Вы здесь
Готовим сценарную заявку
Речь пойдёт о заявке на так называемый горизонтальный мини-сериал (законченная история на 4-8-12-16 серий).
Название проекта
Вроде бы ничего нового сейчас не сообщил, но с этого пункта всё и начинается. Начинается конкретика. Да, на сегодняшний день британские учёные зафиксировали триллион бессмысленных названий, да, уникальное название придумать невозможно, да, правильное название половина дела, да, можно скромно назвать заявку Заявкой, но это всё мимо. Сейчас вы оформляете шапку, которая должна принести прибыль. Так вот. Первое. Забейте в поиск “нейминг” и проштудируйте правила (займёт времени меньше, нежели чтение этой статьи). Второе. Бегло просмотрите обложки бульварных книг, от которых вы ещё вчера воротили нос (хотя, у кого-то есть врождённый дар на подобные заголовки). Третье. Выпишите названия праймовых сериалов, на которые вы ориентируетесь. Я сейчас не шучу. Вы должны понимать логику названий. Названия на НТВ и Первом канале отличаются. Эти отличия надо уметь видеть. Правильное название в себе содержит: жанр, обращение к ЦА, канал и даже эфирное время. Знаете об этом? Замечательно. Названий действительно около двух триллионов, но успешными они становятся благодаря всеобщим усилиям. Получится проект хорошим, то и про название скажут, что оно очень типа удачное. А будет проект провальным, так никто и не вспомнит, как он назывался.
Референсы
Если сомневаетесь, то ничего не указывайте. Девайс важный, но и без него всё должно работать. Указываю этот пункт по той причине, что он всё чаще требуется. Под референсами мы подразумеваем фильмы/сериалы, на которые ориентируемся. Осторожно, здесь можно накосячить. Никто не интересуется вашими творческими ориентирами. И перечислять шедевры никто не требует.
Жанр
Как сказано выше, название уже должно указывать на жанровую принадлежность. Мы-то с вами знаем, что из одного сюжета можно замутить и комедию, и мелодраму, и мистический детектив, только в данном случае двусмысленности лучше избежать. Первое. Определив жанр, вы должны ещё раз посмотреть на название, референсы, героев, историю и ответить себе, точно ли все описания соответствуют жанру. Вот если вы забудете этот пункт, то будет ли читателю ясно, что речь идёт о таком-то жанре? И второе. Указывая жанр, вы часть продюсеров и каналов для себя отметаете.
Формат
По секрету скажу (только нигде не повторяйте), что этого вы знать не можете. Это на данном этапе ваше желание. Поэтому указывайте честно: горизонтальный сериал, столько-то серий. “Столько-то серий” предполагает наличие посерийного плана (о нём ниже говорить не буду, поэтому воткну здесь: в посерийном плане должны быть чётко видны события серий и все значимые сюжетные повороты). “Столько-то серий” это то, что вы можете – при удачном расположении звёзд – хорошо и в сроки исполнить. В идеале количество серий должно быть продиктовано самой историей, а ни чьей-то прихотью (увы, но промолчу). Хронометраж серии или всего сериала – держите до поры в уме, пусть цифры вызревают. Если говорить серьёзно, то а) не вам принимать решение по хронометражу, б) точное знание кому и что вы предлагаете, уже автоматически проставляет цифры. И в сотый раз повторю: вы должны представлять, к кому и с чем вы идёте. Если у вас заявка на убойный 8-ми серийный боевик по 42 минуты серия, то будьте уверены, что придётся цифры поправить на 16-ти серийную криминальную драму по 48 минут серия.
Тэглайн
Как только поймёте, что ваша заявка безукоризненна, так сразу же примите смертельную дозу водки. Если верить пропаганде, лучшие слоганы придумываются с жесточайшего бодуна. Это ложь, но в данном случае пох. Надо придумать аттрактивное высказывание в три-четыре слова. Или вслед за Есениным повеситься. Нет, вслед за Маяковским застрелиться – вот кто рулил рекламой. Тэглайн вписываем в заявку в хороший светлый день, а в состоянии безнадёги себя не изводим и этот пункт игнорируем. Никто не заметит, что у проекта нет слогана.
Логлайн
Идите в жж Волкова и почитайте о логлайне. И не надо никому говорить, что у вас такой закрученный сюжет, что в нём сам чёрт ногу сломит. Сюжет закручен, но история проста. Изложением этой истории вы решаете свою судьбу и судьбу проекта. Про 25 и 50 слов в логлайне забудьте. У буржуйских продюсеров есть специально обученные мулатки, которые только и делают, что подсчитывают количество слов. в отечественном бизнесе мулатки приживаются плохо, поэтому никто ничего вам за вас считать не будет. Пишите столько слов, сколько нужно, а затем выкидывайте всё, кроме глаголов. Речь у нас о заявке в целом, поэтому с логлайнами дрочитесь сами. Могу сказать одно: не вводите в заблуждение. Логлайн должен давать представление о герое и самой истории.
Аннотация
Здесь начинается путаница с терминологией, но суть истории не меняется. Линейно (!) рассказываем сюжет. Линейно, в хронологическом порядке выстроенные события в советской драматургической школе назывались фабулой. Затем появились (прибавились и отпочковались) такие понятия, как концепция и синопсис. Короче, с нас внятная история без рекламных заманух типа “а это вы узнаете, если купите заявку”. На что обратить внимание? На проработку главного события, после которого рассказ нельзя бросить. Это событие должно включать так называемую точку невозврата. Выкиньте экспозицию и предысторию, начните с события, которое каждому захочется пересказать, переиграть, уточнить или дополнить. По этому первому событию читатель понимает, в каком ключе будет развиваться история (жанр) и на сколько потянет (формат). Отфильтруйте сюжетные повороты (предполагается, что у вас их в загашнике на каждую серию минимум по две штуки). Напишите однозначный финал. Финал может быть открытым (о финалах мы ещё не говорили, поэтому на всякий случай уточню, что “открытый финал” это драматургический термин, пошукайте если чё в Сети). Финал даёт понять, что история рассказывалась не зря. Хороший финал провоцирует выводы и разночтения, но вам этого (выводов) делать не следует. Событие, поворотные точки, финал. Вот и всё, что требуется.
Герои
Некоторым талантливым авантюристам кажется, что персонажей можно штамповать как пирожки. Наверно можно, когда проект запущен (а по сильно запущенным проектам видно, что используются поточные технологии, но сейчас штамповку допускать нельзя, только ручная работа). Прежде всего нас интересует только главный герой. В идеале он должен раскрыться в предыдущем пункте, то есть, в самой истории. Давайте обсудим, что нам указывать необходимо, а что можно/нужно опустить.
Полный текст статьи здесь.