Вы здесь
Процесс о ста двадцати миллионах. Роман Балаян — о творчестве и средствах
Государственное агентство Украины по вопросам кино провело одну из самых резонансных акций за всю кратковременную историю. Это питчинг — конкурс-презентация, во время которого украинские кинематографисты оспаривали перед специальной комиссией возможность получить государственные средства на новое кино. Уже немало писали о том, что правительство Азарова в этом году выделило около 120 млн. на киноотрасль. Но по-прежнему многих волнует: кому достанутся эти деньги? И все ли из них отойдут кинематографистам? На эти и другие вопросы специально для ZN.UA ответил наш известный режиссер Роман БАЛАЯН, который на питчинге был главой комиссии «по отбору лучших».
Многие кинематографисты предложили Госкино и свои идеи, и практически оформленные проекты. Среди соискателей госсредств — режиссер В.Тихий, презентовавший «Зеленую кофту». Обсуждался украино-германский проект режиссера З.Буадзе «Любовь убийцы» о Сташинском (который убил Бандеру). Свою киноидею предложил и известный художник-режиссер С.Маслобойщиков — «Бриллиантовый крест» (проект уже поддержан митрополитом Киева и всея Украины Владимиром). Значилась среди соискателей и Кира Муратова…
Было много заявок от дебютантов… Уже на следующей неделе — на втором этапе — круг соискателей сузится. В любом случае запуски должны стартовать в 2011-м, иначе выделенные миллионы опять вернутся в бюджет!
В то же время некоторых наблюдателей на питчинге смутило следующее… Отдельные члены отборочной комиссии «ротировались», как и соискатели, на «гранты» от государства. Справедливо ли это? Наверное, так же «справедливо», если бы в конкурсе Каннского фестиваля был представлен фильм главы жюри этого же фестиваля…
— Роман Гургенович, еще раз о миллионах… Что стоит за цифрой: 120 млн. на украинское кино? На что может хватить этих средств, даже если их умно распределит самая авторитетная комиссия?
— К сожалению, 50 миллионов из этой суммы уйдет на покрытие долгов. Из прошлого… Так что останется где-то 60—70 млн. И я предлагал, чтобы эти средства пошли в основном на дебюты. Собственно, я и согласился участвовать в обсуждении этих сценариев только из-за этого! Ведь дебюты — это прекрасно.
Тем не менее денег на кино все равно недостаточно. Хотя и на том спасибо. Во всяком случае, благодаря этому питчингу мы еще раз убедились, что в Украине есть очень способные ребята. Во всяком случае, пять талантливых дебютантов я могу точно выделить! И не сомневаюсь, что дебютов эдак семь в ближайшем будущем будет запущено — обязательно.
— То есть вы считаете, что подобный питчинг — некий экзамен для молодых?
— Дебютант имеет право на художественную ошибку. Ведь так было всегда! И даже если из тех будущих семи запусков хотя бы два-три будут удачными, значит, ставка на молодых себя оправдала. Я неоднократно говорил, что надо перестать нам, почтенным кинематографистам, давать деньги из государственного кармана… Все равно эти картины не идут! Ведь проката нет. И все — внутри себя. Эту проблему, впрочем, можно и решить… Если, кроме всего прочего, в каждом мультиплексе был бы отдельный зал — для отечественного кино, который содержался бы за государственный счет.
— В процессе обсуждения сценариев на что вы обращали внимание в первую очередь?
— Я выбираю только то, что «выше профессии». Выбираю людей с авторским мышлением. Заседание наше проходило в форме представления проектов. И вопросы к кинематографистам были разные — в том числе и острые.
Мы обсуждали, расставляли свои оценки. После эти оценки — суммируются Госкино. И вскоре будет ясно, кто фавориты. Во всем этом «процессе» надо просто хорошенько заняться математикой. То есть посчитать и оценки наши, и бюджеты будущие… Например, бывает так, что у кого-то превышена смета, а сам проект интересный. Тогда надо с продюсером многое оговаривать. За три миллиона или все-таки за два? Во всяком случае, было немало интересных замыслов наших молодых кинематографистов.
— Вы же по-прежнему сегодня в штате киностудии Довженко?
— И знаете почему? Я хотел было уйти, потому что у меня есть своя студия «Иллюзион». Но тогдашний директор Николай Мащенко сказал: «Я тебя умоляю, останься…» Так я и остался, но деньги там не получаю.
— А довженковская студия инициирует запуск каких-то интересных кинопроектов?
— Три дебюта от молодых как раз и предлагала наша студия. И если эти молодые пройдут «естественный отбор», то я буду с огромным интересом следить за их творческой жизнью… Да, конечно, на студии сегодня павильоны заняты телешоу, ведь и самой студии выживать трудно. Поэтому барахтаемся, хотим, чтобы студия жила. До слез хочется, чтобы она была хоть как-то конкурентоспособной. Может быть, даже за счет самой территории. Я бывал на многих киностудиях в разных странах и заверяю вас — наша самая красивая!
— Ваши предпочтения на питчинге больше склонялись в сторону зрительского или арт-хаузного кино?
— И в ту, и в другую сторону… Хотя я в этих градациях не самый большой специалист. Главное для украинского кино — пробиться сквозь железный репертуар, представленный сплошным американским кино. Не скрываю, мне не нравится и российская «9 рота», и «Ночной дозор»… Тем не менее всему этому должно быть место. Но ведь и другой кинематограф должен как-то пробиваться сквозь стену боевиков и блокбастеров. Если прокатная система будет адекватно работать, если с каждого билета будут соответствующие отчисления, то можно тогда и украинский прокат развивать.
— Нынешний руководитель Госкино в состоянии пробивать такие стены?
— Екатерина Копылова — человек активный. Выбить деньги на кино — для нее вопрос жизни и смерти… И я не понимаю, почему некоторые кинематографисты, которым не повезло с государственным финансированием, начинают активно возмущаться, писать доносы, высказывать недовольство новым начальством… Это уже похоже на чистую политику. Не знаю, у меня и с Анной Чмиль были добрые творческие отношения… Может быть, потому что ничего не хочу от государства? Я даже гордился, что с 1986-го ни копейки украинских денег не потратил, а все снимал за российские. К моему сожалению, «Райские птицы» были сняты за украинские деньги, а не за деньги спонсоров.
— Что сегодня быстрее может сдвинуть мертвую телегу украинского кино — госзаказ или продюсер?
— Безусловно, продюсер… Но который имеет частично государственные деньги. Потому что без государственного участия трудно найти инвесторов и спонсоров. Хотя госзаказы все равно будут… Но для этого нужно иметь шесть-семь классных режиссеров. Думаю, что такого количества режиссеров у нас, например, на студии Довженко нет.
— А на «Мосфильме»?
— Там таких много.
— Роман Гургенович, что в ваших ближайших творческих планах как продюсера и режиссера?
— В этом году должен был начать съемки… Был даже написан сценарий по моей заявке. Но пока не получается… Решил не спешить… Моя студия «Иллюзион» год ничего не делала, но недавно был у заказчика — так что будут два интересных запуска для ТВ, где я, очевидно, выступлю продюсером. Я уже не раз говорил, что у каждого режиссера наберется лишь несколько удачных картин. Я сам снял двенадцать фильмов, из которых удачными считаю пять: «Полеты», «Поцелуй», «Талисман», «Филер», «Бирюк»…
— Кажется, именно вам предлагали стать режиссером фильма о судьбе Сергея Параджанова?
— Да, но я отказался. Слишком много времени прошло после ухода этого большого художника. А я посвятил Сергею документальную картину «Ночь в музее Параджанова»…
—
Источник: zn.ua