Вы здесь

История кино / Часть 17: 50-е годы. Широкий экран, стерео, преобразования

История кино / Часть 17: 50-е годы. Широкий экран, стерео, преобразования

Широкоэкранное кино

В 1950-е годы телевидение могло позабавить публику лишь черно-белым изображением на маленьком экране. Так что кинобоссы пришли к вполне естественному выводу, что можно вернуть зрителей в кинотеатры, предложив им красочное широкоэкранное зрелище, да еще и со стереофоническим звуком.

Технология широкоэкранного проецирования разрабатывалась еще в 1920-е годы. Среди первых систем такого рода было и «Поливидение», созданное Абелем Гансом. Однако первой широкоэкранной системой в 1950-е годы стала «Синерама». Первоначально она применялась для обучения авиационных стрелков во время второй мировой войны.

«Синерама» создавала более широкое изображение на экране, снимая каждый эпизод тремя кинокамерами, установленными в трех различных точках. Эти камеры образовывали правильную дугу и включались в работу синхронно. Затем три кинопленки проецировались на широкий полукруглый экран тремя проекторами, что позволяло получать изображение в шесть раз крупнее стандартного. Публика, смотревшая такие картины, как «Это «Синерама» (1952), не только помещалась как бы в самый центр действия, но и словно испытывала те же ощущения, что и персонажи на экране.

«Синерама» пользовалась большой популярностью у зрителей, однако она не нашла широкого применения из-за чрезмерной дороговизны и немалых затрат времени на съемку. Следующим, причем неудачным, экспериментом киностудий стало стереоскопическое кино . Затем они обратились к системе «Синемаскоп», дававшей изображение вдвое шире обычного и к тому же снабженной стереозвуком. Она также изначально разрабатывалась в военных целях для танковых перископов. «Синемаскоп» позволял втиснуть более широкое изображение в стандартную 35-миллиметровую кинопленку. Кинопроектор оборудовался специальным объективом, который как бы растягивал изображение, проецируя его на изогнутый экран.

Первой картиной, снятой с помощью подобной технологии, стало историческое полотно из истории Древнего Рима «Тога» (1953) Генри Костера. Ее успех превзошел все ожидания, и в течение двух лет большинство кинотеатров на Западе были переоборудованы под широкоэкранное кино. Вскоре появился и ряд новых систем. К примеру, независимый продюсер Майк Тодд использовал при съемках мюзикла «Оклахома!» (1955) систему «Тодд-АО». В ней применялись широкоугольные объективы и пленка шириной 70 мм. Однако к 1960 году все киностудии переключились на систему «Панавижн», дававшую более четкое и яркое изображение, чем все прочие широкоэкранные системы.

Синерама - широкий экран

Стерео

Еще такие пионеры кинематографии, как Уильям Фриз-Грин и братья Люмьер, экспериментировали со стереоскопическим, или трехмерным, изображением на киноэкране. Они изобрели системы, с помощью которых две кинопленки, окрашенные в красный и сине-зеленый цвета, одновременно проецировались на экран для просмотра через специальные очки с аналогично окрашенными стеклами.

Первый стереоскопический игровой фильм - «Сила любви» - был выпущен в 1922 году в черно-белом варианте. В 1930-е годы были изобретены поляризационные светофильтры, позволявшие контролировать количество света, попадающего на кинопленку. Это дало возможность приступить к экспериментам с цветным стереоскопическим кино, одновременно осуществлявшимся в Германии и Италии.

Но масштабное использование стереоскопического кино началось лишь в 1950-е годы, когда Голливуд искал способы вернуть зрителя. Картина Арча Оболера «Дьявол Бована» стала одной из первых лент, выпущенных крупными киностудиями в 1952-1954 годы. Большинство из них были приключенческими и потрясали публику тем, что создавали иллюзию, будто пылающие стрелы, прыгающие животные, потерявшие управление поезда и брошенные булыжники движутся с экрана прямо в зрительный зал. К сожалению, специальные очки, необходимые для просмотра стереофильмов, причиняли зрителям немало неудобств, и со временем посещаемость таких сеансов резко упала. Попытка оживить интерес к стереокино была вновь предпринята в 1995 году, когда остроприключенческий фильм «Крылья отваги» был показан в 120 кинотеатрах по всему миру.

Широкоэкранные эпопеи

Главным оружием Голливуда в борьбе с телевидением стали широкоэкранные эпопеи. Начиная с картины Кинга Видора «Война и мир» (1956) был выпущен ряд так называемых «блокбастеров», фильмов, изобилующих дорогостоящими декорациями, роскошными костюмами, звездными составами исполнителей, а зачастую и тысячами статистов. Теперь картины всех жанров делались только в широкоформатном варианте. Но больше всего киностудии гордились историческими мелодрамами, действие которых разворачивалось в библейские или античные времена. Считалось, что именно такие фильмы наглядно демонстрировали преимущества большого экрана перед телевизионным. Поначалу такие ленты привлекали внимание публики, особенно после того, как «Бен Гур» Уильяма Уайлера (1959) удостоился 11 «Оскаров». Однако спустя три года от грандиозных постановок пришлось отказаться, после того как «Клеопатру» Джозефа Л.Манкиевича - на тот момент самый дорогостоящий фильм (43 миллиона долларов) - постигла оглушительная неудача.

Режиссеры в роли авторов

Вскоре кинематографисты обнаружили, что широкий экран дает им возможность в одном кадре совмещать персонажей и то, что их окружает. Теперь при помощи глубокофокусного метода съемки они могли снимать сцены более длинными планами. Некоторые критики полагали, что действие от этого выглядит реалистичнее. Среди них выделялся французский критик Андре Базен, называвший новый метод широкоэкранной мизансценой.

Коллегу Базена - Франсуа Трюффо особенно впечатлило то, как этот метод съемки применили голливудские режиссеры Винсент Миннелли, Николас Рей и Дуглас СTрк. Трюффо был поглощен идеей о том, что режиссер должен пользоваться кинокамерой, как писатель пером, максимально полно выражая свой личный подход к затрагиваемой теме.

В число режиссеров, являвшихся, по мнению Трюффо, подлинными авторами своих работ, входили Жан Виго, Фриц Ланг, Жан Ренуар, Роберто Росселлини и Хоуард Хоукс.

Король кинотрюков

В отчаянной попытке превратить просмотр кинофильма в незабываемое для зрителя событие режиссеры прибегали ко всевозможным ухищрениям. В их числе были и эксперименты с «пахнущим» кино. Картина «За стеной» (1959) демонстрировалась при помощи системы «Аромарама», когда зрительный зал через систему кондиционирования воздуха наполнялся запахами, сочетавшимися с действием на экране. На следующий год вышел фильм «Аромат тайны», в котором применялась система «Смелл-о-Вижн» («запаховидение»). Здесь запахи воспроизводились с помощью насосов, установленных между креслами. Более свежим примером такого рода может служить картина Джона Уотерса «Полиэфир» (1981), во время которой зрители могли ощущать различные запахи благодаря специальным пахучим карточкам «Одорама». И все же истинным королем кинотрюков был режиссер Уильям Касл. Он специализировался на всякого рода мистификациях наподобие трюка «эмерго», в ходе которого над головами зрителей, смотревших фильм «Дом на холме Призраков» (1959), проплывал громадный пластмассовый скелет, крепившийся на множестве проводов. Позднее в том же году он изобрел систему «Персепто», которая с помощью зуммеров, прикрепленных к сиденьям, периодически ударяла зрителей электрическим током, пока они смотрелц картину «Тинглер». В 1993 году Джо Дэнт воспроизвел оригинальный стиль Касла и некоторые из его трюков в фильме «Утренник».

Конец эпохи

К концу 1950-х годов Голливуд изменился до неузнаваемости. На смену «киномоголам» пришли администраторы крупных деловых корпораций. В течение последующих 30 лет все голливудские студии утратили свою независимость и вошли в состав тех или иных транснациональных кинокомпаний. В результате коммерческий успех стал цениться намного больше, чем кинематографическое творчество. Голливуд остался столицей мирового кино, но самые смелые и новаторские картины отныне снимались в Европе.

И все же его любимым автором оставался Алфред Хичкок. Хичкок всегда лично появлялся в каждой из своих картин, как бы ставя на них свою подпись. В таких лентах, как «Окно во двор» (1954), «Головокружение» (1958) и «Психо» (1960), он создал собственный неповторимый мир. В этом мире самые обычные вещи вдруг начинали источать страх, а ни о чем не подозревающие люди помимо своей воли вовлекались в жуткие тайны и преступления.

Taxonomy upgrade extras: 
Groups audience: