Вы здесь
Работа с камерой / Часть 11: Ручное управление настройками
Управление изображением - это название действа, цель которого - придать картине вид голливудского фильма. Особенно если вы снимаете на цифровую камеру. Цифровая камера это очень мощный конь, который скачет, как ветер, да не каждый на нем усидит. Простота здесь обманчива.
Вы замечали главное отличие кинолент с экрана и видео с видеокамеры. Цвета и четкость. В "голливудских" фильмах все как бы чуток размыто. И цвета красивые. А контролируются все эти параметры всего тремя инструментами: диафрагма, выдержка и экспозиция. В стандартной видеокамере все это поставлено на автомат.
Использование в камере автонастроек может испортить требуемый контроль и вынудить вас пойти на компромиссы. Компромисc же - это проигрыш; да, по началу вам могут даже простить что-то, но в дальнейшем даже вы сами будете себя порицать. Отключите все автонастройки и выставите ваши собственные параметры глубины резкости, выдержки и экспозиции.
Напомню, что это такое вообще.
Глубина резкости - это плоскость по линии оптической оси, которую видеокамера заснимет четко. У этой плоскости есть передний, ближний к камере, и дальний край. Все что вне пределов этой плоскости будет заснято размытым. К сожалению, из-за особенностей строения светочувствительной матрицы, многие цифровые камеры вообще все снимают четко. И это ничем не исправить.
Глубина резкости "отсчитывается" от предмета фокусировки. Вот простенькая программка расчета глубины резкости - сделано для фотографов, но подойдет всем. Программку можно скачать на комп, так что, если у вас есть лэптоп и не очень хорошая память, советую скачать, понадобится.
Экспозиция - это соотношение, и на верную настройку тут влияет множество параметров. Но если базисно, то это такое количество света, которого будет достаточно для получения изображения на некой конкретной матрице. Так что экспозиция напрямую зависит от чувствительности матрицы (кинопленка или светоактивная матрица на цифре). Чем светочувствительность матрицы выше, тем меньше нужна экспозиция. Физически экспозиция настраивается при помощи диафрагмы и выдержки.
Выдержка - это временной промежуток, за который кадр пленки или кадр видеоизображения будет получать видеоинформацию через объектив.
Диафрагма - это размер "глаза" объектива. Чем уже глаз, тем больше глубина резкости, чем шире "глаз", тем глубина резкости меньше.
Как видите, для цифровой видеокамеры освещение - это все. Аналоговый мир может освещаться как естественно, так и искусственно для создания формы и глубины. Вот те моменты, которые обязательно должны быть учтены при съемке аналогового мира на цифру.
Затвор вашей цифровой видеокамеры - это совсем не то же самое, что затвор традиционного пленочного аппарата, использующего открывающиеся на определенное время и закрывающиеся шторки, сквозь которые некоторое количество света попадает на светочувствительную пленку.
Так как вместо пленки у вас есть светоактивная матрица CCD, то выдержка в данном случае - это время, которое требуется на преобразование каждого кадра в изображение внутри CCD-матрицы. Настройки экспозиций определяют количество света, которое формирует каждое из CCD-изображений.
Таким образом, чем больше будет у вас освещенность, тем больше может быть "скорость затвора", необходимая для формирования изображения. И наоборот, большая выдержка требует меньше света. Эта логическая схема предопределена в любых ваших полуавтоматических настройках.
Например, значок "бегущий человек" означает, что выдержка выставлена на снятие изображения каждую 1/10 000 долю секунды. Это величина реального времени отличается для стандартов PAL и NTSF, так как при записи в первом стандарте оцифровка происходит с частотой 25 кадров/с, а во втором - 30 кадров/с.
Оцифровка каждого кадра происходит очень быстро, поэтому для формирования изображения свет должен быть достаточно ярким. Таким образом, настройка экспозиции обеспечивает возможность проникновения большего количества света.
С низкой выдержкой (1/30) из-за большой длительности оцифровки изображения сама картинка может оказаться достаточно нечеткой. В этом случае повышается вероятность движения в кадре во время одного цикла оцифровки, что размывает изображение в каждом кадре.
Наоборот, быстрая оцифровка для настроек "бегущий человек" означает, что действие можно разложить на серию коротких "моментальных снимков". Большая скорость затвора придает быстрому движению вид анимации.
Итак, несмотря на то, что автоматические настройки позволят вам снять все, что вы хотите, полностью контролировать ваше изображение вы сможете, только если поймете всю логику и поэкспериментируете. Технологии продвигаются вперед и производители камер предлагают все больше действительно полезных фишек, но для того чтобы пользоваться этими полезностями с умом нужно прочувствовать все руками.
Если вы сами продумываете освещение и настройки камеры для вашей съемки, то у вас большие шансы получить именно то, что вы хотите. Если вы хотите, чтобы ваш фильм выглядел более кинематографично, этому может помочь более низкая выдержка. Изображение в кадре будет размытым, а помните про характерную размытость "голливудских" картин?
Маневрирование между количеством света и длительностью выдержки также влияет на глубину фокуса. Высокая экспозиция f-stop, пропускающая большое количество света, визуально приближает все, что находится в кадре, к объекту, который находится в фокусе. Это полезно, если нужно сделать изображение более плоским.
Глубина резкости - необычайно важная характеристика при съемке на пленку - как уже упоминалось, увеличивается при затемнении линзы диафрагмой. Это значит, что надо понижать экспозицию f-stop, особенно если вы снимаете что-то хорошо освещенное.
При среднем или узком угле съемки и низкой экспозиции f-stop вы можете сделать глубину резкости достаточной для того, чтобы фокусироваться между двумя объектами. При этом, разумеется, яркое изображение будет требовать установки большой скорости затвора, что минимизирует столь привлекательную размытость, характерную для классического кинематографа.
Но все это уже частные советы, а глобальный совет - экспериментируйте!
Источник: vkamera.ru