Вы здесь
Человек из песка и тумана. Интервью с Вадимом Перельманом
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» Вадим Перельман, кинорежиссер. Эфир ведут Сергей Бунтман и Вита Рамм.
С. БУНТМАН В гостях у нас с Витой Рамм Вадим Перельман, кинорежиссер, фильм которого «Дом из песка» выходит на наши экраны и номинирован в трех позициях на премию американской киноакадемии, на Оскара. Вадим, здравствуйте, добрый день.
В. ПЕРЕЛЬМАН Здравствуйте.
С. БУНТМАН Я видел, к сожалению, только ролик, пока в предвкушении, который крутят в кинотеатрах у нас. Вита уже видела фильм, так что все мы посмотрим, фильм того стоит, судя и по рассказам, и по ролику. Бен Кингсли там играет еще ко всему.
В. РАММ Не только, я давно посмотрела фильм, я просто мечтала встретиться с Вадимом и задать такой простой вопрос, как дебютанту удалось уговорить столько оскаровских лауреатов и номинантов сотрудничать в этом проекте? Потому что не только в кадре, то, что мы видим, актеров главных, они потрясающе хороши, и до этого фильма были потрясающе хороши, мы их знаем, что они абы куда и с кем не работают, Конелли и Бен Кингсли, за кадром можно подсчитать, что около шести человек работали, и композиторы, и звукорежиссеры, и оператор. Т.е. как дебютанту удалось договорить?
С. БУНТМАН «О, счастливчик», тем более эмигрант.
В. ПЕРЕЛЬМАН Получилось так, самое счастливое было, что был хороший роман. Я купил роман.
С. БУНТМАН Скажите сразу, какой роман?
В. ПЕРЕЛЬМАН «Дом из песка» Андре Дюбуса-третьего. Что получилось, как я их взял, как мне досталось их взять, т.к. на меня повлиял этот роман, так на них повлиял мой сценарий, я думаю. Тогда стало немножко легче, потому что их очень увлек этот сценарий.
С. БУНТМАН Вы сами ведь уговорили автора романа, который никому не продавал права, тоже какое-то счастливое стечение обстоятельств или сеанс гипноза по телефону?
В. ПЕРЕЛЬМАН Гипноз, да.
С. БУНТМАН Потому что вы такой пробивной, вы же приехали достаточно маленьким тогда в США, в Канаду.
В. РАММ История о Золушке в классическом варианте.
В. ПЕРЕЛЬМАН Правильно, в 15 лет.
С. БУНТМАН Приехали из Киева, с мамой туда, потом кино, как вы в интервью говорили, не знали вообще, только книжки читали, это совершенно удивительная история.
В. ПЕРЕЛЬМАН Я кино не увлекался особенно, я читал книги с 4 лет, потому что ничего не было, ни кино, ни телевизора. Сейчас тоже читаю, только увлекся кино примерно в 24-25 лет, очень полезно было, потому что книги я люблю, сейчас начинаю делать из книг фильмы.
С. БУНТМАН И этим вы убедили автора романа, насколько я понимаю, что вы сделаете то, что нужно, причем рассказывая свою историю?
В. ПЕРЕЛЬМАН Да, я не гипнотизировал его, я просто поговорил с ним, я сказал Андрей, это моя жизнь, рассказал про мою жизнь до этого времени. Я сказал, что самое главное, конечно, меня этот роман убил полностью. Сказал ему, что самое главное, что я обещаю тебе, что я не испорчу и что я не поменяю. Это было очень сложно не поменять, потому что тяжелый фильм, но очень интересный.
С. БУНТМАН Расскажите фабулу в двух словах, хотя бы расстановку сил, с домом из песка и тумана.
В. ПЕРЕЛЬМАН Это как греческая трагедия примерно, серьезная как Шекспир, там Кингсли говорит очень интересно, как две подводные лодки под водой, на радар вместе с собой ближе и ближе, и боги ими двигают, играются с ними что будет, если мы поставим эту лодку к этой?
С. БУНТМАН Это действительно ведь борьба за дом, по внешнему фону, по внешнему контуру?
В. ПЕРЕЛЬМАН Да.
С. БУНТМАН Человек тоже, в принципе, изгой, бывший высокопоставленный полковник ВВС иранских, при шахе, он видит, что это как у него на Каспии, с той стороны на Каспии.
В. ПЕРЕЛЬМАН Конечно, он хочет в себе пережить это все, т.к. было там. Конечно, когда такая гордость, когда такая мечта. У нее тоже мечта, у Дженнифер Конелли, характер которая играет, у них, конечно, конфликт огромный получается.
С. БУНТМАН А она, потерявшая связь с реальностью по многим обстоятельствам, своим пристрастиям, как-то забывшая, что дом это нечто материальное, а не богом данное ей, что она живет там вечно. И вдруг он выставляется на торги.
В. ПЕРЕЛЬМАН Для нее дом это прошлое ее, это ее ностальгия. Она считает, что этот дом ее спасет, она считает, что она в этом доме может кокон сделать себе. Для Кингсли это вообще лестница вверх.
С. БУНТМАН Очень важно, тоже вы говорили в одном из интервью, это важно в том, что вы говорите, это как греческая трагедия, когда все затасканные цитаты из Флобера, «мадам Бовари это я», но вы здесь, получается, по каким-то нюансам и собственной истории, представления об истории; вы и он, и его оппонент, потому что здесь есть и ностальгия по дому, и есть это желание сделать из себя, вернуть что-то, установиться.
В. ПЕРЕЛЬМАН Конечно.
С. БУНТМАН Поэтому у вас равное, поэтому нет ни правых, ни виноватых, и это подводно-лодочное столкновение.
В. ПЕРЕЛЬМАН Да, это было самое сложное для меня, баланс между этими двумя людьми сделать, чтобы обоих одинаково любить, чтобы одинаково за них болеть. Моя жизнь была такова, я был эмигрантом, когда приехал в Канаду, так же, как Кингсли, характер его. Конелли, Кэти, которая у меня в фильме, я тоже был эмигрантом, потому что когда моя мама вышла замуж за моего отчима, я от них ушел тоже, мне было 16 лет, я ушел из дома. И такой получился бы как Кэти, так что я знал две эти стороны.
С. БУНТМАН Т.е. вы остались одиноки, как она, оторванный от семьи, потому что там не могли уже быть?
В. ПЕРЕЛЬМАН Да, так же, как он оторвался от своей страны, она оторвалась от семьи. Такие оба у меня были.
С. БУНТМАН Вадим Перельман, кинорежиссер, его фильм «Дом из песка и тумана», оскаровский номинант, выходит на экраны в Москве. Мы продолжим через минуту после новостей на «Эхе Москвы».
НОВОСТИ
С. БУНТМАН Вы слушаете нашего гостя, Вадима Перельмана, кинорежиссера, оскаровский номинант его фильм «Дом из песка и тумана», выходит он на экраны. Мы говорим об этом фильме и режиссере.
В. РАММ Судьба режиссера это очень интересно, до дебюта что было, на что хлебушек с маслом можно зарабатывать, чтобы потом сесть и писать сценарии? Или это параллельно с той работой, как это все происходило, где учились, у кого учились?
В. ПЕРЕЛЬМАН Сначала я пошел в университет брать физику и математику, через полтора года я просто бросил это. Нашел кино, увлекся очень кино, а потом пошел уже учиться в киношколу.
В. РАММ В Нью-Йорке?
В. ПЕРЕЛЬМАН В Торонто.
В. РАММ Педагоги хорошие были?
В. ПЕРЕЛЬМАН Хорошие, но этому сложно учить, это примерно была четыре года программа, я пошел на полтора года, потом бросил, стал делать клипы музыкальные и рекламу.
В. РАММ Со звездами работали?
В. ПЕРЕЛЬМАН Да.
В. РАММ Какими?
В. ПЕРЕЛЬМАН Клипы? Нет, кстати. Не работал.
В. РАММ В основном, реклама, серьезная коммерческая реклама, да?
В. ПЕРЕЛЬМАН Да, реклама была, слава Богу, большая. Мне это дало финансы, чтобы купить права на эту книгу.
В. РАММ Можно открыть секрет, дорого стоят права на книгу?
В. ПЕРЕЛЬМАН Мне это стоило 25 тыс. долларов за два года.
В. РАММ Права куплены, сценарий написан, начинается подбор актеров? Или вы писали сценарий и сразу видели, что именно этого полковника будет играть только Бен Кингсли и никто другой?
С. БУНТМАН Вот предположение Артема у нас на пейджере Вадим, может быть, это Спилберг рекомендовал Бена Кингсли в ваш фильм, ведь они вместе работали в «Списке Шиндлера»?
В. ПЕРЕЛЬМАН Кстати, Спилберг тогда еще не был, он сидел в своем замке, я сам права взял, первый контакт Кингсли, дал ему сценарий, он прочитал уже книгу до этого времени, он сказал, что хорошо, сразу решил, это пошло после него.
С. БУНТМАН Так бывает, что стечение обстоятельств, с одной стороны, а, с другой стороны, когда есть сочетание всего, есть уверенность, что эту вещь надо делать, надо делать именно так, с этими актерами, и они почему-то все приходят и соглашаются.
В. ПЕРЕЛЬМАН Потому что это для них, они сразу видят это, они понимают, потому что очень мало даже для таких звезд ролей, плотных и глубоких, так что когда они видят, они сразу бросаются.
В. РАММ Как вы работали с Беном Кингсли? Он руководил вами или был послушным воском?
С. БУНТМАН Это вечный вопрос для режиссера, который снимает свой первый фильм.
В. РАММ И Бен Кингсли, который играл Ленина, играл Ганди, Шостаковича, т.е. суперактер.
В. ПЕРЕЛЬМАН Это были мы вместе, я не говорю ни он и ни я, но я его уважал, и он меня тоже уважал ужасно. Получилось так, что мы сейчас отличные друзья, я у него был в Лондоне на Новый год, у него был день рождения 31 декабря. Я думаю, что мы будем очень много фильмов делать вместе.
В. РАММ А когда подключился Спилберг?
С. БУНТМАН Расскажите про Гришу Спилберга.
В. ПЕРЕЛЬМАН Севой его можно, Сева Спилберг.
В. РАММ Я думаю, что это одна из самых знаковых фигур, то, как он умеет увидеть в дебютантах талант и прочее, расскажите, как?
В. ПЕРЕЛЬМАН Все случилось, я его не знал, я думал, что он меня тоже не знал в это время, когда делал фильм. Когда кончил фильм, примерно перед тем, как монтаж кончился, ему попался этот фильм посмотреть, кто-то из компании ему, конечно, дал, потому что он же платит за это.
С. БУНТМАН Да, он же начальник.
В. ПЕРЕЛЬМАН У него вся эта компания «Dreamworks», он посмотрел, ему очень понравилось, он позвонил мне тогда. Я помню, я был в душе, когда он позвонил, дома. И моя жена говорит Спилберг у тебя на телефоне. Я говорю что ты голову морочишь, какой Спилберг? Скажи, что перезвоню этому Спилбергу, иронически так сказал. Она говорит нет, честно Спилберг. Я говорю все равно перезвоню, я же полный мыла. Повесила трубку, я потом перезвонил, и он сказал, что ему очень понравился фильм. Он сказал, что он студию » Dreamworks» открыл, чтобы такие фильмы делать, как мой фильм и как «Красота по-американски».
В. РАММ Вы видели «Красоту по-американски»?
В. ПЕРЕЛЬМАН Конечно.
В. РАММ Нравится фильм?
В. ПЕРЕЛЬМАН Да, это отличный фильм, я считаю, что один из лучших американских фильмов.
С. БУНТМАН Здесь, конечно, есть стечение обстоятельств, но есть и какой-то характер, очень серьезный, потому что вы тоже с такой легкостью говорили, что у вас есть и рекламный опыт, и что вы взяли на себя смелость при всей огромной профессиональной команде делать черновой монтаж на компьютере, чтобы показывать, как это в принципе должно быть. Это так?
В. ПЕРЕЛЬМАН Да. Я вообще монтажом занимался, когда делал клипы, у меня был опыт такой.
В. РАММ Т.е. подписание контракта, я знаю, у нас в России очень большая проблема, кому принадлежать права на final cut, наши режиссеры хотят до конца доводить свой фильм, а продюсеры уже начинают вмешиваться.
В. ПЕРЕЛЬМАН Везде это так.
С. БУНТМАН Не зря выходят режиссерские версии потом.
В. РАММ У вас в контракте с продюсерами, вы же и сопродюсер еще фильма?
В. ПЕРЕЛЬМАН Продюсера у меня не было вообще, потому что продюсера мы просто наняли в самом конце, как исполнительного, но final cut у меня официального не было, потому что это был мой сценарий, мой фильм, актеры были за мной полностью, так что ничего там они не могли поменять.
В. РАММ Т.е. Спилберг ничего не говорил?
В. ПЕРЕЛЬМАН Он сказал мне предложений пару.
С. БУНТМАН Вы когда-то говорили, что это были за предложения, какого характера были предложения от Спилберга? Это не те «внесите поправки» как на Мосфильме или на студии Довженко?
В. ПЕРЕЛЬМАН Нет, творческие такие предложения, хорошая идея, кстати, была, я принял. Я не хочу говорить, потому что неинтересно будет фильм посмотреть.
В. РАММ Как вам удалось очень предметный мир, тот, который у Кэти, и тот, который у полковника, они абсолютно разные, художники изготавливали или вы собирали там то, что у полковника в интерьере, эти все ковры, золотистые подстаканники, это изумительно, были консультанты какие-то с той стороны, из Ирана?
В. ПЕРЕЛЬМАН Нет, у меня была художник картины, ее отец иранец, так что она жила в таком, когда она была маленькая. И актеры все были иранские, жена Кингсли, которая играет.
С. БУНТМАН Она номинирована на лучшую актрису второго плана?
В. ПЕРЕЛЬМАН Да, я думаю, что у нее хороший шанс выиграть в этом году. Так вот, они мне это сделали, и я выбирал, потому что это все похоже на русское, в смысле подстаканники, постоянно чай пьют, сахар в зубы кладут и пьют чай через сахар.
С. БУНТМАН У нас пришло в Россию через тюркские, персидские какие-то истоки.
В. ПЕРЕЛЬМАН Я думаю, что да, и ковры на стене висят, нигде уже в мире не висят.
С. БУНТМАН Тоже оттуда пришло, да.
В. ПЕРЕЛЬМАН И вообще эмигрантская жизнь это все золотое должно быть, это все должно быть красивое и дорогое особенно, это очень важно.
В. РАММ Дорого вам обошелся фильм?
В. ПЕРЕЛЬМАН Мне лично?
В. РАММ Да.
В. ПЕРЕЛЬМАН Примерно 5 лет жизни.
В. РАММ Т.е. за 5 лет вы могли сделать такое количество рекламы?
В. ПЕРЕЛЬМАН Я шучу, я ничего бы не делал, кроме этого фильма. Мне все деньги отдали, кстати, то, что я заплатил за права, студия, как только я подписал контракт, они все отдают.
С. БУНТМАН Евгения Петровна спрашивает, по какому произведению этот фильм «Дом из песка и тумана»? Андре Дюбус-третий.
В. РАММ Он у нас не переведен.
С. БУНТМАН А надо бы, наверное.
В. ПЕРЕЛЬМАН Да, это потрясающая книга, отличная. На 15 языков во всем мире перевели, но не русский.
В. РАММ У нас в студии находится представитель прокатной компании «Вест» Лена Шнейерсон, как компания собирается работать с фильмом? Будет ли какая-то особая политика продвижения этого кино или вы только будете в своем кинотеатре? Какой релиз его, много копий?
Е. ШНЕЙЕРСОН Мы, конечно, выпустим в достаточно широкий прокат. Мне очень хочется верить, что зритель на него пойдет. Как сказал наш великолепный киновед Сергей Лаврентьев, лет 15 назад этот фильм мог побить все рекорды кинопроката. Насколько сегодня есть этот зритель, увидим. Мы очень благодарны, что Вадим приехал в Россию, он безумно сейчас занят, потому что 29-го уже Оскар. Я надеюсь, что нам поможет это выпустить картину, будем рассчитывать на лучшее, будем верить в Оскара.
В. РАММ Сколько копий вы напечатаете?
Е. ШНЕЙЕРСОН В районе 50.
В. РАММ Перевод делал, это для российских зрителей очень важно, Василий Горчаков, делал текст, поэтому я думаю, что качество.
Е. ШНЕЙЕРСОН Фильм дублирован, дублировал Дэвид Шуфутинский, он руководил дубляжом.
С. БУНТМАН Вы довольны дубляжом, Вадим, вы видели дубляж?
В. ПЕРЕЛЬМАН Да, я очень доволен.
С. БУНТМАН Потому что это вещь для меня принципиальная, очень сомнительный дубляж очень страшно убивает и по акустике, бывает несовпадение не только техническое, по артикуляции.
В. РАММ Но и шумовое, музыкальное, весь этот звуковой ряд.
С. БУНТМАН Вы знаете, в вашем бывшем родном городе всегда делали, где бы ни происходило действие, озвучивали фильмы на Довженко, все как-то несет студией и павильонами, всегда бочка такая.
В. ПЕРЕЛЬМАН Хорошо, если про подводную лодку фильм.
С. БУНТМАН Да, но если там выходят на улицу, то тяжело.
В. РАММ Вадим, вот первый фильм сделан, при том сразу взята высокая такая лестница, что дальше? Не страшно будет снимать второй фильм?
В. ПЕРЕЛЬМАН Второй страшнее всего, первый ничего терять нет. Второй уже страшнее, нужно выбрать, конечно, хороший фильм.
В. РАММ И что, Интернет что-то про Кинга?
В. ПЕРЕЛЬМАН Да, Стивен Спилберг, кстати, Сева, он меня попросил сделать фильм, у него с 85 года, называется «Талисман», он и Кэтлин Кеннеди, которая очень знаменитый продюсер тоже, это Стивена Кинга роман, мы сейчас пишем сценарий, я не пишу.
С. БУНТМАН Совершенно другая должна быть.
В. ПЕРЕЛЬМАН Это очень большая картина, примерно 80 или 100 млн. будет бюджет.
С. БУНТМАН Мама родная.
В. РАММ Это надо еще и освоить.
В. ПЕРЕЛЬМАН Да, это большая фантазия. Кстати, легче делать такие, чем маленькие.
С. БУНТМАН Серьезно?
В. ПЕРЕЛЬМАН Да.
С. БУНТМАН Почему?
В. ПЕРЕЛЬМАН Потому что немножко больше свободы, деньги есть если ошибешься, можно переделать.
С. БУНТМАН Еще один сценарий, я не договорил, не доспросил, сначала была идея, чтобы другой человек писал сценарий?
В. ПЕРЕЛЬМАН В моем фильме?
С. БУНТМАН В «Доме».
В. ПЕРЕЛЬМАН Да, потому что я очень боялся писать. Я так читал всю жизнь, что если бы я узнал, что я не могу писать, это меня бы убило. Я нанял человека, который написал первый вариант этого сценария, я посмотрел, почитал, он хорошо написал, кстати, но я думал, что я могу лучше сделать. Я тогда взялся за себя и написал.
В. РАММ А снимать в России не хотите?
В. ПЕРЕЛЬМАН Ужасно хочу.
С. БУНТМАН Давайте попробуем. Ладно, сначала Оскара переживем, потом Стивен Кинг, прокат у нас «Дома из песка».
В. РАММ А параллельно будем думать о совместном проекте.
С. БУНТМАН Спасибо большое, Вадим, спасибо, что вы пришли, удачи вам и в прокате, и в Оскарах, и на съемках, самое главное.
В. ПЕРЕЛЬМАН Очень приятно, спасибо большое.
С. БУНТМАН Вадим Перельман был у нас в гостях.
Источник: Эхо Москвы, 2004