Вы здесь
"Я люблю разрушать то, что сам построил": мастер-класс режиссера Дени Коте
Создатель кинокартины «Вик и Фло увидели медведя», получившей специальную награду Берлинале 2013, канадский режиссер Дени Коте, на своем мастер-классе в Киеве, рассказал молодым украинским киношникам, во что вкладывает свои силы при создании фильмов, почему ему не близок голливудский стиль съемки и за что он терпеть не может большие съемочные группы и арт-директоров.
Специально для тех, кому не удалось пообщаться с Дени лично, «КиноМастер» выбрал из его лекции самые важные и интересные моменты.
О съемочной группе.
Я не люблю, когда над фильмом работает большая команда - слишком много лишних людей. Все эти помощники помощников режиссера, третьи, четвертые, десятые ассистенты только запутывают меня и вгоняют в ступор - я не могу понять, кто за что отвечает. Для меня идеальная съемочная группа состоит из пяти-шести человек.
Об арт-дирекшне в кино.
Для меня это абсолютно бесполезная вещь. К примеру, если бы вы мне предоставили эту комнату для съемок - я бы не стал в ней ничего менять, снимал бы как есть. Но я - это я. Мне просто не близок голливудский подход, где каждая деталь проходит арт-дирекшн, имеет какой-то тайный смысл, где шторы должны быть обязательно зелеными, причем оливково-зелеными, а не изумрудно-зелеными, и т. п. Это же слишком искусственно! Арт-директора стремятся все усложнить, а я люблю реализм.
О бюджете фильмов.
Большой бюджет совершенно необязателен, чтобы начать делать кино. Конечно, если у вас совсем нет ни денег, ни ресурсов - зарабатывайте, ищите их. Но если в вашем распоряжении уже имеется некоторая сумма, техническое оборудование и команда профессионалов-энтузиастов - не откладывайте, снимайте прямо сейчас! Меня всегда поражало, как люди ждут по 5 лет, чтобы заработать 5 тыс. долларов на съемки и воплотить свою идею в жизнь.
Начинайте снимать сейчас - просто ваши амбиции должны быть реалистичными и отталкиваться от ваших возможностей. Разумеется, если вы мечтаете сделать фильм о динозаврах и решили твердо следовать мечте во что бы то ни стало - вы можете потратить годы, пробуя заработать достаточно денег на проект, который потребует высокотехнологичных визуальных эффектов и так далее. Но вы ведь можете работать и воплощать идеи уже здесь и сейчас, используя те ресурсы, которые у вас есть. Просто решите для себя, что вы выбираете - следовать за мечтой или быть реалистами.
О сценарии.
Все зависит от того, сколько вы успели пережить. В 20 лет сложно написать хороший сценарий - просто потому, что у вас еще недостаточно жизненного опыта, не о чем писать. Будьте открыты миру - не пишите только о себе и для себя. Мой вам совет - если вы все же решили положить в основу сценария историю собственной жизни - избегайте прямолинейности - это выглядит топорно и никому не нравится. И еще - если у вас достаточно опыта, и вам есть, что сказать миру - делайте это. Будьте смелее, верьте в себя. Режиссер - сильная личность. Вы могли бы сейчас выйти, сесть на мое место и рассказать перед аудиторией идею своего сценария? Если нет - вряд ли вы снимете свой фильм.
О работе с актерами.
Я люблю приглашать к сотрудничеству актеров-непрофессионалов - для меня это своеобразный вызов, и они более послушные. С актерами у меня любовь-ненависть. Ну, может, в большей степени любовь. Я очень директивен на съемочной площадке и почти никогда не позволяю актерам импровизировать. Моя камера предельно точна. Да и вообще, я - контрол-фрик и предпочитаю следить за выполнением каждой детали. Я не доверяю в этом смысле не только актерам, но и продюсерам, организаторам фестивалей и так далее. Я просто задаю очень много вопросов и слежу за тем, чтобы все было выполнено именно так, как договорено.
О собственном творчестве.
Некоторые мои фильмы снимались совсем без сценария. Была только общая идея - но никакого сценария. Не знать, что именно ты делаешь и что из этого получится - восхитительно и волнующе. Во всяком случае, для меня. Многие режиссеры очень четко знают в деталях, какую историю собираются рассказать. Но только не я - мне вообще кажется, что рассказчик историй из меня так себе.
«Вик и Фло увидели медведя» - мой самый масштабный проект на сегодняшний день, его бюджет составил более $20 тыс. Этот фильм я тоже снимал, что называется, «с чистого листа» - идея рождалась по мере создания фильма. Я не привносил ничего личного в сценарий, как мне кажется. Вообще, я никогда не пишу сценарии о себе - хотя, возможно, психоаналитик сказал бы иначе. Да, наверное, в чем-то «Вик и Фло» - тоже обо мне. Мне по жизни нравится находиться немного в стороне от общества, быть самому себе хозяином… В этом проекте я экспериментировал и не сразу видел, чем закончится история. Меня многие спрашивали - зачем эти внезапные сцены насилия в финале «Вик и Фло», но мне сложно объяснить. Такой я человек - люблю разрушать то, что сам же и построил. Почему - я и сам не знаю.
Текст: Алена Папырина
Фото: Ася Березнай