате, он рисовал персонажей любимых фильмов - а Марти был страстным поклонником кино, - а потом начал сам придумывать героев и их приключения, причем он тщательно продумывал каждую сцену и расстановку «актеров». Он еще не знал, что эта забава называется режиссерской экспликацией.
Впрочем, сами мысли о кино юный Скорсезе считал греховными. Он вообще считал себя страшным грешником, ведь из-за болезни он несколько раз пропускал воскресную мессу. Единственный путь избежать адских мук - это целиком посвятить свою жизнь Богу. В 14 лет Скорсезе поступил в одну из нью-йоркских семинарий. И это человек, который через тридцать два года снимет скандальный фильм «Последнее искушение Христа», сюжет которого вызовет шок у всех христианских конфессий мира, включая Русскую православную церковь (вспомним хотя бы суд над НТВ, решившимся поставить фильм в эфир)! Но в те годы Скорсезе действительно хотел стать священником…
Однажды на одной из исповедей он признался своему духовнику, что всерьез помышляет… о самоубийстве! Пора избавить мир от такой греховной особы, как он! Стоит ему на улице увидеть изящную женскую фигуру, как его тотчас охватывают неблагочестивые мысли. Святой отец, принимавший исповедь, очень смеялся… Словом, со служением Богу ничего у Марти не получалось. Махнув на себя рукой, он решился посвятить жизнь кино.
Детство Мартина Скорсезе прошло в итальянских кварталах Нью-Йорка. И, надо думать, атмосфера его гангстерской драмы «Злые улицы» знакома ему не понаслышке. Скорсезе любит Нью-Йорк. Здесь в «маленькой Италии» Манхеттена он родился в ноябре 1942 года. Здесь учился в университете, снял свои первые короткометражные студенческие работы — «Что делает такая красивая девушка, как ты, в таком месте?» и «Это не только тебе, Мюррей». Один из самых известных его фильмов — мюзикл с Лайзой Минелли и Робертом Де Ниро называется «Нью-Йорк, Нью-Йорк»…
В своем творчестве Мартин Скорсезе не придерживается раз и навсегда выбранной жанрово-тематической линии. В жесткой, натуралистической манере сняты его фильмы «Злые улицы», «Таксист», «Бешеный бык» и «Хорошие парни». В легком комедийном стиле — «Король комедии» и «После работы». Он автор музыкальных фильмов «Нью-Йорк, Нью-Йорк» и «Последний вальс», камерной драмы о судьбе одинокой женщины «Алиса здесь больше не живет», неканонической трактовки библейских преданий «Последнее искушение Христа», «хичкоковского» триллера «Мыс страха». И наконец новая работа мастера «Век невинности» повествует о любовных интригах представителей высшего света Нью-Йорка 19-го столетия.
Иногда режиссер сам появляется в своих картинах в небольших ролях: его низкорослые персонажи с выразительными глазами всегда печальны, не особенно разговорчивы. Его любимый актер, несомненно, Роберт Де Ниро. Громкая международная слава пришла к ним практически одновременно — после выхода на экраны драмы «Таксист», получившей Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля. Для Скорсезе было чрезвычайно важно показать в этой картине, как в человеке может происходить трансформация синдрома насилия. Сначала — попытка забыть вьетнамский кошмар, который неотступно присутствует в сознании персонажа Де Ниро после его возвращения с войны. Затем — спонтанно возникшее желание убийства видного политического деятеля как извращенная реакция на отвергнутую любовь. И наконец — кровавый погром публичного дома, как бунт против символа всех пороков мира…
Неукротимый темперамент Скорсезе — он в порыве гнева крушит все, что попадается под руку — передался и персонажам его фильмов…
Неоднозначность, переменчивость, взрывчатая эмоциональность поступков свойственна и герою Де Ниро из «Нью-Йорка…». Используя традиционную схему бродвейского мюзикла о превращении певички из захудалого ресторанчика рождении в суперзвезду эстрады, Мартин Скорсезе попытался рассказать грустную, в сущности, историю о несбывшейся любви, о невозможности вернуть прошлое, о том, что за любой творческий успех надо платить самой дорогой ценой. Эти общечеловеческие истины режиссер проверил на самом себе, пройдя через горечь поражений, пристрастие к наркотикам, тяжелое заболевание-Скорсезе необыкновенно требователен к своим актерам. Роберт Де Ниро выглядит в «Нью-Йорке…» настолько реалистично, что невозможно поверить в то, что виртуозные партии на саксофоне за него исполняет кто-то другой: так музыкален и пластичен актер в каждом кадре. А для съемок драмы о профессиональном боксе «Бешеный бык» Мартин Скорсезе заставил Де Ниро… потолстеть чуть ли не на пуд и вновь добился впечатляющего результата: перед зрителями в итоге — достоверный образ мощного тяжеловеса, для которого все в жизни поставлено на карту ринга.
В «Короле комедии» Скорсезе создал яркий сатирический портрет те-ле-шоубизнеса, в заманчивый мир которого мечтают пробиться тысячи безвестных артистов и самоуверенных дилетантов. Но лучшей комедией Скорсезе стала, на мой взгляд, картина «После работы». В ней абсурдистский, сюрреалистический юмор как бы проецировался на сюжеты Хичкока, превосходно обыг-рывалась модная в 80-х годах ситуация «яппи в опасности» когда средний американец внезапно оказывается вне привычной ему системы жизненных координат). Фильм получился очень смешным, постановочно ярким, с отлично выполненными трюками и спецэффектами. Пародийно-эксцентрический дух картины великолепно сумели передать талантливые актеры Гриффин Дан и Розанна Аркетт. Быть может, Скорсезе удалось поставить одну из самых лучших комедий последнего десятилетия…
К слову, когда журнал «Америкэн филм» попросил 54 ведущих критиков выбрать лучшего режиссера 80-х годов, 33 из них, не сговариваясь, назвали Мартина Скорсезе (далее шли Вуди Аллен, Стивен Спилберг, Джонатан Дэмми, Дэвид Кроненберг, Джон Хьюстон, Билл Форсайт, Барри Левинсон, Оливер Стоун, Дэвид Линч, Стивен Фрирс, Роб Райнер и Фил Кауфман). Заметим, что за годы работы в кино Скорсезе не только накопил солидный творческий капитал, но и обзавелся внушительным личным багажом: четыре жены и две дочери.
После изящно поставленной драмы «Цвет денег» о двух бильярдистах (их роли сыграли Пол Ньюмен и Том Kpyз) Мартин Скорсезе снял фильм «Последнее искушение Христа», вызвавший небывалый скандал в религиозных кругах. Смелая трактовка образа Христа (У.Дэфо) как человека, лишенного мессианских черт, вызвала не только отторжение у зрителей-фанатиков, но и подтолкнула некоторых из них к террору. В адрес владельцев кинотеатров, где демонстрировалась картина Скорсезе, посыпались угрозы, в некоторых залах яростные защитники канонической христианской веры устроили поджоги…
Однако, несмотря ни на что, Скорсезе продолжает снимать кино.
В 1989 году вместе с Вуди Алленом и Фрэнсисом Копполой он поставил «Нью-Йоркские истории» (опять родное для режиссера название).
Впрочем, у Скорсезе крепкие нервы, ему не привыкать к неприятию тех или иных своих работ со стороны публики и критики. Одни увенчивают его фильмы почетными призами, другие обвиняют их во всех смертных грехах… И все же он был странно разочарован, когда его картину «Хорошие парни», единогласно признанную кинокритиками лучшей лентой года, не наградили «Оскаром». Но справедливости ради необходимо отметить, что эта гангстерская драма, безжалостно анатомирующая мир профессиональных убийц и наркодельцов, несомненно, грешит рядом серьезных недостатков, главный из которых — необычайная затянутость. А в 1991 году на экраны Америки вышел его «звездный » римейк — «Мыс страха», где кроме Роберта Де Ниро сыграли Ник Нолт и Джессика Лэнг. Это была первая картина с непривычно высоким для Скорсезе бюджетом в 34 млн. долларов и первый по-настоящему солидный коммерческий успех — 80 млн. долларов. Любопытно, что Скорсезе три раза читал сценарий и каждый раз категорически отвергал его. И лишь когда Спилберг, владевший правами на постановку фильма, разрешил режиссеру самому переписать сценарий, Скорсезе с готовностью согласился, поскольку риск и авантюра — его стихия.
Придав «Мысу страха» фрейдистские мотивы, Скорсезе одновременно удалось создать напряженную атмосферу саспенса. Герой Де Ниро с отчаянием бешеного быка жестоко мстит адвокату (Ник Нолт) и его семье… Сколько в этой истории темперамента, энергии, подлинной страсти! При этом Скорсезе и Де Ниро создают на экране не однобоко негативный образ грязного и мерзкого негодяя, но показывают глубоко несчастного человека, которого временами, вопреки его дьявольской жестокости и хитрости, становится жалко…
«Мыс страха» — отличный психологический триллер, достойный великих хичкоковских традиций, в котором однако проступают (пусть в трансформированном виде) излюбленные мотивы режиссера (католицизм и насилие, предательство и долг, вина и искупление, самоутверждение, сопровождающееся навязчивой манией). Словом, мастер остается верен себе.
—
У него – удивительная судьба. С детства Мартина мучила астма, поэтому он, в отличие от своих нью-йоркских сверстников, не гонял мяч, не был членом уличных банд, а все свое свободное время проводил в кинотеатрах. После окончания школы Скорсезе поступает в Нью-Йоркский Университет на отделение кино. Его студенческие работы привлекают внимание знаменитого продюсера малобюджетных фильмов Роджера Кормана, и он дает Мартину деньги для съемок его первых картин. Одним из главных героев фильмов режиссера становится его родной город, Нью-Йорк. Город полный противоречий, которые нашли свое отражение в творчестве Мартина Скорсезе.
- Я думаю, что противоречие… Противоречие – это конфликт между жестокостью и отказом от жестокости. И я думаю, что для меня этот конфликт родился там, где я вырос, где я учился жизни. Жизнь я узнавал на улицах. Это сделало меня сильным, помогло развить интеллект. Интеллект, на самом деле, всегда побеждает. Но в то же время меня учили, что отказ от жестокости, сострадание и любовь являются путем к спасению человеческих особей. Это единственный способ выжить. И на самом деле, это истинная природа человека – сострадать и любить. Это крайне трудно в сегодняшнем мире. Точнее, всегда было трудно. Возникают такие вопросы: что на самом деле является основой бытия? Что находится в «сердцевине» человеческой души? Жестокость или отказ от жестокости?
На сегодняшний день имя Мартина Скорсезе стоит в одном ряду с именами Сидни Поллака, Стэнли Кубрика, Роберта Олтмана и других – немногих – режиссеров, представляющих кинематографическую элиту Америки. Но вот парадокс! Ни разу Мартин Скорсезе не получал высшей кинонаграды своей Родины. Он номинировался на «Оскар» пять раз, но всякий раз награда уплывала из его рук. К счастью, за границей режиссер признан больше. Скорсезе дважды был удостоен «Золотого льва» в Венеции, дважды держал в руках «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Может быть именно поэтому Мартин Скорсезе и любит международные кинофестивали.
- Я думаю, что особенно важным для фестивалей является развитие и поощрение новых талантов. Талантов мирового масштаба. Вот почему я могу сказать, что международные фестивали более важны, чем фестивали, проходящие внутри страны. Эти фестивали позволяют миру узнать о том, что существуют новые течения: например, новое китайское кино, или немецкое кино, или что-то подобное. Такие фестивали на самом деле создают новые личности.