Вы здесь

Фестивальные заметки / Berlinale Talent Campus #8

Фестивальные заметки / Berlinale Talent Campus #8

Сегодня открывается Берлинале, Берлинский Кинофестиваль, а вместе с ним стартует один из известных молодежных образовательных кинофорумов - Berlinale Talent Campus #9, Кампус молодых кинематографистов со всего мира. Один из участников прошлогоднего Берлинале, Иван Лопатин, делится своими впечатлениями.

Отчет о поездке на Берлинский кинофестиваль

Побывал в этом году на Берлинском кинофестивале, получил массу впечатлений! Был впервые. Последние несколько лет в рамках основного конкурса Berlinale проходит параллельная программа - кампус молодых талантов, организаторы приглашают лучших молодых профессионалов кино со всего мира и занимаются их обучением. В этом году было 350 режиссеров, продюсеров, сценаристов, операторов и актеров из 95 стран мира. Я представлял Россию. Это что-то потрясающее! Но обо всем по-порядку.

Кампус проходил в восьмой раз, продолжался 5 дней с 13 по 18 февраля. Заявки на участие принимали еще летом. Для подачи документов необходимо было иметь опыт работы в кино - готовые фильмы и проекты на будущее, делаешь презентацию на английском языке, отвечаешь на некоторые вопросы и ждешь. Прошло несколько месяцев прежде, чем они сообщили мне ответ. Я уже совершенно забыл, что подавал заявку. Как вдруг, мне на e-mail приходит приглашение в Берлин и это была потрясающая новость! Оказывается, было подано около 5000 заявок со всего мира и взяли всего 350 человек. 3 человека представляли Россию. Помимо меня, это были два оператора из Питера, как после оказалось - муж с женой.

Немцы очень пунктуальные и обязательные. У них все продумано до последней мелочи. Например, у меня было 5 дедлайнов по регистрации - по визе, по бронированию отеля, по билетам, по аккредитации и по возврату денег за самолет. Все очень четко. Ты сразу понимаешь, что лучше не рисковать с этим, иначе можно пролететь.

Есть интернет-ресурс, на котором можно посмотреть всех участников - http://www.berlinale-talentcampus.de/
Регистрация на этом сайте проходит задолго до начала фестиваля. Ты уже знаешь с кем ты хочешь встретиться и поговорить, какие проекты обсудить. Участники размещают свои готовые работы, будущие проекты, персональные сайты, информацию о себе, цели и задачи участия на фестивале и в кинематографической жизни. Информация переполняет тебя, ты не знаешь кто тебе нужен, ты в замешательстве. Каждый личность и каждый по-своему интересен. Но ты еще не понимаешь весь кайф, ты еще не в Берлине. Ты у себя в стране, дома, и ты не веришь, что все действительно так. А оказывается все в десятки раз круче.

Прилетев за пару дней до начала основной программы кампуса, ты вникаешь в механизм Берлинского кинофестиваля. Это действительно огромная махина, которая раскручена настолько сильно, что многое тебя шокирует, ты не понимаешь и пока не знаешь как это все работает. Но постепенно приходит ясность. Наш Московский кинофестиваль кажется маленьким ребенком в сравнении с Берлинским дедушкой. Программа фестиваля настолько обширна и объемна, что ты не знаешь куда пойти, а хочется везде успеть. Около 50 мест в Берлине, где может одновременно проходить фестиваль. Десятки кинозалов с премьерами, лучшие мастер-классы и обучающие программы, международный кинорынок, питчинги проектов, программа нашего кампуса и многое другое. Постоянно ты находишься перед огромным выбором - куда пойти? И ты не один, рядом другие 350 талантов, которые хотят с тобой пообщаться. Погружаться некогда, ты просто берешь и делаешь. Тебя захлестывает волна, но ты пытаешься устоять на ногах. Я думал, что разомнусь в английском за пару дней, но не вышло, пришлось сразу и много говорить, знакомиться и участвовать во всех программах.

Как мне кажется, одно из наиболее удачных мероприятий - Global Speed Matching. Это когда собираются все участники, садятся напротив друг друга и есть всего 3 минуты, чтобы познакомиться, рассказать о себе и будущих проектах и обменяться визитками. После этого раздается гудок, по которому ты должен пересесть на соседний стул, чтобы общаться с новым участником. Практика в языке великолепная) Ну и, конечно, коммуникация с 30 талантами за 1,5 часа. За 3 минуты оказывается можно подружиться и после этого постоянно общаться. Все настроены на результат, поэтому никакой закрытости, которая присуща русским, нет. Все открыты, встречают с улыбкой, стараются понять, если ты говоришь с акцентом. Если кто-то тебя заинтересовал, то после питчинга ты спокойно общаешься с этим коллегой.

Berlinale Talent Campus #8 - Global Speed Matching

Вообще, программа продумана до мелочей. Если ты продюсер, то есть специальные занятия по продюсированию с экспертами, которых ты сам выберешь. Если ты композитор, то есть возможность поучаствовать в конкурсе на лучшую музыку для одного и того же эпизода фильма. Причем музыку можно записать прямо там, с живыми музыкантами. Победитель получает возможность записи своего симфонического произведения на музыкальной студии в Голливуде. Если ты режиссер или монтажер, то есть возможность перемонтировать свой последний фильм со специалистами высшего класса. Например, в этом году был монтажер «Миллионера из трущоб». Я общался с мексиканкой, которая привезла, как она считала, готовый фильм. Изначально продолжительность была 18 минут, после работы с мастером в течении 5 дней, она сократила фильм до 13 минут. Куда делись 5 минут?! Непонятно, но она в целом очень довольна результатом! Если ты сценарист, то отдельная программа по написанию сценариев по американской технологии. Если ты режиссер или оператор, то есть практические занятия - съемки небольших сюжетов с профессиональными актерами.

Berlinale Talent Campus #8

Если ты документалист, то существует огромная программа DOC. И если ты актер, то с тобой занимаются профессиональные педагоги, и вы ставите актерские номера на сцене. Всем есть чем заняться. При этом одновременно с локальными специализированными программами проходит основная - лекции и встречи с известными профессионалами. В этом году это были около 150 признанных кинематографистов - продюсер Майкл Медовой («Shutter Island», «The people vs happy flynt», «U-turn», «The thin red line», «The 6th day»), режиссер Стивен Фрирз («Королева» / «The Queen»), дизайнер и архитектор Сэр Кен Адам, режиссер и актер Гаэль Гарсиа Берналь («Пределы контроля», «Прошлое», «Слепота»), композитор Александр Деспла («Бесподобный мистер Фокс», «Джули и Джулия: готовим счастье по рецепту», «Загадочная история Бенджамина Баттона» , «Коко до Шанель», «Ларго Винч: начало», «Пророк», «Сумерки. Сага. Новолуние»), оператор Кристиан Бергер («Белая лента» / «The White Ribbon»), режиссер Клер Дени («Белая материя» / «White Material»), режиссер Еджи Ямада («О ее брает» / «About Her Brother», фильм закрытия Берлинале), режиссер Том Тыквер («Интернэшнл» / «The International») и многие другие.

Berlinale Talent Campus #8

Помимо интенсивных занятий в дневное время, вечерами активная программа продолжается, только не в лекционных залах, а на интернациональных вечеринках. Ежедневно вечером Берлин захлестывает огромная волна всевозможных party. Каждая страна устраивает свою местную вечеринку: американская, мексиканская, немецкая, украинская, русская и многие другие. Народ плавно перетекает с одной вечеринки на другую. И это хорошее время для знакомства с потенциальными партнерами.

Хочу отметить, что статус России за рубежом очень низок. Главное, отдавать себе в этом отчет и не обманываться. Это факт и нужно это признать, чтобы измениться к лучшему. Россию не воспринимают серьезно и это очень печально. Из-за наших политических игр страдает статус. Да и по-большому счету, разве можно гордиться российским кинематографом сейчас?! За границей никого не знают кроме Тарковского, а из современников только Сокурова и его «Ковчег», который даже многие до конца не смогли досмотреть, но при этом говорят, что круто, снято одним кадром… Печально.

Многие участники ко мне подходили и интересовались: а где вы берете деньги на кино? Мы не знаем ни одного российского фонда?!

Я, конечно, рассказывал о частных инвестициях и государственной поддержке, но вы прекрасно знаете как это все нелегко получить. А куда еще идти за деньгами? Оказывается весь мир живет по-другому. В развитых странах существует огромная поддержка кинематографа. Люди поняли, что кино играет гораздо большую роль в политических и экономических вопросах, нежели другие мероприятия. В одной Германии есть семь огромных, на государственном уровне, фондов, которые поддерживают кино, а также огромное количество локальных и муниципальных фондов. Многие поддерживают короткометражное кино, анимацию, документалистику и т.д. Ежегодно выделяют бюджет. Если отказали в Германии, то можно обратиться к другим странам. Огромное количество путей!

Berlinale Talent Campus #8

Одна француженка рассказала, что деньги найти не проблема, главное - нужна хорошая история. И без коррупции и откатов ты получишь возможность снимать свой фильм.

Огромная поддержка не только на стадии производства фильма, но и в пост-продакшене или в прокате. Выделяют финансирование на промоушен картины на международных кинорынках, где ты можешь найти потенциальных покупателей и заработать на свой будущий фильм.

Иван Лопатин

8 апреля 2010

Иван Лопатин - Продюсер компании «Leevandia-entertainment», занимающейся производством полнометражных и короткометражных художественных фильмов, документального кино, а также презентационных и имиджевых фильмов.

Одним из направлений деятельности также является оказание услуг по продвижению российского кино на международных кинофестивалях.

Ссылки: leevandia.ru

Groups audience: