Вы здесь
Фильм "Ты забыл, во что мы играли" уплыл в Creative Commons
В 2010 году кинокомпания АРТкино, творческое объединение «Мир искусства» и LookAround Pictures сняли короткометражный 32-минутный фильм «Ты забыл, во что мы играли». После укороченного срока проката создатели фильма осознанно выпустили его в «свободное плавание» в Интернет. Это значит, что любой может его скачать и посмотреть. Абсолютно бесплатно.
Филипп Козаков: «Если аудитория решит, что нам стоит снимать кино дальше, то мы будем снимать кино».
Почему авторы фильма сознательно отказываются от возможной прибыли? Вот какой ответ дают они сами: «Мы откажемся от авторских прав. Сами. По доброй воле. Без нытья об упущенной прибыли. Ведь мы считаем, что информация должна быть свободной».
Все просто – если вы скачали фильм, он вам понравился, вы имеете возможность и желание отблагодарить его создателей, то вы можете перечислить им некую сумму (решать вам – сколько) для того, чтобы в будущем эти люди смогли и дальше снимать кино.
А посмотреть фильм действительно стоит. Он напомнит каждому что-то свое, свой «вишневый сад» и свои детские игры. Фильм наполнен щемящей тоской по безнадежно ушедшему детству. Сюжет довольно прост: парень продает дом, где прошло его детство и отрочество. Где за столом собиралась тогда еще большая и дружная семья. Где он играл «во взрослых» со своим братом… Там и тема взросления, и «лихие 90-е», сложности родственных отношений и очень красивая картинка.
—
На вопросы ответил Филипп Казаков, монтажер и идейный вдохновитель свободного распространения фильма.
— Расскажите о фильме?
— В фильме 48556 кадров, 16 сцен, 291 склейка и 37 цифровых эффектов. Шучу.
Я ужасно не люблю описывать фильмы, делая краткий пересказ сюжета. Такую как-бы заманиловку с рекламного постера. Это отлично работает для детективов и боевиков, но решительно не подходит для нашего фильма. Сюжет в нем, разумеется, есть, и весьма четко и строго выверенный, но лучший способ ознакомиться с ним - посмотреть фильм, он длится всего-то полчаса. Мне гораздо ближе описательные характеристики кино. Так вот наш фильм ближе всего к старой школе еще советского кинопроизводства, когда сюжетная линия фильма развивалась последовательно, в фильме описывались обычные логичные жизненные события, каждое из которых закономерно вытекало из предыдущего. У нас получился очень классический фильм, очень, как мне кажется, простой и близкий к российскому жителю. Тут нет и следа постмодерна, с его сложными экспериментами и заигрываниями со зрителем; а есть сравнительно «обычная» история, которую мы старались максимально ясно и при том художественно донести до зрителя в соответствии с режиссерским замыслом. Мы решали самую базовую задачу Кино - рассказать историю, стараясь придерживаться классических канонов. Ну и да, рассказать историю - это в моем понимании значит изложить последовательность фактов, а уж выводы из этой последовательности должен сделать сам зритель. То есть четкого разделения «кто плохой, а кто хороший» в нашем фильме нет, он оставляет известное поле для свободы интерпретации зрителем.
— А теперь от производственном процессе?
— Дмитрий Майоров - режиссер фильма - три года назад ходил в Киноклуб АРТкино. Там мы и познакомились, поскольку в этом же клубе я вел курс видеомонтажа (и сейчас продолжаю). Мы сделали пару работ вместе и подружились. Через год Майоров написал сценарий фильма и показал его Дмитрию Куповыху (руководителю клуба АРТкино). Куповыху сценарий понравился, и он предложил Майорову финансовую и техническую поддержку, т.е. стал продюсером. Майоров предложил мне поучаствовать в проекте в качестве монтажера. До сих пор помню тот июльский день 2009 года, когда за обедом я пробежался по этому 8-ми страничному документу и вдруг сразу ясно понял - я этот фильм смонтирую. Забавно, как быстро иногда мы принимаем глобальные решения. Можно полдня потратить на выбор нового мобильника или тумбочки на кухню; а решения, существенно влияющие на последующую жизнь, зачастую принимаются мгновенно.
Так вот, Митя Майоров не только мне отправил сценарий, и через некоторое время собрал съемочную группу (преимущественно из энтузиастов), и начал снимать, при поддержке продюсеров. Фильм снимался в два этапа: летом и осенью. В ноябре 2009 мы с грехом пополам приступили к монтажу. А в феврале 2010 года вдвоем с режиссером, где и закончили черновой монтаж. Потом было еще много-много работы (не буду утомлять), потому что последние 20% производства чего-либо требуют 80% усилий, но на третьем кинофестивале АРТкино (в это воскресенье, кстати, закончился четвертый) 24 сентября 2010 года фильм успешно дебютировал. Фильм дебютировал, и отправился по разнообразным фестивалям, часть из которых довелось посетить и мнедовелось посетить и мне. А через год после дебюта фильм отправился в свободное плавание по Интернету. Подробно об этом можно почитать на нашем сайте.
— А почему вы решили раздавать фильм бесплатно? И почему тогда через год, а не сразу? В Интернете уже ходят предположения, что это такой PR-PR-ход провалившего в прокате фильма.
— Тут объяснение очень простое. Вообще, все в реальной жизни проще, чем кажется из Интернета. Как я уже говорил, я сразу понял, что хочу смонтировать этот фильм. Но, увы - у проекта почти не было финансирования. Почти вся съемочная команда работала бесплатно, денег не хватало. Я предполагал, что адекватной оплаты за этот проект точно не получу. И действительно - продюсер предложил оплату, которая составляла некоторую часть реальной стоимости этой работы. Но я не привык работать частично. Я либо делаю, либо нет. И тут без компромиссов. Поэтому к моменту ключевого разговора с продюсером у меня родился план. Я подумал, что раздать фильм бесплатно было бы очень интересным экспериментом. Интересным настолько, что я легко готов пожертвовать тем небольшим потенциальным заработком, чтобы претворить его в жизнь. Я поделился этими планами с режиссером и получил его полную поддержку. Митя Майоров тоже ведь работал бесплатно, и оценил здравость моего предложения. Коли мы почти все тут работаем за так, почему бы и не раздать фильм за так всем вокруг, чтобы его хотя бы посмотрело максимальное количество людей?
И вот, мы втроем встретились с продюсером и заключили договор (Договор между Режиссером и Продюсером - это необходимая формальная бумажка, чтобы фильм стал фильмом, а не просто любительским творчеством), в котором был необходимый пункт о том, что режиссер через 8 месяцев после начала проката имеет право выложить фильм в Интернет. Ну, как-то так. В итоге фильм вышел под лицензией CC-BY-NC-ND (лицензия Creative Commons - Атрибуция-Некоммерческое использование - Без производных произведений) Восьмимесячный срок заканчивался в мае 2011 г., но в этот момент я был занят другим проектом. Кроме того, сентябрь более «плотный» месяц, всюду начинается «движуха». Поэтому уже ближе к делу в январе 2011 мы решили перенести старт свободной раздачи на сентябрь, заодно придав акции немного иллюзорной округлости «Ровно через 1 год, после…»
Что касается проката, то тут мне нечего сказать. Offline-распространением фильма занимался продюсер. Таким образом, сколько он заработал на прокате, и насколько это окупило его затраты, я не в курсе.
— А не боялись, что фильм уведут и раздадут раньше срока?
— Боялись. Мы регулярно проверяли ведущие трекеры. Кроме того, уже в день премьерного показа год назад мы открыли официальный промо-сайт, что сфокусировало поисковые системы в правильное русло.
Насколько мне известно, продюсер так и не выпустил фильм в виде отдельного диска (т.е. он выходил только на сборниках), сами мы (с режиссером) выпустили небольшой тираж «для друзей», но раздавали его только глядя в глаза и с напутствием «не шарить до релиза». Кроме того, на сайте мы написали (говорят, проникновенную) просьбу не раздавать фильм до официального релиза, рассказав кратко всю эту историю.
— И не увели?
— Увели. Один из участников выложил фильм в Сеть несколько месяцев назад. Но не по злому умыслу. Этот релиз до сих пор можно найти, если постараться. Но публичный релиз - это не такое простое дело, как может показаться. Чтобы как следует отрелизить фильм - это мы теперь знаем по собственному опыту - нужно ой как постараться. Интернет - живая самоорганизующаяся и непредсказуемая сущность, можно выложить абсолютный шедевр, но он будет абсолютно незаметен на просторах Сети. «Выстрелы» некоторых смешных и дурацких любительских роликов в Ютубе - это не более чем случайность. Чтобы получить закономерную популярность даже бесплатного контента, нужно хорошо его представить публике, что требует значительных усилий и незаурядных технических знаний. Таким образом, утекший релиз закономерно погряз в пучине контентного шлака и потерялся.
— Каковы впечатления от первых дней после релиза? Правильное ли это было решение?
— Как я уже говорил выше, главная цель нашего эксперимента - дать посмотреть фильм максимальному количеству людей. Всем желающим. В этом контексте и надо, в первую очередь, оценивать успех мероприятия. Как я уже говорил - Интернет - это практически живая сущность, слабо поддающаяся контролю. Сейчас заканчиваются вторые сутки после релиза, и вот известная нам статистика за чуть более, чем за сутки:
• 652 online-просмотра
• раздающих/качающих по статистике uTorrent в сумме - 346/139
• 5 репостов (копии наших официальных раздач, сделанные энтузиастами)
• более 10 тем на форумах, в том числе есть и на заграничных
Тут надо учесть три специфических момента:
• не все online-просмотры равноценны просмотру фильма целиком. Кто-то выключился на половине.
• не все скачавшие стоят на раздаче. Кто-то выключает компьютер на ночь, кто-то уже удалил фильм, кто-то бережет трафик. Реально скачавших фильм больше.
• мы совершенно никак не можем контролировать статистику скачивания через репосты. Каждый из них - это новый росток просмотров в целевой аудитории ресурса. С появлением репостов фильм уходит в действительно свободное, полностью независимое от нас плавание.
Ну и надо понимать, что фильм вышел в сети в субботу, а выходные не самое активное время пользования сетью. В целом по моему внутреннему ощущению на текущий момент фильм в Интернете посмотрело более тысячи человек. Много это или мало? Лично мне кажется, через несколько дней мы покажем фильм большему количеству людей, чем увидело его за весь прошедший год официального проката. Ну, а что касается финансовой успешности, время покажет. Если аудитория решит, что нам стоит снимать кино дальше, то… мы будем снимать кино.
Вопросы задавала Юлия Панкова
—
Источник: chaskor.ru
Сайт фильма: video.finar.ru