Вы здесь
Газета "Ведомости". Из одних рук
Получать государственные деньги и из кинофонда, и из бюджета Министерства культуры лидеры отечественной киноиндустрии больше не смогут. Правительство это напрямую запретило.
Кинофонд не может использовать свои деньги на поддержку фильмов, на которые уже были выделены субсидии Минкультуры, указано в постановлении правительства о правилах финансирования кинематографии в 2011 г., вступившем в силу в начале января. Прежде официального запрета на это не было, что позволило нескольким кинокомпаниям получить деньги одновременно и в фонде, и в Минкультуры, объяснил заместитель исполнительного директора кинофонда Дмитрий Руженцев.
В прошлом году правительство изменило порядок госфинансирования кино: вместо того чтобы выделять деньги на отдельные фильмы через Минкультуры, средства (в 2010 и 2011 гг. — по 2 млрд руб.) через Фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии распределяются между продюсерскими компаниями — лидерами индустрии. Всего их восемь — СТВ, «Дирекция кино», «Тритэ», «Централ партнершип», «Профит», Art Pictures, «Базелевс» и «Рекун» (каждая компания получает по 250 млн руб., а затем защищает в фонде список фильмов, на которые потратит деньги). Кроме того, около 1,38 млрд руб. в 2010 г. осталось у Минкультуры: эти деньги распределялись по конкурсу между так называемыми авторскими фильмами, картинами режиссеров-дебютантов, мультфильмами и т. д. В этом году министерство сможет распределить между создателями конкретных фильмов 770 млн руб.
Часть именно этих денег Минкультуры и получили «лидеры». Например, производство нескольких фильмов было профинансировано из госбюджета через Минкультуры еще в 2009 г., а фонд выделил, не зная этого, им деньги на прокат, объяснял прежде исполнительный директор фонда Сергей Толстиков (назвать эти фильмы он отказался). Несколько продюсеров, по его словам, подали заявки одновременно и в фонд, и в Минкультуры уже в 2010 г. Но официально запретить этого делать кинокомпаниям-лидерам чиновники не могли, поэтому были даны рекомендации, рассказывал Толстиков. С другой стороны, указывает Руженцев, из-за такого неформального запрета «Базелевс», к примеру, не смог получить деньги ни в фонде, ни в Минкультуры на поддержку мультфильмов: фонд имел право выделять средства только на массовое кино. Теперь в правила внесены изменения и фонд сможет тратить деньги на массовую анимацию, говорит он, поэтому, вполне вероятно, «Базелевс» подаст новую заявку. Исполнительный директор «Базелевса» Никита Трынкин это подтвердил.
Продюсеры не слишком довольны новым запретом. «С одной стороны, все по-человечески понятно, с другой — какая-то советская логика: по два в руки не давать», — говорит основатель продюсерской компании СТВ Сергей Сельянов. «Дочь самурая», фильм производства СТВ, — один из тех, что получил поддержку и в Минкультуры, и в кинофонде. В кризис зависимость продюсеров от госденег выросла, рассуждает он, и пока «легче не стало», а теперь любая кинокомпания, которая получила деньги в Минкультуры и которой нужны дополнительные средства на съемки, не сможет обратиться к «лидерам» и сделать совместный проект с ними. Возможности для финансирования всей отрасли сужаются, согласен другой продюсер. Руководитель еще одного «лидера» считает, что теперь крупнейшие кинокомпании отрезаны от авторского кино, которое осталось за Минкультуры.
Получить комментарий в Минкультуры в пятницу не удалось.
—
Источник: vedomosti.ru