Вы здесь
Итоги конференции "Российский кинопрокат - перезагрузка"
13-14 апреля прошла конференция «Российский кинопрокат - перезагрузка», организованная Министерством Культуры и Фондом Кино (организатор - КиноСоюз при участии Гильдии Продюсеров). В конференции приняли участие: Вячеслав Тельнов, Сергей Толстиков, Андрей Смирнов, Константин Эрнст, Александр Роднянский, Вячеслав Муругов, Александр Кушаев, Сергей Сельянов, Игорь Толстунов, Александр Акопов, Валерий Тодоровский, Андрей Звягинцев, Сергей Лобан, Алексей Попогребский, Виталий Манский, Сергей Семенов, Андрей Прошкин, Евгений Гиндилис, Даниил Дондурей и многие другие. Участники конференции были поделены на три группы по отдельным сферам кинопоказа: «Телевидение», «Интернет» и «Кинотеатры и зрители». В последний день конференции были зачитаны итоговые доклады групп и проведена общая дискуссия, обобщенные итоги которой и составляют суть этого письма.
Одним из главных выводов конференции можно считать общее ощущение, что, несмотря на активную поддержку отечественного кинематографа государством, внятной и комплексной политики государства в области кино на сегодняшний день не существует. Не артикулированы ни цели, ни способы поддержки как понятная система. Зачем стране нужен кинематограф и каким он должен быть? Как бизнес? Как искусство? Как часть культуры? Отсутствует даже необходимая социологическая и статистическая база. Все исследования в области кино неполны, разрозненны и нерегулярны. Экспертные советы, как в Министерстве Культуры, так и в Фонде Кино, недостаточно репрезентативны и не соответствуют сегодняшнему дню. Существует необходимость в создании под руководством МинКульта органа, аналогичного европейским Киноинститутам, который смог бы качественно анализировать кинопроизводство и кинопоказ, разрабатывать государственные программы в области поддержки кинематографа и более аргументировано и осознанно осуществлять господдержку.
Структура кинопоказа в XXI веке стремительно меняется в связи с технологическим развитием и изменениями аудитории. Говорить сегодня только о театральном показе уже невозможно. И телевидение, и в особенности интернет играют все большую роль в кинопоказе, и со временем театральный показ может отмереть, как практически скончался DVD рынок. Ни в одной стране кинематограф уже не может выживать только за счет театрального показа. И телевидение, и интернет-показ требуют столь же пристального внимания и государственного регулирования. В противном случае российский кинематограф всегда будет системно убыточен. Стремительное замещение кинофильмов сериалами в телевизионном эфире, интернет-пиратство - проблемы столь же вопиющие, как и конкуренция с Голливудом в кинотеатрах. Практически во всех странах Европы действуют законы, регулирующие кинопрокат, показ кино на телевидении и в интернете. Без принятия системы подобных мер в России мы рискуем превратиться в киноколонию Голливуда, лишившись и отечественного кинематографа, и отечественного зрителя.
Отсутствие каких-либо мер государственного регулирования в сфере кинотеатрального показа приведет к полному краху национального кинематографа в самое ближайшее время и сводит на нет усилия государства по его поддержке.
Итоги работы в группах
Интернет:
«Кто будет платить, если можно не платить?»
Мы понимаем, что технические возможности ликвидировать нелегальный контент есть, но провайдерам это невыгодно. Нелегальное размещение кино уже стало одним из основных источников доходов в сети. Россия сегодня занимает 4 место в мире по нелегальному скачиванию фильмов. Это колоссальная финансовая дыра, особенно болезненная для Российского кино. Исследования показывают, что невостребованность отечественного кино зрителем - миф. В интернете русские фильмы пользуются большой популярностью. Но эта популярность работает только на пиратов, кинопроизводители же теряют зрителя. Примеры Франции, Германии, Великобритании показывают, что при соответствующей законодательной базе меры по вытеснению пиратства в легальное поле возможны и продуктивны. Непринятие решительных шагов в этой сфере, по сути, является саботажем отечественного кинопроизводства и ведет к его коллапсу.
Некоторые предложения в этой сфере:
- Необходимо доработать УК в части защиты интеллектуальной собственности в телекоммуникационных сетях. В нынешней редакции эта часть слишком краткая и неполная. Необходимо предусмотреть ответственность информационных посредников за размещение контента, нарушающего авторские права.
- Предлагается создать Единый публичный реестр информации о правовом статусе аудиовизуальных произведений, поскольку сейчас процедура снятия фильма с трафика осложнена необходимостью доказательства авторского права заявителя.
- Мы предлагаем создать при министерстве Культуры комиссию по развитию аудиовизуального вещания в интернете.
Мы считаем, что настало время помогать развитию легальных способов кинопоказа в интернете, и этот процесс невозможен без участия государства.
Кинотеатры и Зрители:
«Могут ли они полюбить российское кино?» и «Как привести аудиторию в кинозалы?»
Мы с сожалением должны констатировать, что ни один представитель прокатных сетей на конференции не появился, несмотря на предварительные договоренности. На наш взгляд, это ясно говорит о том, что прокатные сети не заинтересованы ни в русском кино, ни в диалоге с российскими кинопроизводителями. Сегодня Россия является четвертым кинорынком в Европе и седьмым в мире. Существует четкое ощущение, что это поняли и в Голливуде. Усилия Голливудских мейджоров (рынкообразующих финансовых гигантов) по продвижение своих картин на российский рынок в последнее время многократно возросли. Это видно и по росту рекламных бюджетов, и по участившимся визитам американских звезд в Россию. Все большее развитие в нашем прокате получает пакетное программирование, когда к фильму-паровозу цепляют еще ряд картин и заставляют кинотеатры размещать весь пакет на максимально выгодных прокатчику условиях, в том числе и по минимальному количеству сеансов. Доля сеансов русского кино, как более финансово рискованного, неуклонно сокращается. Кинотеатры не заинтересованы ни в показе русского кино, ни в работе по его продвижению и рекламе. Исследования показывают, что по мнению большинства кинотеатральной аудитории качество русских фильмов растет, но количество сеансов и доля русских картин в прокате сокращается. Совокупный бюджет русского кинопроизводства равен бюджету двух крупных голливудских картин. В этих условиях оно естественно проигрывает как зрелищный аттракцион. Но кинотеатры программированием и условиями показа отвадили публику, которая в состоянии воспринимать нормальное традиционное кино, сложные человеческие отношения, а не приключения Терминатора и Трансформеров. В России люди старше 30-ти больше не ходят в кино – это факт. Институт семейного похода в кинотеатр в выходной день исчез из российского обихода – кроме всего прочего, не каждая семья может себе позволить истратить на это около 900 р.
В связи с этим русским картинам все чаще не находится приличного времени для сеансов, им обрезают оговоренное количество сеансов после одного-двух дней показа или вообще снимают с проката. Системно сегодняшний кинопрокат никак не заинтересован в работе с русским кино. По мнению ряда продюсеров, серьезной проблемой также является недостоверность финансовой отчетности кинотеатров. Ни одна русская студия сегодня не может поставить на поток производство кассовых хитов, поэтому кинотеатры не очень рискуют, занижая цифры сборов русских картин. У русских студий отсутствуют рычаги давления на прокат. Константин Эрнст заявил на конференции, что единый билет невозможно внедрить из-за мощнейшего, в том числе коррупционного, противостояния кинотеатрального лобби.
Идеи и предложения:
- Необходимо в ближайшее время доработать и внедрить программу «ЕГАИС» для кинотеатров.
- Назрел вопрос о пересмотре системы распределения доходов в сторону увеличения процента, достающегося производителю, по крайней мере, на первых неделях проката.
- Необходимо разработать и осуществить государственную программу поддержки кинотеатров, которые показывают преимущественно культурно значимое кино. Ряд уже существующих кинотеатров подобного направления формируют вокруг себя собственную аудиторию, отличающуюся от массовой. Создание по системе франшизы подобных кинотеатров под единым брендом «Национальная Синематека» хотя бы во всех университетских городах России позволит расширить аудиторию театрального проката и поможет существованию в прокате фильмов, не являющихся только зрелищными аттракционами. С нашей точки зрения созданием подобной программы и ее осуществлением мог бы заниматься Киноинститут либо сегодняшний Фонд кино.
- Мы предлагаем ввести неналоговый сбор с кинотеатрального билета и пустить собранные средства на пропаганду и развитие проката национального кино. Подобный сбор привяжет национальное кинопроизводство к прокату. Сегодня они существуют отдельно. Под эгидой развития свободного бизнеса кинопрокатчики добились беспрецедентных налоговых льгот и свободы от национальных культурных интересов. Как сказал на конференции Андрей Кончаловский, отказываясь от протекционистских мер в прокате, мы способствуем воспитанию американского зрителя на своей территории. Во многих странах Европы действует меры по сближению национального кинопроизводства и проката, по защите собственного культурного пространства и созданию условий, в том числе законодательных, для успешной конкуренции с многомиллиардными корпорациями. Ни одна кинематография Европы сегодня не может быть достойно представлена собственному зрителю без мер государственного регулирования проката.
- На конференции много говорилось о том, что в России нет системной работы с кинозрителем, как во многих странах Европы. В итоге люди просто не понимают во всей полноте, что такое кинематограф и насколько он разнообразен. Мы считаем необходимостью разработать государственную программу по приучению школьников к кино через факультативные занятия, создание интернет-синематек для школьников, создание программы «100 лучших фильмов» с комментариями специалистов и профессионалов отрасли.
Телевидение:
«Телевидение – спаситель или могильщик?».
Сегодня российскому телевидению практически не нужно кино. Его из эфира вытесняют сериалы и короткие телефильмы собственного производства каналов и аффилированных с ними студий. Большая часть зрителей уже уверена, что то, что они видят по телевизору, и есть кино. То есть телевидение приучает зрителя к симулякрам, к дешевой замене кино. Константин Эрнст на конференции заявил, что это естественный процесс, и он должен продолжать свободно развиваться. С нашей точки зрения, в этом процессе видны серьезные усилия самого телевидения. Каналам выгодно производить собственный дешевый контент и не зависеть от кинопроизводителей. Они контролируют и производство, и его стоимость, и средства доставки продукта зрителю. По сути, это напоминает историю развития Голливуда, когда мейджоры точно также контролировали весь процесс создания кино от производства до показа. Но благодаря анти-трестовскому законодательству и судебным процессам, правительство заставило студии избавиться от театральных сетей для создания справедливой конкуренции.
Сегодняшний зритель, выросший под воздействием телевидения, не нуждается в кино. Потому что он и не знает, что это такое. С нашей точки зрения телевидение должно быть союзником и заказчиком кинематографа. Несмотря на цифры рейтингов, это служит не только интересам кинематографистов, но и, в конце концов, интересам зрителей.
Мы предлагаем законодательно обязать телевидение вкладывать 5% своего ежегодного рекламного оборота в кинопроизводство. Телеканалы будут сами свободно определять, в какие проекты инвестировать, законодательно определяется лишь доля, которую они должны вложить в кино. Подобная мера будет способствовать заинтересованности телеканалов в «большом» кинематографе, в том числе в его продвижении. Подобные законы действуют в ряде стран Европы и доказали свою эффективность. Прежде всего в том, что они соединяют телевидение и национальный кинематограф в единую систему.
Мы понимаем, что часть предложений, высказанных на конференции, кажутся радикальными и вступают в противоречие с бизнес-интересами различных групп. Но также мы понимаем, что политика поддержки кинопроизводства без регулирования всех форм кинопоказа, без системной политики по созданию условий существования национального кино на рынке показа, не может привести к необходимым результатам. Ориентация на американскую модель свободного кинорынка не работает в условиях Европы, что доказано опытом всех наших соседей. Создание продуманной и системной госполитики в сфере кинопоказа - насущное и необходимое условие для развития в стране полноценной киноиндустрии, которая сможет существовать и как сфера бизнеса, и как часть истинно национальной культуры, и будет способна создавать произведения киноискусства, важные и интересные для всего мира.
С уважением, КиноСоюз