Вы здесь
Звук в кино / Часть 1
Звук. Вероятно это наиболее труднопостижимый элемент в кино, и довольно часто - настоящая напасть для кинематографистов. Мы часто можем услышать от кинематографистов такие фразы: «звук - это 2/3 фильма», «звук делает либо портит кино» и т.д. Да, у нас есть возможность добиться «голливудского» качества изображения, но со звуком все намного сложнее. Так как же обстоят дела со звуком?
Большинство киношников, как правило, задумываются о звуке в последнюю очередь. Многие считают, что звук - это поиск каких-то техников, звукорежиссеров, редакторов и звукооператоров, которые будут заниматься этим вопросом.
Отчасти это происходило потому, что кинопленка, использовавшаяся ранее, не может сохранять звукозапись, а аудиопленка не записывает видео. 35мм и 16мм пленка не могли хранить звукозаписи. Но появление цифровых камер внесло свои коррективы.
Сегодня кино становится в буквальном смысле более доступным, дешевым и простым. В результате появляются группы людей, желающие сделать все самостоятельно, не нагружая себя дополнительными знаниями, тренингами или информацией.
До недавнего времени видео и звук относились к разным департаментам. Теперь, с появлением независимого кинематографа, эти два элемента одинаково значимы.
Около 3 лет назад появился видеорепортаж под названием «Advanced Sound for DSLRs», где Стив Вайс из Zacuto задавался вполне резонным вопросом: «Почему звук - это всегда внебрачный ребенок для видеооператоров?» На эту тему - 13 довольно информативных минут обсуждений. Здесь я попытаюсь привести простое, но исчерпывающее пособие по звукозаписи для видео.
В следующих статьях я попытаюсь развеять заблуждения или неверные представления о записи звука в кино, расскажу о базисах, играющих первостепенную роль в записи качественного звука для вашего проекта, крупного либо малого, и, что важно, о том, как сделать работу со звуком легким, приятным и занимательным процессом.
Мы затронем следующие темы:
- Микрофоны: выбор, размещение, применение, сравнение звуков
- Звукозаписывающие устройства и медиумы. Выбор оборудования. AB-тест
- Запись звука на локациях, в студийной регулируемой среде.
- Обработка и редактирование звука в посте, включая ADR, фолли, синхронизацию и т.д.
- Что значит «Голливудский» звук?
И многое другое…
Мне, как преподавателю высшей школы, задают множество вопросов, и это лишь некоторые из них:
- Какое оборудование больше всего подойдет для обычной звукозаписи на локации?
- Какие программы для монтажа звука самые лучшие?
- Какие типы микрофонов лучше подойдут для различных случаев?
Также я коснусь основ кинопроизводства, важных постулатов кинематографа, типов камер, форматов, композиции кадра, методов освещения и динамического диапазона. У звука есть и масса других, не менее важных вопросов.
Хотя я не ощущаю от фильммейкеров желания открыть этот ящик Пандоры, однако понимание основ звука, в первую очередь, позволит вам улучшить качество фильмов, не проходя курсы аудиошколы. Таким образом, будут рассмотрены следующие вопросы:
- Что такое звук, как он двигается и как себя ведет?
- Что такое акустика и как она влияет на запись звука на площадке и в постпродакшне?
- Что такое звуковой сигнал, headroom, динамический диапазон?
- Структура аудио, как аналогового, так и цифрового.
- 3 базовых блока звуковой обработки и управления.
- Эффект близости (для микрофонов, динамиков)
- Частота дискретизации и битовая глубина
Список можно продолжать, и я на примерах буду ссылаться на эти базовые моменты.
Итак. Давайте начнем с рассмотрения цифровых основ. В аудиоиндустрии было время, когда аналоговая лента преобладала в профессиональной аудиозаписи. В какой-то степени где-то это актуально и сейчас. Но этот метод дорогостоящий и громоздкий. Возьмите любой формат записи на жесткие диски, возьмите сами накопители - теперь мы можем записывать, монтировать, микшировать звук без какой-либо порчи оригинала.
Аналогичным образом заработала видеозапись: видео может записываться на цифровой носитель. А звук можно записывать на маленькие, портативные и доступные устройства. В 1960-х годах 16мм камера Bolex и катушечный аудиомагнитофон Nagra сделали процесс более портативным, но настоящую революцию 21-го века сделали HDSLR-камеры и Zoom H4N.
Разве сложно разобраться со звуком в теории? Вероятно, нет, если сопоставлять цифровое видео и цифровой звук. В первой статье я хочу ввести некоторую терминологию. В дальнейшем мы вернемся к этим понятиям более детально.
Клиппинг (Clipping)
Как и в аналоговой фотографии понятие «blown out», так и в цифровой - «клиппинг» возникает, когда неверная экспозиция приводит к засвеченным участкам, изображение теряет детали и в конечном счете становится непригодным.
В цифровом звуке клиппинг - аналогичное понятие, означающее завышение уровней звука на входной стадии. Возникает цифровое искажение, и звук становится непригодным к использованию, т.к. будут утеряны детализация и точность воспроизведения.
Клиппинг также может возникнуть на стадии предусилителя, стадии микрофона и аналога стадии преобразования. Следовательно, если проводить аналоги с захватом изображения, то здесь потребуется не просто корректировка экспозиции. Мы рассмотрим эти вопросы чуть позднее.
Разрешение (Resolution)
В видео это означает горизонтальное разрешение изображения, его размер и возможность сохранить максимально возможный объем информации. Таким образом, когда мы сравниваем популярные цифровые камеры, то встречаем форматы 720p, 1080p, 2k и 4k.
Разрешение звука также соответствует способности захватить звук в высоком разрешении (частота дискретизации). Наиболее распространены 44.1k, 48k, 96k и 192k. Это понятие обычно бывает недооцененным в видеомонтаже, и из-за этого возникает большинство ошибок в синхронизации звука и изображения. В дальнейшем мы уделим этому также особое внимание.
Сжатие (Compression)
В цифровом кино сжатие применяется для управления большими объемами информации. Из-за ограничений зрительского восприятия сжатие применяется для удаления избыточной информации из сигнала. Полупрофессиональные камеры используют более высокие коэффициенты сжатия, а хай-енд камеры - низкие либо вообще не используют.
Сжатие аудио- и видеосигналов схоже с точки зрения управления данными. Используется сжатие с потерями (lossy) и без потерь (lossless), что также удаляет избыточную информацию, учитывая способность человека слышать высокие и низкие частоты.
Использование второстепенных форматов сжатия, например, mp3, часто применяемого на бытовом уровне, обычно приводит к менее желательным результатам.
Сжатие звука применяется также для нормализации звука, чтобы колебания уровней речи и сигналов звучали согласованно и слаженно.
Динамический диапазон (Dynamic Range)
В кино динамическим диапазоном обозначают область от самой темной до самой светлой точки, которые камера может записать. В темном изображении появляются шумы, а в светлом - засвеченные пятна.
В аудио у динамического диапазона схожий принцип: запись звука происходит в заданном интервале, в котором искажения звука имеют несущественный характер. Если записывать звук слишком тихо и затем прослушать на нормальной громкости, то будут слышны посторонние шумы и помехи.
Если записывать звук на высокой громкости на аналоговый носитель, то происходит насыщение пленки, что даст несколько больший динамический диапазон. Зато в цифровом звуке возникает клиппинг, и у вас в итоге остается искаженный звук.
Предварительное заключение
Я не собираюсь заниматься бесконечными сравнениями. Каждый может обнаружить сходство между аудио и видео.
Я бы хотел предложить вам задуматься вот о чем. В то время как мы тратим приличные деньги на камеры, чего мы ожидаем, если тратим на некоторое звуковое оборудование всего лишь малую долю таких денег, при этом не имея достаточного багажа знаний об аудиозаписи?
Когда я в университете сдавал экзамены, у нас было задание провести сравнительный анализ аппаратного оборудования и программных алгоритмов. В мире звука это называется ABX-тестами. К моему удивлению, результаты были несущественными. Как я всегда утверждаю, за что платишь, то и получаешь. Итак, еще раз, когда люди платят тысячи долларов за камеры, почему бы им не потратить всего пару сотен долларов на небольшой любительский полевой рекордер? Все сводится к индивидуальным характеристикам инструмента. С должными знаниями и информацией вы сможете определить, что дает независимо от цены отличный звук. Будьте уверены, Zacuto стремится дать вам нужные знания. Следите за новыми публикациями.
Источник: zacuto.com
Около 6ти лет работаю саунпродюсером. Делали и полные метры и студенческие короткометражки. Резюмирую свой опыт. Почти никто в России не умеет работать со звуком. Хороших режиссеров можно пересчитать по пальцам. Фоли артистов и того меньше (посмотрите почти во всех фильмах в титрах один фигнер - было недавно интервью с ним погуглите). Техника дело десятое (хотя на ней тоже нельзя экономить) важнее понимать что ты хочешь от звука и уметь этого добиться. Если есть вопросы - задавайте. С удовольствием проконсультирую по этапам работы, ценам и срокам.
А главное тупорылых школьников полных амбиций не пускать на постпро, перезапись.
Потому-то и пердметы в кадре и шаги звучат неестественно. И уж со звуком то, поверьте, работать многие умеют.
Вот ваше саундпродюсерство вызывает сомнение. Увы!
Полностью согласен с ответом!!!!!!!!!
Сначала нужно всем продюсерам понять что такое продюсирование, а потом хаять тех профессионалов, которые реально умеют работать (таких становится всё меньше :( )
Могу на куче примеров доказать, что фактически все проблемы в кинопроизводстве именно от так называемых продюсеров!!! Только жаль время тратить - уже стольким «великим» уши промывал, что тошно…., а они всё слушают и заново ужимают и сроки и бюджет и губят технологию. :(((
Я 20 лет в звуке - не на последнем месте в списке, знаю на своей шкуре что говорю…
По-умерьте аппетит, уважайте профессии, зрителя и отрасль, дайте просто сделать ВАШ… именно ВАШ звук, дайте работать профессионалам, а не мальчикам, может тогда и Фильмы будут Качественные во всём. Это не значит, что такие же как в Голливуде… там, кстати, зачастую звук хуже чем у нас (достаточно посмотреть оригиналы).
И не лезьте со своими якобы знанием и никчёмным опытом в ту область, которую нужно просто любить и делать. И последнее - не говорите, что Вы снимаете фильмы на свои деньги….., а если и на свои от проданных 3-х квартир, то возникает вопрос, где Вы взяли деньги на покупку этих трёх квартир…от бабушки достались…. ???
Извините за резкий тон, просто наболело и устал от дебилизма и хамства, только вчера общался с очередным «продюсером», который предложил за полный метр такую сумму, что если на все этапы разложить, получится, что водитель на площадке больше получает…, а Вы говорите плохой звук. Нанимайте
водителя на две ставки!
очень полезная информация. Жмемс продолжения.
Эх, были бы желающие заняться переводом остальных частей…
Так и нет желающих? В принципе, через переводчик+отредактировать - несложно, но я не уверен за терминологию
Дайте, плиз, ссылку на другие части.
Sound Series by Clinton Harn
В английском я не очень силен, но с помощью гугла попробую перевести, а потом попробую поправить.
Я вот за терминологию и правильную формулировку беспокоюсь.
Если кто-нибудь переведет, я могу помочь откорректировать.