Вы здесь
Список вопросов к госэкзамену по специальности "Кинодраматургия"
Краткий конспект вопросов по кинодраматургии и ответов на них, приведенный на консультациях Леонида Николаевича Нехорошева. 2003 год.
1. Основные компоненты драматургии фильма. Система их взаимосвязи.
2. Слово в кино (немом и звуковом). Виды его использования.
3. Деталь и ее функции в драматургии фильма.
4. Диалог и монолог. Специфика их применения в кинематографе.
5. Закадровая речь в фильме и ее виды.
6. Ремарка сценария. Ее виды.
7. Композиция и ее роль в драматургии фильма. Виды композиций.
8. Структурная композиция сценария и фильма, ее элементы.
9. Сюжетная композиция сценария и фильма, ее элементы. Американская теория сюжетной композиции.
10. Сцена и эпизод в драматургии фильма.
11. Сюжет как один из основных компонентов драматургии фильма. Составные элементы сюжета.
12. Сюжет и фабула фильма.
13. Сюжетные мотивы и ситуации. Их классификация.
14. Действие, мотивировка, перипетии.
15. Виды сюжета в кино.
16. Драматургический конфликт и его виды.
17. Жанры и стили в кинодраматургии.
18. Образ, характер и личность человека в сценарии. Способы их создания.
19. Тема и идея фильма.
20. Проблемы экранизации классических литературных произведений, Виды экранизации.
1. Основные компоненты драматургии фильма. Система их взаимосвязи.
Надо помнить таблицу:
a)-Движущееся Изображение, Звук, Композиция - ТЕЛО
b)-Сюжет, Образ - ДУША
c) -Идея, Истина, существующая объективно (Абсолют, Бог) - ДУХ
Каждая предыдущая позиция является формой последующего, каждая последующая является содержанием предыдущей.
Сюжет - форма образа, образ - содержание сюжета.
Сюжет - движение образов (одно из определений); Сюжет - слово французское - предмет разговора.
Событие - как элемент входит в состав сюжета. Например событийная основа Гамлета - до Шекспира рассматривается довольно часто в литературе. И Шекспир следует событиям в пьесе Томаса Кида, но сюжет у Шекспира гораздо глубже. Серьезнее мотивировки.
Сюжет - последовательная разработка характера героя. (одно из определений - Горький) - тоже не всегда.
2. Слово в кино (немом и звуковом). Вид его использования.
Виды и формы надписей в кино:
Повествовательный - сообщает что произошло между кадрами.
Комментирующий - выражается авторское отношение.
Разговорный - диалог в записанных репликах.
Внутрикадровые - вывески, надписи, телеграммы.
Движущееся изображение отлично отображает чувства, но с трудом изображает мысли. Слово (логос по-гречески не только слово, но и понятие).
Виды и формы речи в кино:
Внутрикадровая - звучит речь и виден источник.
Внекадровая - звучит речь, но не виден источник, находящийся внутри сцены.
Закадровая - речь звучит и произносится вне пространства сцены.
Формы внутрикадровой речи:
Диалог и Монолог.
Диалог - обмен мыслями и сообщения внутри фильма между персонажами.
Монолог - пространное высказывание персонажа, сообщение или размышление вслух.
Формы внекадровой речи аналогичны внутрикадровой.
Формы закадровой речи:
Речь от Автора - «Покровские ворота» речь Казакова.
Речь от Персонажа - (Белое солнце пустыни) обращено к зрителям. Вне сцены.
Внутренний монолог - обращено к себе, в контексте сцены.
Дикторский текст - Клим Самгин в начале серии.
Стихи и песни - Ирония судьбы или с легким паром.
3. Деталь и ее функции в драматургии фильма.
Функции - показ целого через его часть - ( Иван Грозный сидит маленький и его ноги не достают до пола с трона).
Фабульная функция детали.
Деталь, имеющая особое смысловое значение.
Подчеркивающее и раскрывающее смысл. Характеризует место время или действия.
Характеризует персонажа, черту его характера.
Например для изображения эпохи, время - шестидесятые годы, к примеру, довоенные и так далее.
К примеру, деталь может наоборот быть несвойственна контексту и указывать на не из этого времени, к примеру, а из прошлого. Как старые стулья или сталинская обстановку в наше время.
Психологическая деталь.
Подчеркивающая душевное состояние персонажа.
Например черные очки которые одевает человек чтобы не увидели его душевное состояние.
Звуковая или шумовая деталь.
Географическая деталь.
Деталь-метафора (метафора в переводе означает перенесение), например : » Ой как бежит время» время бежать не может.
Перенесение свойств одного предмета на другой.
Деталь - аллегория и деталь - символ.
Аллегория - воплощение абстрактной идеи в предметном образе. (женщина с завязанными глазам -Фемида - весы, повязка, меч; лиса в русских сказках - аллегория хитрости.
Символ - знак. Молния и гроза перед войной, например - знак, символ.
Последняя функция - т.н. многофункциональная. Одновременно она фабульная, то есть является частью фабулы. Например в фильме «Пианино» само пианино многофункциональная и метафора и символ.
4. Диалог и монолог. Специфика их применения в кинематографе.
Главное отличие речи в кино:
Закон необходимости - речь возникает тогда, когда необходимо. Если возможно выразить только немым движущимся изображением, то следует делать это так. И только тогда, когда необходимо, там появляется диалог и монолог.
Закон дополняем ости - взаимодополняет изображение - речь, речь - изображение.
Реплика - часть диалога, произнесенная одним из персонажей.
Закон прямой пропорциональности - речь лучше выражает сознание. Если содержание фильма требует (образ фильма), например, судебная драма. Чем больше содержание требует, тем больше речи.
Специфика:
Диалог в кино отличается от театрального диалога тем, что его меньше; что оправдывается возможностью монтажа кадров. В театре звучат паузы, в кино же -нет.
В кино диалог более жизнеподобен. В театре реплики часто на зал.
5. Закадровая речь в фильме и ее виды.
Речь от Автора - «Покровские ворота» речь Казакова.
Речь от Персонажа - (Белое солнце пустыни) обращено к зрителям. Вне сцены.
Внутренний монолог - обращено к себе, в контексте сцены.
Дикторский текст - Клим Самгин в начале серии.
Стихи и песни - Ирония судьбы или с легким паром.
6. Ремарка сценария. Ее виды.
Ремарка - краткое, но тонкое описание того, что должно быть изображено.
Виды ремарки:
Театрально-драматическая
Повествовательно-прозаическая
Поэтическо-лирическая
При написании ремарки необходимо учитывать монтажный характер кино и экранность изображения.
7. Композиция и ее роль в драматургии фильма. Виды композиций.
Compozito - составление, соединение (итал.)
1. Структурная
2. Сюжетная. Деление фильма на части сюжета (экспозиция, завязка, кульминация, развязка)
3. Сюжетная линейная. Сюжетные линии и лейтмотивы, их составление и соединение. Лейтмотив - образ, повторенный в произведении.
4. Архитектоника. Деление фильма на глубинные смысловые части.
Этапы деления
8. Структурная композиция сценария и фильма, ее элементы.
Структурная - строение, расположение, деление фильма на кадры, сцены. Эпизоды на соотношение и соединение.
Деление фильма на части.
Кадр - от включения до выключения камеры.
Сцена - часть фильма, состоящая из групп кадров, соединенных единством места, времени и действия.
9. Сюжетная композиция сценария и фильма, ее элементы. Американская теория сюжетной композиции.
Экспозиция - (представление).
Завязка - начало конфликтного действия, конфликт.
Развитие -задача подготовить к кульминации.
Кульминация -вершина, пик конфликтного действия, точка.
Развязка - отрезок, итого конфликтной борьбы.
Финал - - заключение.
Американцы делят на три части:
Начало, середина, конец.
В американской теории необходимо две перипетии. От начала к середине, и от середины к финалу.
10. Сцена и эпизод в драматургии фильма.
11. Сюжет как один из основных компонентов драматургии фильма. Составные элементы сюжета.
Составные элементы сюжета это:
Действие - атом, клетка сюжета. Физическое делание, например, человек идет. Как драматургический элемент, это делание, имеющее драматургическое выражение. Эйзенштейн называл это «выразительным движением». Бывают и ничего не выражающие кинодействия, например в американских фильмах.
В комедиях Чаплина, действие - стремительное, беспрерывное. В настоящее время ничего не выражающие действие, усиленное технически - стерео, широкий экран, цвет и т д. Крайне модно осуществлять физиологическое давление на зрителя.
Действие - выраженное внешне стремление, желание, отношение автора и персонажа фильма. Схематичное или подчеркнутое.
Формы
Непосредственное движение
Словесная форма (диалог)
Виды
Внешние - выраженные в поступках.
Внутренние- действия психологические, душевные. Говорит об одном, а делает другое, к примеру. Или обнаруживаются внезапно, или например,
не действует - должен бежать, а не бежит.
Из элементарных действий получаются действия сцен, из сцен - эпизодов, из эпизода - действие фильма.
Мотивировки - художественное обоснование событий, поступков и переживаний персонажа. Причина действия.
Виды
Внешние - обстоятельства, в которые попадает персонаж. Поступки другие персонажей.
Внутренние - причины психологические, душевные. Страх, любовь, ненависть. Зависят от характеристик личности.
Последовательность действий и мотивировок
Внешняя мотивировка вызывает внутреннюю и потом идет действие персонажа. Иногда можно говорить об отложенной мотивировке.
Конфликт внешних (инстинктивных) и внутренних (субъективных, душевных) мотивировок вызывает бездействие.
Кошелек лежит. Один кинулся. Другой подумал и кинулся, третий прошел мимо, а четвертый вообще не заметил ярко красный кошелек, который задел ногой и даже взглянул на то, что задел.
Перипетия - поворот (греч.), перелом. Резкое, неожиданная перемена в течении действия и в судьбе персонажа.
Первый ввел Аристотель - переход героя от счастья к несчастью или наоборот. Перипетия царя Эдипа на вершине успеха в одну минуту узнает что убил отца и живет с матерью.
Виды
Неожиданный для зрителя, ожидаемый для персонажа.
Неожиданный для персонажа и ожидаемый для зрителя.
Неожиданный и для зрителя и для персонажа.
В хорошо разработанном сюжете несколько перипетий, поворотов. Они должны быть мотивированы, подготовлены драматургически.
Конец негаданный, но неизбежен он - (Брюсов).
Перипетия отличается от случайности тем, что перипетия -драматургически подготовленный поворот.
Случайность же в свою очередь - лишь инструмент для сюжета или фабулы.
12. Сюжет и фабула фильма.
Фабула - совокупность событий в их внутренней взаимосвязи, а сюжет, это то, как автор об этих событиях рассказал.
Сюжет - последовательная разработка характера героев. Движения образа на пути к его раскрытию.
Образ - речь идет об образе целого, заполняющего пространство сценария, фильма.
Изображение - не сам предмет, а субъектив автора.
Образ - создается не только изображением, но еще драматургией, актерской игрой и т д. - т.е. инструментами кино.
Образ - категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности. Образ фильма воспринимается не сразу, необходимо время для его
распознавания. Окончательно образ воспринимается с финальной точкой картины.
Фабула - цепь событий, на которых основан сюжет.
Фабула - рассказ, басня (лат).
Фабула и сюжет иногда не совпадают. Например, в Pulp fiction.
Композиционные изменения фабулы в сюжете:
Хронологические смещения (Pulp Fiction).
Совмещение разных времен. Сопоставление одного времени с другим, в фильме Джармуша «the mystery train» - «Мистический поезд» события происходят одновременно, а рассказывается о них последовательно.
Структурные совмещения (в один эпизод вкладывается другой эпизод).
Подчеркивание субъектива на событие одного из персонажей. (к примеру детская).
Разные точки зрения на одно событие (Расэмон - А. Куросавы). Образ фильма возникает от разных точек зрения.
Запутанная фабула - несколько версий взаимосвязи (Карты, деньги, два ствола).
Вариативность фабулы - как «Беги Лола, беги». Разные варианты развития события.
13. Сюжетные мотивы и ситуации. Их классификация.
Мотив - двигаю (лат.). Отсюда movie. Мотив это устойчивый, формально содержательный компонент сюжета. Устойчивый - означает переходящий из одного произведения в другое. В кино - переходящий от эпизода к эпизоду или от сцены к сцене.
На повторении мотивов строится классификация сюжетов.
Насчитывается принято считать, 36 мотивов.
Ситуация - мотив, развитый до конфликтного уровня.
К примеру 28 сюжет - препятствия в любви.
Любовник, любовница.
Ситуация - материальное неблагополучие. Социальное неравенство, и т д.
Угрызение совести - номер 34. Ситуация - жертва, палач, у него угрызения совести.
Преступления любви - 26 сюжет. Ситуация: один врет другому.
Борхес считал, что сюжетов 4: Самоубийство бога, Поиск, Штурм города, Возвращение.
Гринуэй считает, что есть в искусстве две темы. Секс и смерть.
У взрослого человека есть потребность в классификации как отношении к мировоззрению.
Миф - осмысление действительности через сублимированные образы. Способ передачи социальных знаний - позволяющих жить в социуме с одной стороны и правила этой жизни с другой.
14. Действие, мотивы, перипетии.
15. Виды сюжета в кино.
У разных видов сюжетов разные законы построения.
Отличие в разного рода действии. (внешне выраженное стремление, желание, отношение персонажа и автора фильма), способе связи действия. Месте действия.
Эпический - сюжет движет объективные, но не человеческие, а исторические события, глобальные, в которых человек не может воздействовать на события.
Действие - ход событий не зависим от отдельных людей и заранее предопределен.
Драматургические виды конфликтов. (острая борьба противонаправленных сил). Акцент на месте действия. Присутствуют обильно даты. Информации. Обозначается историческое время крупными деталями. Сюжет следует за временным развитием событий.
Повествовательный - повесть, рассказ (из эпического). Автор присутствует постоянно и ведет действие. Смена локальных конфликтов (повествовательных).
Действие связано автором. Его субъективом. Характеристиками его личности. Прошел месяц, прошла неделя, потом наступила осень и так далее -
временная развернутость в меньшем, чем в эпическом виде сюжета, масштабе. Подробности характерные для этого времени. К примеру, бутылка кефира 80 годов. Или сумка авоська. Т.е. мелкие детали.
Фабула в повествовательном сюжете сильно искажается. Она непоследовательна во времени.
В повествовательном виде сюжета обнаруживаются способы трансформации фабулы в сюжет.
Драматический - автор присутствует в меньшей степени. Действие
объективное, без субъектива, непосредственно выраженного, автора. Упор на чисто физические движения, столкновения, действия. Зависит от актеров, характеров.
Действие связывается крепкой причинно-следственной связью - каждое действие является следствием предыдущего. Удар - контрудар. И так далее.
Виды конфликтов - драматургические. «Полет на гнездом кукушки».
Тяготеет к единству места, времени и действия.
Сюжет следует за фабулой. Развертывается фабула как цепь событий и сюжет следует за ним.
Лирический - авторское начало присутствует в наибольшей степени через лирического героя. (от имени которого ведется рассказ) Л.Г. может быть внедрен как персонаж, а может нет.
Действие связывается прихотливо по ассоциативному признаку. Место действия не важно, либо в прошлом.
Синтетический - «Бег». Наумова. Почти в равной степени присутствуют признаки разных видов сюжетов.
16. Драматургический конфликт и его виды.
Конфликт - (столкновение - lat) чего-то с чем-то.
Драматический - прямая борьба противонаправленных сил, заканчивающихся поражением одной из сторон. Физической или духовной.
Недраматический - повествовательный. Конфликт, построенный на разном отношении персонажей к одному и тому же предмету или явлению.
Стадии развития конфликта:
1. Конфликтная ситуация - таит возможность столкновения. ( Винсент Вега так и не трахает жену шефа).
2. Коллизия - момент траха Винсентом Вегой жены шефа если бы он был.
3. Начало и развертывание конфликта - когда стороны, участвующие, понимают ставки и начинают действовать.
4. Кульминация.
5. Финал.
Виды финала
Исчерпан (закрытый).
Не исчерпан (открытый).
Формы
Внешний конфликт.
Внутренний конфликт - в драме главный внутренний конфликт героев, а в мелодраме - внешний.
Оба, и внешний и внутренний, могут быть скрытыми.
17. Жанры и стили в кинодраматургии.
Жанр видоизменяет каждый из компонентов:
Движущееся Изображение, звук
Композиция
Сюжет
Образ
Идея
Истина, существующая объективно (Абсолют, Бог)
Угол зрения автора и зрителя на предмет изображения. В зависимости от этого угла возникает трансформация.
«Трагедия и комедия сделаны из одного теста и достаточно лишь слегка изменить освещение, и меняется жанр» (Т.Манн в «Доктор Фаусте»).
Высокий - поэма, эпическая поэма, трагедия.
Средний - драма, повесть.
Низкий- комедия, приключение, мелодрама.
Чистый жанр - от начала до конца в одном жанре, фильмы Гайдая, Кошмар на улице Вязов -триллер ( это когда только страшно), «Агент 007» - приключения. Массовый зритель любит чистый жанр. Когда от первых кадров зрителю предлагается смеяться, к примеру.
Интеллектуальный зритель любит смешанный или сложный жанр.
Смешанный - «Семь» - детектив и триллер. «Полет над гнездом кукушки» - драма и комедия.
Сложный - из разных жанров составляется новый.
Ко мне пристал Воловик, который говорит третье занятие что я должен протереть экран от пыли. Только что, он выпучив глаза стал говорить, что это все равно что ходить с грязной жопой. Он все время сам хочет протереть мне экран, а я не разрешаю, потому как экран надо протирать специальной тряпочкой или салфеткой.
Стиль - индивидуальные особенности, присущие автору. Уникальность авторского языка есть Стиль.
Фантастика, например - это не стиль, не жанр, а материал. Предполагаемое время или условия.
18. Образ, характер и личность человека в сценарии. Способы их создания.
Характер - одно из слагаемых образа. Образ - характер, внешность, отношение к нему других персонажей и автора. Драматический вид сюжета без разработанного характера немыслим. В других видах сюжета характер может быть не обязателен в своей разработке. В большей части кино в остальных видах сюжета оперирует образами.
Многослойность образа
Тот образ персонажа, который знают окружающие
Тот, каким он является в семье
Каким он знает сам себя
Каким он даже сам себя не знает, По словам Володи Стамбулы, вот живет человек и до 40 лет не знает, что он пидор.
Характер - (отличительная черта) комбинация определенных душевных качеств персонажа. Характер - изменчивый, текучий.
Способы изображения характера
В развитии - персонаж Аль-Пачино в «Крестный отец».
Раскрытие - постепенность, к примеру персонаж Меньшикова в «Утомленных солнцем».
Внезапный слом - в следствии события. (применяется редко).
Похожесть на аналогию - ребенок на отца, к примеру.
Личность - глубинная, духовная суть. Личность - самостоятельное, отдельное существо (Даль). В отличие от характера - абсолютно уникальна.
Способы визуального создания личности
В драматическом сюжете личность раскрывается в цели, которую герой ставит перед собой и в неуклонности стремления к этой цели.
В эпическом сюжете личность раскрывается в причастности и исторической силе.
В повествовательном виде сюжета личность раскрывается в отношении к другому человеку как к личности.
В лирическом сюжете личность раскрывается через раздвоение. Взаимоотношение одной ипостаси и другой.
19. Тема и идея фильма.
Тема - о чем фильм.
Идея - что этим хотел сказать автор.
Тема - первоначальный момент авторской концепции.
Идея - образная мысль, лежащая в основе произведения.
Тема - вопрос.
Идея - решение, ответ.
4 ипостаси идеи
Идея - замысел, очень приблизительно существующая для автора.
(заявка-синопсис) Художественная идея существующая не в виде умозрительных предположений, а уже в форме художественного хода, фабула и т.д.
Идея, воплощенная в фильме - пронизывает все клетки фильма ( любое изменение в фильме изменяет идею картины особенно это касается финала).
Идея, воспринимаемая зрителем - отличается от идеи, воплощенной в фильме, - субъективна.
Идея, как главная мысль фильма - логический тезис - ответ на вопрос: «О чем твой фильм?».
Есть режиссеры в которых тезис очевиден -Куросава, - а есть такие как Бенюэль, где логический тезис будет слабее чем прилично произнести.
20. Проблемы экранизации классических литературных произведений, Виды экранизации.
Экранизация - образ произведения.
Создание образа средствам другого вида искусства.
Пересказ, иллюстрация ( наименее творческий).
«Борис Годунов» - Бондарчук.
«Тихий Дон» - Герасимов.
Новая трактовка, новое прочтение (по мотивам, на основе)
«Розенкранц и Гильденстерн мертвы»
«Трон в крови» «Идиот» - Куросава
«Полет над гнездом кукушки»
Переложение
Выражение сути классического произведения, особенности эстетики посредствами кино - «Царь Эдип».
—
На лекциях Леонида Николаевича думал о чем-то другом, а то что он говорит- конспектировал. Потом отдал ему этот файлик. Он посмотрел, был недоволен краткостью, но через год этот конспект с его дополнениями опубликовали в типографии института.
Митта ненавидит Нехорошева. Леонид Николаевич был цензором на Мосфильме и из фильма «Арап Петра Великого» вырезал всех карликов. Там были карлики. Они все время что-то шептали Петру.
Группа товарищей имела мнение, что это намек на политбюро. Что мол политику у нас тоже делают карлики.
Нехорошев лично следил за тем, чтобы каждый карлик был удален из монтажа. С тех пор люто Митта не любит глубоко верующего профессора. Это их разборки. Не знаю кто прав и кто виноват.
Между тем именно Нехорошев дает фундамент образования ВГИКа. И именно он, пожалуй, является в настоящий момент главным хранителем школы, обладающей яркой индивидуальностью, которая никак не умрет.
Как есть русский роман, русский романс и русская музыкальная школа - так и в кино есть русский стиль. Это формулировка означает, что вы, при некоторой практике, можете узнать по нескольким тактам, нескольким абзацам, нескольким кадрам, или через несколько мгновений взлянув на картину - какой культуре принадлежит обьект.
Русская школа кино менее безусловна и требует потому большей одаренности, большего ума, бОльших чувств и гораздо менее эффективна именно в силу своей требовательности. Она производственно неэффективна. То есть на единицу затраченных ресурсов дает меньший полезный выход. И все же цепляется за жизнь. Цепляется силами очень немногих людей. Один из которых - ироничный Кисунько, чьей специальностью делать из дремучих варваров или конченных интеллигентов - людей, посредством инструмента «история искусств» - недавно ушел.
Тем не менее лучшие образцы кино гораздо ближе к ней, чем к формально-американской. Почему говорю формально- потому что тот ширпотреб, которым пичкают в т.н. учебниках мало имеет общего с собственно американским, несомненно лучшим на настоящий момент, кино. А реальной американской школы я не знаю -потому что традиции школы могут быть переданы только лично. Из рук в руки. От мастеров - к ученикам. Это не математические формулы, единые для всех. Нельзя научить творчеству - можно дать азбуку, показать пример и поделиться подходом. Дальше- каждый сам.
—
Источник: morfing.livejournal.com
Публикация
|
Публикация
|
Страница подшивки
|